Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/9/practice/1


Преследуя прибыль, не станьте добычей

Вторым этапом накопления капитала явились спровоцированные локальные кризисы
Развитие рынка ценных бумаг в России открывает огромное поле деятельности для консалтинговых структур как в нормальном режиме, так и в условиях кризиса. Оставим в стороне узкоспециальную финансовую аналитику и постараемся рассказать о важном аспекте кризисных технологий - об искусственно создаваемых кризисах.

Когда бумаги становятся ценными

Любая компания, существующая в форме акционерного общества, имеет акционеров - людей, различных во всем, кроме одного - желания получить прибыли. Как правило, акционеры, особенно миноритарные (обладающие небольшим количеством акций), не являются специалистами в области финансов. Они вынуждены передавать право контроля над собственностью узкой группе лиц - команде менеджеров. В России большинство компаний управляется менеджерами, которые одновременно являются крупнейшими собственниками. Команда менеджеров в большинстве случаев владеет блокирующим (25%) или контрольным (50% +1 акция) пакетом акций и полностью контролирует совет директоров. В треугольнике "совет директоров - акционеры - менеджмент компании" постоянно возникают конфликты интересов, к разрешению которых могут привлекаться внешние консультанты. Большинство проблем в этих конфликтах вызваны не ошибками в финансовой стратегии, а непродуманной информационной и репутационной политикой или конфликтами внутри менеджерской команды.

Интересы меньшинства - проблема для всех

Выпуская акции на рынок, компания получает не только новые капиталы, но и множество новых проблем. Одна из наиболее "популярных" проблем последнего времени связана с интересами мелких акционеров, проявляющими в последнее время все больше внимания к решениям управленческой команды. Чаще всего это внимание проявляется в форме недовольства, а то и судебных исков, опротестовывающих сделки на огромные суммы. Сделки могут носить самый разнообразный характер - от приобретения новой собственности в виде поглощения других компаний до выпуска дополнительных акций. Но акционер, обладающий парой-тройкой акций, может счесть, что сделка нарушает его интересы собственника и подать в суд.

По первым искам миноритарных акционеров суды, как правило, принимали решение в их пользу, объясняя это желанием немного проучить финансовых гигантов. Первые суды принесли обиженным истцам довольно солидные суммы компенсаций. Однако довольно быстро появились люди, сделавшие из исков миноритарных акционеров неплохой бизнес. В США была даже создана ассоциация, защищающая интересы мелких собственников. Средняя компенсация по искам миноритарных акционеров США с 1995 года (когда Конгресс принял закон, упрощающий судопроизводство по искам акционеров) к концу 2000 года составила $13,8 млн (по данным PricewaterhouseCoopers).

Дела по мелким искам, удовлетворяемые денежной компенсацией, переросли в крупные и скандальные судебные процессы - когда миноритарные акционеры опротестовывали многомиллиардные сделки просто из принципа, не соглашаясь на компромиссные решения и вынуждая компании менять условия сделок.

Около двух лет назад миноритарные акционеры стали головной болью не только западных, но и российских менеджеров. Последние оказались вынуждены анализировать перед заключением сделки множество дополнительных мелких факторов, соблюдать формальности по проведению и освещению сделки. Для России подобное положение дел - это уже почти катастрофа. На Западе все понятно: миноритарные инвесторы вложили деньги, получили доход. В России акционеры денег не вкладывали (акции получили по ваучерам или как члены трудовых коллективов). То есть общественное мнение инвесторов поддерживать не будет, оно у нас еще не научилось переживать за собственников. Однако если кто-то заинтересован в том, чтобы устроить конкретной компании неприятности - законодательных прецедентов вполне хватит.

Союзники акционеров

Законодательства большинства стран защищают интересы мелких собственников - основу экономической стабильности. Но, как показывает жизнь, любую благую идею можно вывернуть наизнанку и превратить в кошмар. Кошмаром для крупных корпораций стали лоббистские группы и консалтинговые фирмы, организующие групповые иски миноритарных акционеров. Первые обычно выражают интересы финансовых или политических групп, и ориентированы на срыв сделки, либо на изменение ее условий, если этого не удалось добиться другими способами. Консалтинговые фирмы работают за процент от суммы компенсации, организуют групповые иски, а иногда и инициируют их. У многих западных консалтинговых структур в прайсе на услуги уже появился новый пункт "защита прав мелких акционеров".

Переделы собственности

Существует ряд проблем, которые являются инструментом оптимизации рынка капиталов. Решение этих проблем - относительно новое поле деятельности, постепенно осваиваемое российскими консалтинговыми фирмами - так называемый рынок корпоративного контроля. Основной критерий эффективности корпоративного контроля, который является своеобразным аналогом законов эволюции для экономики, - четкая взаимосвязь между эффективностью менеджмента компании и рыночной стоимостью ее акций. В случае падения стоимости акций компания моментально становится объектом интереса коллег, работающих в этой же нише. Российские компании вполне обоснованно опасаются поглощения, и потому только корпорации-гиганты (их от силы десяток) ведут на рынке операции со своими акциями. В условиях неупорядоченного рынка ценных бумаг, в России существуют благоприятные условия для поглощения любой компании, работающей в форме открытого акционерного общества, причем не со стороны потенциального инвестора, а компанией-конкурентом. Поэтому некоторые растущие корпорации, как например "Вымпелком", сразу начали размещать свои акции на Западе.

Генерация локальных кризисов стала вторым этапом накопления капитала. Первый этап - процесс приватизации государственной собственности - происходил открыто, на уровне экономики государства, и инициатива также была государственной. Волна банкротств предприятий с целью смены их собственников началась позднее, на уровне экономики отдельно взятых фирм.

