Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Кризисы / Гуманитарные фабрики

Русская зимняя визитка


Анастасия Дедюхина
специально для журнала "Со-Общение"
anded@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Двенадцать листков, которые создают репутацию
Если ваш корпоративный календарь сделан профессионально, он будет работать на репутацию компании. Некоторые московские дизайнеры согласились поделиться с журналом "Со-Общение" своими секретами.


Зачем вам календарь?

Дизайнер и заказчик обычно сходятся на том, что календарь поможет сформировать имидж компании. Кроме того, календарь часто решает проблему выбора подарка. Ведь если вы преподносите эксклюзивный календарь, то можете быть уверены, что ваш подарок будет уникален. Помимо этого, как говорит вице-президент по связям с общественностью компании Shell Максим Шуб, есть большая вероятность, что ваш подарок будут активно использовать - календарь висит в каждом доме. К тому же, в офисе партнера целый год будет ненавязчиво маячить логотип вашей фирмы. "Календарь с символикой компании очень важен именно для дистрибьюторов в провинциальных магазинах, поскольку это бесплатный promo-материал и лишнее упоминание о деятельности Shell", - полагает Максим Шуб.

И все-таки не существует единого ответа на вопрос о том, зачем представитель PR-отдела той или иной компании приходит к дизайнеру и заказывает у него календарь. Вернее, есть две версии: у клиента своя, у художника своя. Многие компании заказывают календари, поскольку "так принято" и "так все делают", не нагружая это концептуальным содержанием.

Некоторые дизайнеры считают, что клиент приходит за произведением искусства. Поэтому в процессе создания календаря они преимущественно самовыражаются, а про заказчика вспоминают непосредственно перед сдачей продукта. Впрочем, в этом есть свой резон: календарь - это такой вид дизайнерской продукции, где возможен свободный полет фантазии. Поэтому Арсений Мещеряков, арт-директор студии "Агей Томеш", называет его "формой современного искусства". А арт-директор студии "Дизайн-Депо" Петр Банков называет календарь "русской зимней визиткой", и не без оснований: календарь - это носитель информации о вашей компании. Так, если корпорация N каждый год заказывает новый календарь (или даже несколько календарей за год), это свидетельствует о том, что корпорация развивается и думает о клиентах весь год, даже если сотрудники корпорации уже и думать забыли об этих календарях.

Сколько это стоит?

Формирование имиджа вашей компании начинается еще до заказа, поскольку календарь, как считает арт-директор студии Open Design! дизайнер Сергей Кужавский, "это элемент престижа и свидетельство благополучия фирмы". Цены на создание "корпоративной репутации" в приличных московских дизайнерских студиях начинаются с 5 тысяч долларов. Бюджет будет зависеть от тех художественных приемов, которых потребует заказчик. Дизайнеры рассуждают так: если клиенту захочется выстроить на Луне замки из песка и сфотографировать их на календарь - пожалуйста, но стоить это будет дорого. Есть редкие исключения - так, в компании Shell готовы истратить максимум 5-6 долларов на экземпляр (при стандартном тираже в 2-3 тысячи экземпляров несложно подсчитать, что сумма вряд ли превысит 10 тысяч долларов). Впрочем, это понятно, поскольку для календарей Shell часто используются фрагменты из рекламных роликов компании. Таков, например, складной календарь с фотографией дозаправки в воздухе, создающий ощущение динамичности. "В любом случае это будет картинка, связанная с Формулой 1, гонками и средствами передвижения", - говорит Максим Шуб. Но поскольку чаще всего именно дизайнеру приходится объяснять клиенту, что ему нужно, бюджет определяется под руководством дизайнера в ходе переговоров.

Славу производителей самых дорогих календарей завоевала студия "Агей Томеш". В качестве нижнего рубежа они называют 40 тысяч долларов. Впрочем, в эту сумму входят не только разработка дизайна, но и все полиграфические работы. "Агей Томеш" хорошо удается сложная костюмированная съемка с пышными декорациями в духе "Последнего дня Помпеи", которая пользуется особенной популярностью у банков.

Привередливые банкиры

Одни из самых требовательных и проблемных клиентов, как признаются большинство дизайнеров - это банки. "Невозможно представить себе более сложных заказчиков, - говорит Петр Банков. - Они требуют особого пафоса, символичности, но их деятельность изобразить весьма непросто. Один мой друг делал календарь для "Росбанка", и взял для него ни много ни мало тему сотворения мира".

