Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Стратегии поворота / Книжный стенд

Пощечина общественному вкусу


Катерина Соколова
корреспондент "Со-Общения"
soob@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Хорошая книга о PR должна ломать стереотипы
Обложкой книга Бориса Борисова "Технологии рекламы и PR" ничем не отличается от множества бессодержательных пособий по PR: гриф "учебное пособие для ВУЗов", многообещающие намеки на содержание и извечный стилизованный прицел, символизирующий "охоту на потребителей и избирателей". Эта книга привлекла мое внимание только потому, что ее автор - петербуржец. "Борис Леонидович Борисов, заведующий кафедрой рекламы и PR Балтийского Русского института" - гласила надпись на обложке. Выбор случайный, но удачный.


Троянский бык

Традиционный дизайн издания - хитроумный камуфляж. Борисов в одной из глав приводит высказывание Ивана Рыбкина о своем рекламном ролике на выборах 1995 года, в котором разгуливал бычок Иван: "Это троянский бык, подкинутый мне оппонентами". Книгу Борисова тоже можно назвать "троянским быком". Основной прием - шокирование читателя. Этой цели служит все: заголовки, содержание, иллюстрации. Открыв оглавление обычной книги по PR, Вы не ожидаете увидеть фразу "союз "и" как инструмент познания", а именно так называется первая глава этого "учебного пособия". А глава "Лики тоталитаризма" встречает фразой "контрацепция в истории невозможна". Неожиданно, но метко.

Литературная мистификация

Эта книга - отличный культурный проект в области PR. Наш взгляд уже замылен повседневной практикой. Если отталкиваться только от Сэма Блэка и Дороти Доти, получается "рутинный креатив". Борисов, шокируя читателя, ломает стереотипные представления.

Вернемся к "союзу "и" как инструменту познания". Это "и" объединяет PR и рекламу. Сколько текстов написано о их различии, а зачем? И то, и другое - коммуникация, основанная на широчайшем спектре феноменов культуры. Проще всего было бы назвать эту книгу культурологическим анализом рекламы и PR, но этим "сухим остатком" ничего не объяснишь. Здесь есть практически все достижения современной культурологии: мифы и сказки, смех и эротика, тоталитарная культура и культура потребления, структурализм и семиотика, модерн и постмодернизм. И все это описано очень грамотно, с обилием ссылок на Фрейда, Райха, Адорно, Лебона, Тынянова, Проппа, Лотмана, Набокова, Хейзинга, Маклюэна - всех и не перечислишь. При этом автор не забывает и о технологии. Есть и примеры из практики, и классификации, и подробные описания различных методов.

Подведение такой мощной научной базы под PR дает огромный толчок креативу. Шоковая терапия Борисова срабатывает. Культурная встряска позволяет иначе взглянуть на PR и рекламу, найти новые возможности и пути развития этих сфер.

Эта книга - суперинтеллигентная провокация. Потрясают цитаты из Шиллера, Джойса, Бродского и Пелевина. В какой-то момент мне показалось, что Борис Борисов - это литературная мистификация, наподобие Козьмы Пруткова.

PR с киноаппаратом

Наиболее глубокими познаниями автор обладает в области кинематографа. Это придает особую тональность некоторым главам книги. И дело не только в том, что все мы живем в "маклюэновскую эру", где визуальная культура имеет огромное значение. Важность кинематографического опыта таких мастеров, как Эйзенштейн, Пудовкин, Гриффит, Дзига Вертов для связей с общественностью автором трактуется гораздо шире. Главное - это "монтаж аттракционов". Ведь что такое PR, как не склеивание различных кусков реальности для создания особого впечатления.

Ориентация автора на визуальную культуру делает сильной стороной его книги иллюстрации. Приведено множество уникальных плакатов и обложек.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Стратегии поворота
Контекст
Развитие - опасный выбор
Марина Щедровицкая
Стратегические будни
Анна Федорова
Управление развитием компании
Виктор Погодин
Карта будущего
Михаил Гринфельд
Драма перемен
Андрей Ивлев
Капитаны перемен - заложники своих команд
Наталия Мандрова
Среда
Тернистый путь развития
редакция "Со-Общения"
Медиаитоги 2001 года
Иван Голунов
Думайте глобально, действуйте локально
PRоба выбирает
редакция "Со-Общения"
Героический бизнес
Лина Клебанова
Бизнес-консалтинг по-русски
Сергей Гирин
Новости
Рокировка в АКОС
PRonline ловит профессионалов Сетью
Рунет больше не загадка
Кадры решают все
Проект
От монополизма к свободной конкуренции
Вера Васильева
Самостоятельные дочки
Интервью с Игорем Минтусовым
Академия
Консалтинг в России: проблемы доверия
Алексей Фисун
Гуманитарные фабрики
Место, где Восток сходится с Западом
Мария Кириллова
Книжный стенд
Пощечина общественному вкусу
Катерина Соколова
Попали в историографию
Катерина Соколова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.