Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Кризисы / Практика

Преследуя прибыль, не станьте добычей


Алексей Чижов
специально для журнала Со-Общение
alchi@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Вторым этапом накопления капитала явились спровоцированные локальные кризисы
Развитие рынка ценных бумаг в России открывает огромное поле деятельности для консалтинговых структур как в нормальном режиме, так и в условиях кризиса. Оставим в стороне узкоспециальную финансовую аналитику и постараемся рассказать о важном аспекте кризисных технологий - об искусственно создаваемых кризисах.


Когда бумаги становятся ценными

Любая компания, существующая в форме акционерного общества, имеет акционеров - людей, различных во всем, кроме одного - желания получить прибыли. Как правило, акционеры, особенно миноритарные (обладающие небольшим количеством акций), не являются специалистами в области финансов. Они вынуждены передавать право контроля над собственностью узкой группе лиц - команде менеджеров. В России большинство компаний управляется менеджерами, которые одновременно являются крупнейшими собственниками. Команда менеджеров в большинстве случаев владеет блокирующим (25%) или контрольным (50% +1 акция) пакетом акций и полностью контролирует совет директоров. В треугольнике "совет директоров - акционеры - менеджмент компании" постоянно возникают конфликты интересов, к разрешению которых могут привлекаться внешние консультанты. Большинство проблем в этих конфликтах вызваны не ошибками в финансовой стратегии, а непродуманной информационной и репутационной политикой или конфликтами внутри менеджерской команды.

Интересы меньшинства - проблема для всех

Выпуская акции на рынок, компания получает не только новые капиталы, но и множество новых проблем. Одна из наиболее "популярных" проблем последнего времени связана с интересами мелких акционеров, проявляющими в последнее время все больше внимания к решениям управленческой команды. Чаще всего это внимание проявляется в форме недовольства, а то и судебных исков, опротестовывающих сделки на огромные суммы. Сделки могут носить самый разнообразный характер - от приобретения новой собственности в виде поглощения других компаний до выпуска дополнительных акций. Но акционер, обладающий парой-тройкой акций, может счесть, что сделка нарушает его интересы собственника и подать в суд.

По первым искам миноритарных акционеров суды, как правило, принимали решение в их пользу, объясняя это желанием немного проучить финансовых гигантов. Первые суды принесли обиженным истцам довольно солидные суммы компенсаций. Однако довольно быстро появились люди, сделавшие из исков миноритарных акционеров неплохой бизнес. В США была даже создана ассоциация, защищающая интересы мелких собственников. Средняя компенсация по искам миноритарных акционеров США с 1995 года (когда Конгресс принял закон, упрощающий судопроизводство по искам акционеров) к концу 2000 года составила $13,8 млн (по данным PricewaterhouseCoopers).

Дела по мелким искам, удовлетворяемые денежной компенсацией, переросли в крупные и скандальные судебные процессы - когда миноритарные акционеры опротестовывали многомиллиардные сделки просто из принципа, не соглашаясь на компромиссные решения и вынуждая компании менять условия сделок.

Около двух лет назад миноритарные акционеры стали головной болью не только западных, но и российских менеджеров. Последние оказались вынуждены анализировать перед заключением сделки множество дополнительных мелких факторов, соблюдать формальности по проведению и освещению сделки. Для России подобное положение дел - это уже почти катастрофа. На Западе все понятно: миноритарные инвесторы вложили деньги, получили доход. В России акционеры денег не вкладывали (акции получили по ваучерам или как члены трудовых коллективов). То есть общественное мнение инвесторов поддерживать не будет, оно у нас еще не научилось переживать за собственников. Однако если кто-то заинтересован в том, чтобы устроить конкретной компании неприятности - законодательных прецедентов вполне хватит.

Союзники акционеров

Законодательства большинства стран защищают интересы мелких собственников - основу экономической стабильности. Но, как показывает жизнь, любую благую идею можно вывернуть наизнанку и превратить в кошмар. Кошмаром для крупных корпораций стали лоббистские группы и консалтинговые фирмы, организующие групповые иски миноритарных акционеров. Первые обычно выражают интересы финансовых или политических групп, и ориентированы на срыв сделки, либо на изменение ее условий, если этого не удалось добиться другими способами. Консалтинговые фирмы работают за процент от суммы компенсации, организуют групповые иски, а иногда и инициируют их. У многих западных консалтинговых структур в прайсе на услуги уже появился новый пункт "защита прав мелких акционеров".

