Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Кризисы / Практика

Консультанта не вызывали


Яна Скрипник
корреспондент журнала "СО-Общение"
skripnik@ngs.ru
Версия для печати
Послать по почте

Почему в России не развивается банковский консалтинг
На управленческое консультирование в развитых индустриальных странах Запада расходуются колоссальные суммы. Причем, по оценкам "Kennedy Research", расходы на эти услуги не падают даже в период кризисов. Но эта тенденция наблюдается в странах с относительно стабильной экономикой. В России же спрос на консалтинговые услуги возникает стихийно, для нас привычнее авральные работы "пожарных" команд антикризисных менеджеров, чем работа по стратегическому менеджменту и консалтингу.


"Маленькие" не могут, "большие" не хотят

Наиболее плачевно обстоят дела с банковским консалтингом. По данным на 2001 год, на него приходится всего 8% доходов российского консалтингового рынка. Работающие с банками консалтинговые фирмы можно пересчитать по пальцам. Почему же одна из самых высокодоходных сфер российской экономики столь равнодушна к услугам консультантов?

Этот "странный" факт объясняется просто - у мелких банков, которым в основном и нужны услуги консультантов, как правило, нет денег на них, а крупные банки предпочитают создавать собственные аналитические структуры. Это вполне объяснимо, поскольку в силу специфики банковской деятельности любая утечка информации может обернуться серьезными проблемами.

Лучшим вариантом, как показывает западный опыт, является привлечение внешних аналитиков и компаний для решения конкретных задач или ведения проектов при сохранении собственной аналитической службы. Однако и тут может возникнуть целый ряд проблем, прежде всего - управленческих и организационных, поскольку аналитика и ведение проектов в банковской сфере имеют свою специфику, с которой консалтинговые фирмы не всегда считаются, предпочитая "проецировать" на новое проблемное поле привычные схемы и стратегии. В условиях кризисного консультирования такая негибкость может привести к серьезным проблемам для клиента. А ведь кризисы - это пока, к сожалению, единственная ситуация, при которой банки просто вынуждены привлекать внешних консультантов.

Причины банковских кризисов

Специфика банковских кризисов в России прежде всего обусловлена их жесткой зависимостью от российской финансовой системы и от государственной политики. Поэтому вопрос о стабильности большинства российских банков остается открытым.

Среди менее глобальных причин мы бы выделили следующие:

1. Кризисы связаны прежде всего с периодически возникающими в банковской системе трудностями доступа к "живым деньгам". "Кредитный портфель" любого банка состоит из акций, ценных бумаг, векселей и кредитов разной степени ценности. Все это - деньги вложенные в будущее, потенциальные доходы. В ситуации, когда банку срочно необходимы деньги, он может взять заем в другом банке. Когда же подобная проблема возникает в нескольких банках и 5-10% от пассивов банковской системы оказываются недоступными, то это уже кризис. Кризис 1998 года, например, был порожден потерей контроля над 15% пассивов.

2. Усугубить развитие событий может неправильная информационная политика, когда неумелые действия PR-службы создают напряжение среди вкладчиков. Нескольких попыток забрать крупные вклады со счетов в такой ситуации будет достаточно, чтобы обанкротить банк.

3. Поскольку размеры дохода банков непостоянны и носят волнообразный характер, для сохранения стабильности они начинают активно кредитовать предприятия (при том, что хороших заемщиков на российском рынке мало и большинство направлений кредитования нерентабельны). Если у одного-двух крупных банков, кредитующих связанные между собой сектора промышленности, появляются проблемы с отраслевыми заемщиками, то в системе экономических отношений может начаться цепная реакция. И опять серьезную роль в развитии событий будут играть аналитики и внешние консультанты, способные "выровнять" ситуацию, воздействуя на средства массовой информации и партнерские структуры, помочь выстроить правильные взаимоотношения с должниками.

Если до 1998 года любой российский банк мог улучшить свою ликвидность, привлекая капитал на внешних рынках, то сейчас очень немногие международные банки пойдут на такой риск. Репутация российской экономики сильно зависит от политики государства. Многие российские банки зарабатывают за счет государственных ценных бумаг - следовательно, сохраняется и усиливается зависимость финансовой системы от государственной и политической стабильности. И это положение будет сохраняться, поскольку финансовая отчетность и структура собственности российских банков непрозрачны, что крайне снижает их инвестиционную привлекательность. Работой с инвесторами банки занимаются несколько односторонне - они готовы продемонстрировать заинтересованным вкладчикам финансовые выгоды, но редко обращают внимание на имиджевые вопросы, которые играют не последнюю роль в принятии решения потенциальным инвестором.

