Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Стратегии поворота / Академия

Консалтинг в России: проблемы доверия


Алексей Фисун
руководитель отдела исследований Агентства "Ракурс ПР"
Версия для печати
Послать по почте

По каким критериям средний и крупный бизнес выбирает консультантов?
Во второй половине 2001 года Агентство общественных коммуникаций "Ракурс ПР" по заказу компании IBS провело исследование "Российский консалтинг глазами клиентов". Результаты этого исследования показались нам крайне интересными, поэтому мы предлагаем вашему вниманию основные выводы, проясняющие ситуацию на рынке консалтинговых услуг в России.


Цели и методы исследования

Главным инструментом исследования был выбран метод глубинного интервью. Все определения и обобщения, которые вы найдете в этом материале, были сделаны на основе тех понятий и формулировок, которые использовались самими респондентами. Каждая компания была представлена одним респондентом. Представленные в данной статье диаграммы и распределения частоты ответов не являются статистически достоверными, поскольку сделаны на основе контент-анализа 47 проведенных интервью. Эти данные позволяют оценить частоту и ранг встречаемости тех или иных понятий и определений.

В исследовании приняли участие представители топ-менеджмента компаний следующих отраслей бизнеса:

1. Нефть, газ и энергетика
2. Телекоммуникационная отрасль
3. Химическая промышленность
4. Машиностроение
5. Производство продуктов питания
6. Банки и инвестиционные компании
7. Страховые компании
8. Транспортные компании
9. Крупные государственные организации

Цели исследования:

Определить уровень информированности о услугах, предоставляемых консалтинговыми компаниями

Выяснить структуру спроса российского бизнеса и крупных государственных структур на консалтинговые услуги в области организационно-управленческого, финансового консалтинга и консалтинга в области информационных технологий.

Определить факторы выбора партнеров на рынке российского консалтинга.

Выявить информированность и источники информации о предоставляемых услугах и провайдерах услуг в области и консалтинга.

Результаты исследования

Как менеджеры понимают сущность консалтинга

Для опрошенных респондентов консалтинг - это, прежде всего, разного рода советы и рекомендации, которые оказывают помощь и поддержку в их бизнесе. Некоторые респонденты указывают на то, что консультанты выполняют ту работу, которую невозможно сделать своими силами. Консалтинговые фирмы обладают уникальными, специфическими знаниями.

Как респонденты понимают сущность консалтинга? На диаграмме 1 приведены основные определения, сформулированные респондентами.

Приблизительно половина респондентов полагают, что рынок консалтинга в России недостаточно развит. Кроме того, его развитие в отдельных сегментах рынка неодинаково, например, финансовый и правовой консалтинг развит лучше, чем маркетинговый.

Распространено мнение, что хорошо развиты консалтинговые услуги для крупного бизнеса, в меньшей степени - для среднего и малого. Это объясняется тем, что крупный бизнес чаще обслуживается представительствами мировых компаний-консультантов. Кроме того, консалтинг является продуктом западной бизнес-среды, но западные бизнес-стандарты еще не привились на российской почве, поэтому в основном изъявляют желание сотрудничать с консультантами крупные компании, заинтересованные в выходе на мировые рынки.

Приоритетные задачи управления

Потребность в различных консалтинговых услугах (в особенности в области организационно-управленческого консалтинга) определяется представлениями респондентов о приоритетных задачах управления. В качестве приоритетных задачи менеджмента выделяют 39% опрошенных, финансовые задачи - 24%, маркетинговые задачи - 21% (см. Диаграмму 2).

Задачи менеджмента понимаются так: вопросы реализации проектов, создание новых направлений бизнеса, развитие (27% опрошенных); эффективное управление (19%); построение системы взаимоотношений между подразделениями, реорганизация (15%).

Финансовые задачи в области управления в основном формулируются как повышение прибыли, снижение издержек (74% опрошенных).

Меньшая "нагрузка", по мнению респондентов, ложится на направления маркетинга (работа с целевыми группами, улучшение системы сбыта, понимание рынка) и стратегического планирования. Всего 10% респондентов в качестве приоритетных указывают стратегические задачи управления. Под этим понимаются: "разработка стратегий" (без дальнейшей конкретизации) - 72%; достижение более высоких результатов в бизнесе - 14%; повышение эффективности и конкурентноспособности - 14%

Средства решения управленческих задач

Менеджерскими, организационными усилиями (то есть собственными силами) приоритетные задачи управления планируют решать 40% респондентов.

С помощью компаний-консультантов - 28%.

Через повышение прибыльности бизнеса - 17%. Достигнуть повышения прибыльности респонденты планируют посредством получения инвестиций (45%), а также расширения географии услуг и построения региональной сети (22%).

Маркетинговыми средствами - 15%. Показателен тот факт, что под решением задач маркетинговыми средствами респонденты понимают "понимание, получение информации, проведение исследований, нахождение рыночной ниши" (62%). В качестве других маркетинговых инструментов называется реклама и повышение рейтинга компании (25%).

Опыт сотрудничества с консультантами

Подавляющее большинство опрошенных обладают опытом сотрудничества с консалтинговыми фирмами (см. Диаграмму 3) и считают опыт такого сотрудничества "нормальным, удовлетворительным". Однако отмечается, что иногда в качестве рекомендаций консультанты предлагают "прописные истины" и используют неадаптированные западные методики, что не всегда приводит к желаемым результатам, особенно с учетом стоимости таких консалтинговых услуг. Иногда сомнения у заказчиков вызывает та информация, на которую опираются консультанты.