Переделы собственности

Существует ряд проблем, которые являются инструментом оптимизации рынка капиталов. Решение этих проблем - относительно новое поле деятельности, постепенно осваиваемое российскими консалтинговыми фирмами - так называемый рынок корпоративного контроля. Основной критерий эффективности корпоративного контроля, который является своеобразным аналогом законов эволюции для экономики, - четкая взаимосвязь между эффективностью менеджмента компании и рыночной стоимостью ее акций. В случае падения стоимости акций компания моментально становится объектом интереса коллег, работающих в этой же нише. Российские компании вполне обоснованно опасаются поглощения, и потому только корпорации-гиганты (их от силы десяток) ведут на рынке операции со своими акциями. В условиях неупорядоченного рынка ценных бумаг, в России существуют благоприятные условия для поглощения любой компании, работающей в форме открытого акционерного общества, причем не со стороны потенциального инвестора, а компанией-конкурентом. Поэтому некоторые растущие корпорации, как например "Вымпелком", сразу начали размещать свои акции на Западе.

Генерация локальных кризисов стала вторым этапом накопления капитала. Первый этап - процесс приватизации государственной собственности - происходил открыто, на уровне экономики государства, и инициатива также была государственной. Волна банкротств предприятий с целью смены их собственников началась позднее, на уровне экономики отдельно взятых фирм.

Этот процесс происходит не так громко, как приватизация, и все же средства массовой информации регулярно освещают борьбу за предприятия во многих отраслях в различных регионах России. И содержание понятия "антикризисное управление" в России сформировалось именно как потребность адекватных действий в условиях рынка.

Искусственный кризис и меры противодействия

Антикризисное управление определили как совокупность мер, направленных на вывод предприятия из состояния кризиса или недопущение такого состояния. Кризисом стали называть ситуацию, когда у предприятия не хватает средств для покрытия своих обязательств перед внешними кредиторами, а также на поддержание процесса воспроизводства. Кризис предприятия не возникает спонтанно, это явление вполне предсказуемо. Кризис предприятия может быть вызван как внутренними причинами (неправильная стратегия развития, кризис отрасли), так и внешними воздействиями. Объем денежных средств предприятия может резко понизиться вследствие падения платежеспособности клиентов на фоне общеэкономического кризиса. Но более серьезную опасность представляют собой компании-аквизиторы ("поглотители"), умышленно загоняющие интересующую их компанию в долговую яму.

Технология банкротств

Аквизиторы достигают своей цели, используя разнообразные методы и приемы. Всего в западной экономике традиционно выделяют пять основных категорий аквизиторов:

- "наблюдатели" (отслеживают сделки, имеющие отношение к их бизнесу; ведут наблюдение и, приняв решение о приобретении, действуют быстро);

- "рыбаки" (приобретают фирмы, находящиеся в сложном экономическом положении);

- "расширители" (стремятся к расширению продуктовой или географической линии);

- "стратегические покупатели" (освоение новых отраслей);

- "долговые финансисты" (поглощают целевую фирму большей частью с использованием заемного капитала).

В мировой практике раньше не уделялось достаточного внимания процедурам поглощения компаний. Но обычно выживает сильнейший, поэтому сделки конца прошлого века характеризовались тщательной подготовкой. В то же время менеджмент целевых компаний разработал ряд механизмов противодействия агрессии со стороны аквизиторов - реструктуризация активов и обязательств; выпуск новых акций без права голоса и т. д.

Российские аппетиты

Становление рыночных отношений в России происходило в то время, когда в развитых капиталистических странах шлифовались изысканные механизмы поглощения интересующих компаний с одной стороны и методы борьбы с аквизиторами и защиты собственных интересов с другой стороны. Но Россия редко учитывает опыт соседей. Российские предприниматели и на этот раз пошли своим путем.

Много легче поглотить компанию, находящуюся в трудном финансово-экономическом положении. Гораздо удобнее сделать это, если компания не сможет оказывать сопротивления. Российские аквизиторы не испытывают необходимости в разработке длительных стратегий или в изучении опыта поглощения. Они просто "банкротят" интересующие предприятия. И их нельзя обвинять в проявлении агрессии. В условиях действующего законодательства только ленивый не воспользуется возможностью купить слабое предприятие. Кредитор может подать заявление в арбитражный суд о возбуждении процедуры банкротства в случае наличия у должника просроченной более чем на 90 дней кредиторской задолженности свыше 500 минимальных размеров оплаты труда. Такую небольшую задолженность легко создать искусственно.