Второй источник роста капиталов банка - внутренние резервы и средства акционеров - тоже не безграничен, учитывая особенности российской налоговой системы. Когда акционеров немного, это резко увеличивает риск принятия неправильных решений, потому что отсутствует система контроля, а правление и совет директоров - это фактически один-два человека.

Главный банковский ресурс

И тем не менее кризисы в экономике - это явление обыденное и нормальное. Если финансовая структура достаточно подготовлена к кризису и он не был полной неожиданностью, то после него банк может стать еще более жизнеспособным и устойчивым.

Одна из главных ценностей банка, которую оберегают так же, как и главные активы - это репутация. Следовательно, банк должен быть подготовлен к кризису не только в плане экономической устойчивости, но и в плане четкой стратегии поведения в информационном поле при любом развитии событий.

Ведь банковский кризис может быть вызван не финансовым спадом, а незначительной утечкой внутренней информации.

В сфере корпоративных финансов все стараются заработать на больших займах. При этом происхождение денег, приходящих в банк - это часть его репутации. Так же, как и положение компании, которой банк предоставляет кредит. Между тем, многие компании улучшают свое финансовое положение за счет засекречивания информации о своей собственности, что не позволяет адекватно оценивать их активы, объясняя это "правом клиента на конфиденциальность". Утечка такой информации может стать серьезным ударом по репутации банка. Правда информационных поводов и "лакомых кусочков" для прессы в финансовой сфере и без того предостаточно: мошенничества, коррупция, взяточничество, подделки, злоупотребления, протекции и т.д.

Роль прессы

Запреты на предоставление собственной информации внутри страны и строгая цензура на освещение зарубежной жизни в большинстве стран поставили коммерческие новости на первое место в прессе. В практику довольно быстро вошли журналистские расследования, а скандалы, связанные с финансовыми спекуляциями и мошенничествами, широко освещаются. Специализированные вопросы не слишком увлекательны для обывателя, но поскольку экономическая сфера занимает значительное место в жизни общества, в прессе она представлена обычно в форме скандалов. Вторая по популярности форма, в которой обыватели получают экономическую информацию - это материалы, предоставленные пресс-службой банка или компании.

Репортеры и сами могут стать причиной финансового скандала. Так например произошло с филиалом Credit Lyonnais Bank в Париже, замешанным в махинациях со студией MGM film. По мнению газеты International Herald Tribune, причиной к расследованию этого преступления и принятию мер французским правительством послужила именно публикация в американском журнале The Fortune.

В подготовке материала были использованы данные Anenberg Washington Program Forum (программа для журналистов, пишущих на экономические темы).


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Кризисы
Контекст
Будьте готовы ко всему!
Марина Щедровицкая
В защиту управленческой интуиции
Интервью с Ефимом Островским
Фатализм - не лучшая стратегия
Татьяна Галкова
Кризис: ценный опыт для тех, кто выжил
Рифат Шайхутдинов
Запланированный кризис
Материал подготовлен редакцией
Управление будущим как антикризисная технология
Мирослав Кошелюк
SAVE GAME: yes/no?
Артур Ротерштайн
Среда
Кризис со всех точек зрения
Бизнес в стране кризисов
Василий Прутковский
Новости
"Хрустальный Апельсин" на Северо-Западе
Пейзаж без изменений
PR-конкурс online
Деловая газета
Проект
Душевный брэнд
Редакционная обработка конкурсных материалов
Старый брэнд с новым имиджем
Редакционная обработка конкурсных материалов
Практика
Консультанта не вызывали
Яна Скрипник
Преследуя прибыль, не станьте добычей
Алексей Чижов
Фирменный ресурс
Юлия Агеева
Интернет
Ваш собственный информационный Клондайк
Яна Скрипник
Программные продукты online
Информация предоставлена компанией EGART Technology
Академия
Каждое интервью - это борьба с журналистом
Ирина Лаврухина
Гуманитарные фабрики
Русская зимняя визитка
Анастасия Дедюхина
Книжный стенд
Правильный PR
Екатерина Соколова
Отрицание "пиара"
Ефим Захаров


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.