Этот процесс происходит не так громко, как приватизация, и все же средства массовой информации регулярно освещают борьбу за предприятия во многих отраслях в различных регионах России. И содержание понятия "антикризисное управление" в России сформировалось именно как потребность адекватных действий в условиях рынка.

Искусственный кризис и меры противодействия

Антикризисное управление определили как совокупность мер, направленных на вывод предприятия из состояния кризиса или недопущение такого состояния. Кризисом стали называть ситуацию, когда у предприятия не хватает средств для покрытия своих обязательств перед внешними кредиторами, а также на поддержание процесса воспроизводства. Кризис предприятия не возникает спонтанно, это явление вполне предсказуемо. Кризис предприятия может быть вызван как внутренними причинами (неправильная стратегия развития, кризис отрасли), так и внешними воздействиями. Объем денежных средств предприятия может резко понизиться вследствие падения платежеспособности клиентов на фоне общеэкономического кризиса. Но более серьезную опасность представляют собой компании-аквизиторы ("поглотители"), умышленно загоняющие интересующую их компанию в долговую яму.

Технология банкротств

Аквизиторы достигают своей цели, используя разнообразные методы и приемы. Всего в западной экономике традиционно выделяют пять основных категорий аквизиторов:

- "наблюдатели" (отслеживают сделки, имеющие отношение к их бизнесу; ведут наблюдение и, приняв решение о приобретении, действуют быстро);

- "рыбаки" (приобретают фирмы, находящиеся в сложном экономическом положении);

- "расширители" (стремятся к расширению продуктовой или географической линии);

- "стратегические покупатели" (освоение новых отраслей);

- "долговые финансисты" (поглощают целевую фирму большей частью с использованием заемного капитала).

В мировой практике раньше не уделялось достаточного внимания процедурам поглощения компаний. Но обычно выживает сильнейший, поэтому сделки конца прошлого века характеризовались тщательной подготовкой. В то же время менеджмент целевых компаний разработал ряд механизмов противодействия агрессии со стороны аквизиторов - реструктуризация активов и обязательств; выпуск новых акций без права голоса и т. д.

Российские аппетиты

Становление рыночных отношений в России происходило в то время, когда в развитых капиталистических странах шлифовались изысканные механизмы поглощения интересующих компаний с одной стороны и методы борьбы с аквизиторами и защиты собственных интересов с другой стороны. Но Россия редко учитывает опыт соседей. Российские предприниматели и на этот раз пошли своим путем.

Много легче поглотить компанию, находящуюся в трудном финансово-экономическом положении. Гораздо удобнее сделать это, если компания не сможет оказывать сопротивления. Российские аквизиторы не испытывают необходимости в разработке длительных стратегий или в изучении опыта поглощения. Они просто "банкротят" интересующие предприятия. И их нельзя обвинять в проявлении агрессии. В условиях действующего законодательства только ленивый не воспользуется возможностью купить слабое предприятие. Кредитор может подать заявление в арбитражный суд о возбуждении процедуры банкротства в случае наличия у должника просроченной более чем на 90 дней кредиторской задолженности свыше 500 минимальных размеров оплаты труда. Такую небольшую задолженность легко создать искусственно.

Итак, процедуру банкротства начать несложно. Далее "Законом о банкротстве" у целевых компаний отняты возможные средства самозащиты. После подачи кредитором заявления и введения наблюдения органы управления должника могут совершать приведенные ниже действия исключительно с согласия временного управляющего. Должник не вправе самостоятельно: предоставлять недвижимое имущество в залог или в аренду; получать займы, продавать дебиторскую задолженность; осуществлять реорганизацию предприятия; размещать облигации и иные эмиссионные бумаги, то есть принимать те меры, которые способны за короткое время обеспечить предприятие денежными средствами для погашения кредиторской задолженности.

Иными словами, если в отношении компании-должника начата процедура банкротства, препятствовать аквизитору получить активы целевой компании не представляется возможным. Поэтому управляющему персоналу предприятия наряду с разработкой планов развития жизненно важно следить за текущим состоянием дел. Преследуя возможные прибыли, нельзя стать добычей. Даже если денежные средства требуются для вложения в проекты, сулящие колоссальные выгоды, не следует пренебрегать существующими задолженностями. Нужно вовремя платить по долгам.

Эволюция экономики по Дарвину

В последнее время СМИ освещают процедуры банкротства в невыгодном для аквизиторов свете, представляя их охотниками за легкой наживой. Справедливо это лишь для единичных случаев. Компании-поглотители скорее выступают как полезные "санитары". Развивающаяся экономика не может позволить себе содержать слабые компании и выигрывают в этой борьбе те, кто может использовать их активы более эффективно. Как правило, сильные компании поглощают слабые для расширения и диверсификации своей деятельности. Таким образом, банкротство и поглощение предприятия не есть только погоня за легкой наживой, это - естественный отбор, где сильный отбирает у слабого средства производства.

Но нельзя считать, что государство предоставляет полную свободу действий аквизиторам. Случается, что конкурсные управляющие "увлекаются" процессом совершенно забывают о государственном органе, призванном следить за переходом активов предприятий к новым владельцам. Этот орган называется Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Пренебрежение нормами МАП влечет наложение довольно крупных штрафов. Величина штрафа может достигать 25 000 МРОТ.

Россия оставила позади первый этап передела собственности и переживает второй этап - волну банкротств предприятий и поглощения их более сильными компаниями. И если на Западе такие технологии разрабатываются заинтересованными компаниями, то в России нетрудно найти консультанта или консалтинговую фирму, которая позаботится и о разработке и о реализации необходимых мер. Только называться это будет скорее всего стратегическим менеджментом.

Дата публикации: 18:32 | 28.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.