Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/1/project/14


От монополизма к свободной конкуренции

Реформы в электроэнергетике
РАО "ЕЭС России" - одна из первых монополий в мире, инициировавшая процесс реформ, с целью создания рынка свободной конкуренции. Как и любой крупный проект, реформа рынка электроэнергетики потребовала не только использования внутренних ресурсов компании, но и привлечения внешних консалтинговых структур для обеспечения согласования интересов всех участников процесса.

Предыстория

В ходе подготовки проекта реформы, группами участвующих лиц лоббировались определенные идеологические концепции. Вокруг идеологического поля развернулась настоящая информационная война. Исправить негативное отношение к первому этапу реформирования руководству РАО "ЕЭС России" удалось, построив отношения со СМИ на взаимном доверии и открытости. Отношение журналистов и общественности к реформе стабилизировалось и носит "познавательный". Однако из-за несформированности энергетического рынка России, прогнозируемые сегодня аналитиками РАО положительные изменения в отрасли могут претерпеть кардинальную трансформацию. Поэтому, описывая промежуточные результаты реструктуризации, с уверенностью можно утверждать лишь одно - процессу реформ требуется грамотное коммуникационное сопровождение на уровне международных стандартов.

Идея

Реформа - часть необходимой стратегии изменения деятельности естественных монополий, ориентированная на повышение эффективности работы энергетического комплекса и обеспечения его развития, укрепления энергетической безопасности страны.

Основные этапы реформы

10 декабря 1999 года решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" Председателю Правления РАО А.Чубайсу было поручено к марту 2000 года представить на рассмотрение проект реструктуризации РАО "ЕЭС России".

4 апреля 2000 года подготовленный проект Концепции реструктуризации был представлен на Совете директоров.

11 июля 2000 года доработанный проект Концепции реструктуризации был рассмотрен рабочей группой под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ В. Христенко. На правительственном совещании было принято решение о необходимости разработки государственной программы структурных реформ в электроэнергетике, с использованием материалов Концепции РАО "ЕЭС России" как составной части Энергетической стратегии России.

7 января 2001 года распоряжением Президента РФ была создана рабочая группа при Президиуме Госсовета России по вопросам реформирования электроэнергетики. Группу возглавил губернатор Томской области В.М. Кресс. Группе было поручено обсудить альтернативные варианты реформирования электроэнергетики и подготовить доклад Президенту и Правительству РФ о единой государственной концепции реформирования.

11 июля 2001 года Премьер-министр Правительства РФ М.Касьянов подписал Постановление N526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", что дало старт масштабной структурной реформе российской электроэнергетики.

Цели

1) Разделение естественно-монопольных и потенциально-конкурентных видов деятельности.

2) Создание конкуренции в сферах производства и сбыта электроэнергии.

3) Обеспечение свободы доступа на рынок электроэнергии.

4) Введение единых стандартов работы на этом рынке.

Тактические задачи

- Решение проблемы неплатежей в электроэнергетике;

- обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий электроэнергетики;

- создание условий для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающих полную компенсацию обоснованных затрат, постепенное доведение цен и тарифов до уровня самофинансирования, уменьшение перекрестного субсидирования;

- развитие единой федеральной сетевой инфраструктуры;

- участие в формировании технологической инфраструктуры рынка электроэнергии;

- обеспечение условий для недискриминационного доступа независимых производителей на рынок электроэнергии.

Привлеченные ресурсы

В проекте реструктуризации занято около 200 штатных специалистов. Для разработки положений реформы привлекались специалисты и консультанты центральных, региональных и международных организаций: корпорация "Карана", Институт энергетических исследований РАН, НИИ экономики и энергетики, Центр энергосбережения ОАО "НИИЭС", Институт государственного права Академии наук, консалтинговые организации - CMS Cameron McKenna, JP Morgan, Deutsche Bank, Arthur Andersen.

Специальные мероприятия

Департамент Корпоративной Стратегии предложил провести серию образовательных и разъяснительных мероприятий для АО-энерго по реформированию российской электроэнергетики:

а) Круглые столы с представителями региональных органов власти, научного сообщества, крупных потребителей, поставщиков и АО-энерго.

Цели: сформировать понимание происходящих и планируемых в электроэнергетике процессов, связанных с преобразованием отрасли; развернуть открытую дискуссию среди участников процесса реформирования энергосистемы региона; выявить потенциально активных участников процесса преобразования; сформировать понимание расхождений среди представителей региона по поводу перспектив реформирования энергосистемы региона.

б) Образовательные семинары для региональных журналистов. Цели: сформировать понимание происходящих в электроэнергетике процессов; объяснить важность событий, связанных с реформированием; сформировать журналистское сообщество, освещающее продвижение реформирования.

Тематические материлы можно прочитать на специальном вебсайте, посвященном реформированию российской электроэнергетики http://raoreform.elektra.ru.