Чуть меньше половины респондентов не имеют никаких проблем во взаимодействии с консалтинговыми компаниями. Остальные называют следующие проблемы: невысокое качество услуг, неполная информация о консультантах, отсутствие доверия и уверенности в конфиденциальности, высокие цены, незнание специфики отрасли клиента, сложность в правильной постановке задач и диагностике ситуации.

Респонденты называют следующие критерии оценки эффективности консалтинговой работы. Основные показатели: "достижение поставленных целей", финансовые результаты - "снижение издержек, получение прибыли", достоверность, возможность использования рекомендаций. Результат должен соответствовать не только заданию, но и ожиданиям заказчика - далеко не всегда он может четко сформулировать задачу для консультанта. Для некоторых респондентов оперативность, время исполнения работы является одним из критериев эффективности (см. Диаграмму 4). Некоторые респонденты отмечают, что чисто финансовые показатели не могут являться единственными критериями оценки эффективности деятельности консультантов. Эта точка зрения аргументируется тем, что не существует методики расчета экономических результатов такой деятельности.

Факторы, определяющие выбор партнеров на рынке консалтинга

Самым важным фактором, влияющим на выбор консалтинговой компании, является представление об уровне квалификации и профессионализме ее специалистов. Однако назвать лидеров рынка большинство опрошенных затруднились (см. Диаграмму 5). Зато были названы следующие критерии лидерства: авторитетность, большое количество клиентов, большая выручка, знание рынка и приспособленность к российским условиям (см. Диаграмму 6). Стоимость услуг консалтинговой компании является вторым по частоте называния респондентами фактором. Следующими по частоте называния оказались такие показатели, как авторитетность, известность, имидж и репутация консалтинговой компании. Важным фактором, определяющим выбор заказчика, является специализация консалтинговой компании в определенных отраслях бизнеса или сегментах рынка.

Основные способы выбора партнера - консалтинговой компании: по рекомендациям, отзывам, на основе тендера, на основе личных контактов, на основе опыта предыдущего сотрудничества, по результатам. На сегодняшний день доминирующим способом выбора консалтингового партнера является получение рекомендаций о нем и его работе. Важно и то, к кому обращаются конкуренты.

Универсальным средством выбора партнеров, к которому прибегают опрошенные компании, является проведение тендера. К этому инструменту прибегают многие компании, соответсвенно, у них имеется разнообразный опыт проведения тендеров. Респонденты утверждают, что тендер позволяет объективно подойти к процессу выбора.

Что касается уровня, на котором принимается решение о выборе консалтинговой компании в опрошенных организациях, то в большинстве случаев для заключения контракта консалтинговой компании нужно убедить в необходимости этого первое лицо. На этом уровне решение о сотрудничестве с консультантами принимается в 38% случаев. На уровне Совета директоров, правления - в 22% случаев.

Наиболее важные факторы, определяющие выбор консалтинговой компании, показаны на диаграмме 7.

Источники информации о консультантах

В качестве основных источников информации о рынке консалтинга и консалтинговых компаниях респонденты указывают интернет, СМИ (деловые издания), рекомендации коллег, заинтересованных служб, компаний и партнеров, предложения самих консалтинговых компаний, тендеры, семинары, конференции и выставки.

Приблизительно одинаковое количество респондентов полагают, что информации о консалтинговых компаниях достаточно и что не хватает информации "об эффективности работы консалтинговых компаний, о результатах, с какими клиентами работали, что это дало", рейтинговой информации о позициях консалтинговых компаний на рынке.

В настоящее время выбор компании-консультанта осуществляется преимущественно на основе рекомендаций или личных контактов. Однако респонденты хотят получать информацию о рынке консалтинга в основном из других источников.

Идеальная репутация консалтинговой компании

При описании идеальной репутации консалтинговой компании (кстати, несколько респондентов при ответе на этот вопрос заявили, что идеальных репутаций не бывает), респонденты отмечали такие показатели, как большое количество успешных проектов, положительные отзывы клиентов, известный брэнд. Третий по рангу показатель - длительное время существования и работы на рынке, большой опыт. Интересно, что уровень профессионализма и квалификации оказался по частоте называния лишь на четвертом месте в списке факторов, формирующих положительную репутацию. Распространено мнение, что наличие большого штата сотрудников является далеко не главным фактором формирования репутации.

Весьма показателен для характеристики уровня развития рынка консалтинга в России следующий факт: только два опрошенных топ-менеджера считают, что компания-консультант должна нести ту или иную форму ответственности за выданные рекомендации и прогнозы. Но это относилось только к описанию идеальной репутации консультантов.

Материал предоставлен Агентством общественных коммуникаций "Ракурс ПР"


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Стратегии поворота
Контекст
Развитие - опасный выбор
Марина Щедровицкая
Стратегические будни
Анна Федорова
Управление развитием компании
Виктор Погодин
Карта будущего
Михаил Гринфельд
Драма перемен
Андрей Ивлев
Капитаны перемен - заложники своих команд
Наталия Мандрова
Среда
Тернистый путь развития
редакция "Со-Общения"
Медиаитоги 2001 года
Иван Голунов
Думайте глобально, действуйте локально
PRоба выбирает
редакция "Со-Общения"
Героический бизнес
Лина Клебанова
Бизнес-консалтинг по-русски
Сергей Гирин
Новости
Рокировка в АКОС
PRonline ловит профессионалов Сетью
Рунет больше не загадка
Кадры решают все
Проект
От монополизма к свободной конкуренции
Вера Васильева
Самостоятельные дочки
Интервью с Игорем Минтусовым
Академия
Консалтинг в России: проблемы доверия
Алексей Фисун
Гуманитарные фабрики
Место, где Восток сходится с Западом
Мария Кириллова
Книжный стенд
Пощечина общественному вкусу
Катерина Соколова
Попали в историографию
Катерина Соколова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.