Итак, процедуру банкротства начать несложно. Далее "Законом о банкротстве" у целевых компаний отняты возможные средства самозащиты. После подачи кредитором заявления и введения наблюдения органы управления должника могут совершать приведенные ниже действия исключительно с согласия временного управляющего. Должник не вправе самостоятельно: предоставлять недвижимое имущество в залог или в аренду; получать займы, продавать дебиторскую задолженность; осуществлять реорганизацию предприятия; размещать облигации и иные эмиссионные бумаги, то есть принимать те меры, которые способны за короткое время обеспечить предприятие денежными средствами для погашения кредиторской задолженности.

Иными словами, если в отношении компании-должника начата процедура банкротства, препятствовать аквизитору получить активы целевой компании не представляется возможным. Поэтому управляющему персоналу предприятия наряду с разработкой планов развития жизненно важно следить за текущим состоянием дел. Преследуя возможные прибыли, нельзя стать добычей. Даже если денежные средства требуются для вложения в проекты, сулящие колоссальные выгоды, не следует пренебрегать существующими задолженностями. Нужно вовремя платить по долгам.

Эволюция экономики по Дарвину

В последнее время СМИ освещают процедуры банкротства в невыгодном для аквизиторов свете, представляя их охотниками за легкой наживой. Справедливо это лишь для единичных случаев. Компании-поглотители скорее выступают как полезные "санитары". Развивающаяся экономика не может позволить себе содержать слабые компании и выигрывают в этой борьбе те, кто может использовать их активы более эффективно. Как правило, сильные компании поглощают слабые для расширения и диверсификации своей деятельности. Таким образом, банкротство и поглощение предприятия не есть только погоня за легкой наживой, это - естественный отбор, где сильный отбирает у слабого средства производства.

Но нельзя считать, что государство предоставляет полную свободу действий аквизиторам. Случается, что конкурсные управляющие "увлекаются" процессом совершенно забывают о государственном органе, призванном следить за переходом активов предприятий к новым владельцам. Этот орган называется Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Пренебрежение нормами МАП влечет наложение довольно крупных штрафов. Величина штрафа может достигать 25 000 МРОТ.

Россия оставила позади первый этап передела собственности и переживает второй этап - волну банкротств предприятий и поглощения их более сильными компаниями. И если на Западе такие технологии разрабатываются заинтересованными компаниями, то в России нетрудно найти консультанта или консалтинговую фирму, которая позаботится и о разработке и о реализации необходимых мер. Только называться это будет скорее всего стратегическим менеджментом.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Кризисы
Контекст
Будьте готовы ко всему!
Марина Щедровицкая
В защиту управленческой интуиции
Интервью с Ефимом Островским
Фатализм - не лучшая стратегия
Татьяна Галкова
Кризис: ценный опыт для тех, кто выжил
Рифат Шайхутдинов
Запланированный кризис
Материал подготовлен редакцией
Управление будущим как антикризисная технология
Мирослав Кошелюк
SAVE GAME: yes/no?
Артур Ротерштайн
Среда
Кризис со всех точек зрения
Бизнес в стране кризисов
Василий Прутковский
Новости
"Хрустальный Апельсин" на Северо-Западе
Пейзаж без изменений
PR-конкурс online
Деловая газета
Проект
Душевный брэнд
Редакционная обработка конкурсных материалов
Старый брэнд с новым имиджем
Редакционная обработка конкурсных материалов
Практика
Консультанта не вызывали
Яна Скрипник
Преследуя прибыль, не станьте добычей
Алексей Чижов
Фирменный ресурс
Юлия Агеева
Интернет
Ваш собственный информационный Клондайк
Яна Скрипник
Программные продукты online
Информация предоставлена компанией EGART Technology
Академия
Каждое интервью - это борьба с журналистом
Ирина Лаврухина
Гуманитарные фабрики
Русская зимняя визитка
Анастасия Дедюхина
Книжный стенд
Правильный PR
Екатерина Соколова
Отрицание "пиара"
Ефим Захаров


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.