В течении 2001 года в рамках мероприятий РАО ЕЭС проводился анализ некоторых регионов с целью выявления реакции представителей региональной элиты, крупных поставщиков, потребителей и СМИ по отношению к предстоящему реформированию энергоотрасли. Результаты исследования показали, что негативные суждения спикеров по отношению к процессу реформирования, а также "провалы" в позиции отдельных регионов вызваны незнанием сути происходящих изменений. В условиях дерегулирования цены на электроэнергию будут определяться рыночным балансом спроса и предложения, и в задачу РАО "ЕЭС России" входит обеспечение общественно безопасного перехода к такому порядку.

Отношения со СМИ

Первая реакция СМИ на перемены, связанные с реформой, была резко негативной. На Совете директоров было решено сделать процесс реформы публичным, поэтому РАО инициировало разъяснительную кампанию в прессе. Был проведен ряд встреч с журналистами, общественными и научными организациями, контрагентами РАО, стратегическими инвесторами. Негативное отношение к реформе изменилось после принятия 11 июля постановления "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" "526, когда многие противники реформы поняли, что намеченные изменения в электроэнергетике - это часть государственной политики. Тем более, что к моменту принятия этого постановления уже было проведено множество встреч, опубликованы интервью, даны ответы на разнообразнейшие вопросы.

Специалисты отдела по работе со СМИ ведут работу в следующих направлениях:

- семинары с журналистами центральных и региональных СМИ, на которых топ-менеджеры РАО "ЕЭС России" выступали с докладами и презентациями, а также отвечали на вопросы (на таких встречах обычно присутствуют 15-20 журналистов);

- селекторные совещания региональными с журналистами, которые проводятся через АО-энерго;

- рассылка пресс-релизов по информагентствам, центральным и региональным СМИ с оперативной информацией о происходящих в РАО событиях;

- специализированные конференции (11 декабря 2001 года "РАО ЕЭС - открытая компания");

- интернет-конференции;

- проведение тематических семинаров (например о том, что такое "Администратор торговой системы");

- неформальные встречи с прессой, акционерами, инвесторами, стратегическими партнерами;

- подготовка пакета печатной продукции, где описаны основные моменты реформы и состояние РАО на 2002 год. Например, брошюра Russian power reform: new business frontiers, которую А.Б. Чубайс возьмет с собой на международные встречи 2002 (например, на Давосском форуме в Нью-Йорке в начале февраля).

В результате работы, проводившейся более 6 месяцев, отрицательное отношение СМИ к реструктуризации было исправлено. На сегодняшний день, по словам Надежды Пановой (советник Департамент по работе со СМИ), журналистов уже интересуют конкретные вопросы: какой будет модель рынка российской энергетики, как будет создана Федеральная Сетевая Компания (ФСК). Наиболее активны представители печатных СМИ: "Ведомости", "Коммерсантъ", "Российская газета", специализированных СМИ - "Энергия России", "Экономика и жизнь", "Вестник электроэнергетики", "ТЭК".

Результаты

Во время подготовки Концепции было получено и принято во внимание 237 замечаний от региональных энергосистем и представительств РАО "ЕЭС России", 25 замечаний Федеральных электростанций, более 80 замечаний Федеральных министерств и ведомств. С начала работы по первой версии Концепции появилось 4 новых блока, касающихся защиты прав акционеров, модели рынка электроэнергии и мощности, адаптации электроэнергетики к рыночным условиям и социальным вопросам реструктуризации. Изменения коснулись более 30% содержания и 70% стилистики всех разделов Концепции.

Краткосрочные прогнозы

Основные фонды отраслей ТЭК сильно изношены, поэтому при существующих инвестициях, даже при условии продления сроков службы оборудования в среднем на 5 лет, к 2005 году ожидается дефицит мощностей. Для решения этой проблемы электроэнергетическому комплексу страны необходимы значительные инвестиции - по разным оценкам, от $2 до 5 млрд в год. При сохранении регулируемых тарифов не более половины требуемых инвестиций могут быть обеспечены за счет собственных средств РАО "ЕЭС России".

Предполагается, что в результате реализации мероприятий первого этапа реформ начнется либерализация розничных рынков электроэнергии, будет организован конкурентный оптовый рынок, созданы первые участники рынка в составе генерирующих компаний (на базе электростанций всех типов) и независимых сбытовых компаний. На первом этапе предполагается создать условия для эффективного функционирования рынка, обеспечить финансовую прозрачность организаций, провести дооценку стоимости активов, - в результате появятся дополнительные факторы привлечения инвестиций. Если реформа пойдет удачно, сокращения основных фондов не произойдет, не возникнет энергодефицита. Если к 2003 удастся снять негативный тренд путем создания конкурентных условий в сфере генерации, то стратегический инвестор придет на рынок электроэнергии.

Дата публикации: 20:21 | 28.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.