Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/1/k/21


Попали в историографию

Ориентир для будущих PR-практиков
Международный институт рекламы всегда радовал читателей своими изданиями. Достаточно вспомнить книгу "Рекламный текст: семиотика и лингвистика". Не стал исключением и библиографический указатель "Реклама и PR", выпущенный в 2001 году. В нем представлены книги, опубликованные в России и за рубежом в XIX - XX веках, собранные в фондах РГБ и других центральных библиотек страны. "Наконец-то PR стал настоящей наукой",- с гордостью подумала я, посмотрев на эту книгу. Ведь библиографические справочники составляются только по научным вопросам. Но как оказалось, до достижения научной точности PR еще предстоит проделать долгий и трудный путь.

PRобелы

Настоящий историограф непременно задался бы вопросом, что понимают составители данного указателя под термином "PR". Ведь именно такие обобщающие работы позволяют понять mainstream общественного и профессионального сознания. Просмотрев список литературы, можно определить PR как коммуникационную деятельность по воздействию на аудиторию. Такой подход, безусловно, влияет на выбор литературы. Хотя автора этой рецензии поражало отсутствие ссылок на многие довольно известные издания.

В связи с этим возникла одна гипотеза: не воспользовались ли составители библиографического справочника в электронный каталог РГБ? Тогда странности и недостатки библиографического справочника можно было бы объяснить особенностями каталога и работы библиотечных служб. Однако проверка этой гипотезы показала, что в электронном каталоге РГБ не представлены работы XIX века и почти всего ХХ. При этом книг по PR-проблематике, вышедших в последние годы, в каталоге РГБ гораздо больше, чем в библиографическом справочнике Международного института рекламы.

Несмотря на все его недостатки, такое издание полезно. По нему можно составить библиографию к какой-либо работе или быстро проверить ссылку (к сожалению, некоторые библиографические указания приведены с опечатками).

Как это было, или ностальжи

Но даже если Вы не ищете ничего конкретного, это очень увлекательное чтение. Интересно посмотреть, когда различные понятия, ставшие сейчас основой коммуникационного дискурса, проникли в отечественные издания. Когда, например, появилась первая диссертационная работа по проблемам рекламы? Оказывается в 1961 году Бурлаенко А.Х. защитил кандидатскую по теме "Советская реклама и пути ее улучшения". А самая ранняя работа по политическому PR выпущена в 1917 году и посвящена "устроению народных собраний".

Здесь есть список книг, победивших на конкурсе "Серебряный лучник", указатель учебников и учебно-методичеких пособий и перечень периодических изданий по рекламе и PR в России, в котором под номером 63 упомянуто то, что Вы сейчас держите в руках. Интересно, что в ХХ веке вплоть до 90-х годов было только одно издание по близкой тематике - "Промышленная газета".

Эволюция мысли

Но самое большое впечатление производит указатель авторефератов диссертаций. Что может быть более захватывающим, чем следить за эволюцией человеческой мысли от кандидатской к докторской, отражающей смену эпох, культур и государств? Судите сами. Крамник В.В. защищал кандидатскую по философии в ЛГУ в 1987 году. Его работа называлась "Механизм политического контроля над массовым сознанием в условиях государственно-монополистического капитализма". А через восемь лет Крамник В.В. стал доктором политических наук в Санкт-Петербургском государственном университете. Защищал тему "Технология власти: Политико-психологические механизмы".

Дата публикации: 20:21 | 28.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.