"Нельзя же показывать людям деньги", - вторит ему Сергей Кужавский. Эту задачу каждый дизайнер решает в меру своего мастерства. Наиболее популярный ход - "историческое" или "художественное" решение. Так, студия "Агей Томеш" сделала для банка "Глобэкс" календарь со всей историей искусства, разместив на одном листе картины вроде "Перехода Суворова через Альпы" и "Купания красного коня", и объединив их общей идеей в единый коллаж. Еще один "глобальный" календарь для "Глобэкса" был посвящен юбилейному 2000 году. Идея была следующая: как бы изобразил число "2000" первобытный человек (2000 палочек), древний шумер (клинопись), ранний христианин (ММ) и так далее до двоичной системы компьютера. Получилось достаточно остроумно.

Вообще, в последнее время заказчики требуют юмора. Но здесь важно не перестараться. Рассказывает Петр Банков: "Для одной компании мы сделали вытянутый в длину календарь, а потом нам сказали, что владелец компании ростом около двух метров и что с юмором мы несколько переборщили". Еще один пример юмористического календаря - работа "Агей Томеш" для Международной калийной компании, для которой они сделали костюмированную съемку актеров, изображавших ученых, с забавными подписями в стиле Хармса.

Философия денег

Вообще, большинство финансовых компаний стараются выглядеть "умными" и "философскими". Так, рассказывает Сергей Кужавский, делался календарь для инвестиционно-финансовой компании "Метрополь". Компания ощущает себя именно "умной" и "философской", и соответственно, дизайн был основан на философских понятиях вроде "процесс-результат" и "разрушение-созидание" с абстрактными иллюстрациями.

А вот для компании "Клиринговый дом" студия Open Design! выполнила заказ совсем в другом духе. Основным цветом был красный, символизирующий успешность и активность. Кроме этого, дизайнеры использовали положительные финансовые символы - умножение, степень и т.д., и в конце располагался итог, обозначавшийся знаком равенства.

Дизайн на небе

Особенно часто календари заказывают авиакомпании. Казалось бы, каждый раз предлагать новое решение для разных компаний, занимающихся одной и той же деятельностью, невозможно. Однако дизайнеры умудряются и по сей день придумывать новые образы для авиаперевозчиков. Так, компанию "East Line" Петр Банков "продавал" как небо - "удобное небо" в форме кресла, "вкусное небо" в чашке с кофе и т.д. Поскольку чартерным рейсам свойственно опаздывать дня на три, для "East Line" студия Банкова сделала календарь с изображением бумеранга. Идея: "Мы всегда возвращаемся".

В другом случае важно было подчеркнуть, что авиакомпания имеет большой опыт перевозок. Так появился календарь с летящим по небу птеродактилем и крошечным самолетиком на его фоне со слоганом "Мы летаем уже много лет". Еще вариант - летящие гири с надписью "Мы берем любой вес". Для "Аэрофлота" имела значение география полетов. Так появился календарь с видами различных городов, в которые летает компания, а вот о том, какого качества обслуживание на борту, решили умолчать.

В целом, календари можно использовать как рекламные плакаты, что часто и делают заказчики. "Любая рекламная продукция (а корпоративный календарь мы можем рассматривать как рекламную продукцию) должна быть достойного качества и с обязательным соблюдением корпоративного стиля, - говорит Елена Федорова, менеджер по связям с общественностью компании АВВ - одного из крупнейших в мире производителей энергооборудования. - Насколько я знаю, в Европе корпоративные календари менее популярны, чем в России, так что темы для наших календарей мы ищем сами".

Дизайнерские табу

Многие компании уже приучили своих клиентов, что раза два в год они делают им подарки, не связанные с их основной бизнес-деятельностью. "Это как человек, приходящий в гости, - считает Арсений Мещеряков.- Если он работает в книжном магазине, это не означает, что он подарит вам книгу."

"Вообще, делая календарь, дизайнер старается учитывать специфику работы заказчика, но не просто фотографировать творожки или йогурты", - говорит Петр Банков. Во многом табу на изображение прямой деятельности компании связано с тем, что сотрудники и так в течение всего года думают о собственной продукции, и она им уже здорово надоела. Впрочем, такой точки зрения придерживаются далеко не все дизайнеры. Так, для нефтяников дизайнер Анатолий Гусев делал календарь с изображением ржавых труб и капающей нефти.

Ссылка на деятельность компании может быть как прямой, так и косвенной. Для календаря группы "Русский Алюминий" "Агей Томеш" использовал тиснение алюминиевой фольгой, а сам календарь представлял собой абстрактную композицию на тему искусства разных стран. Напротив, к календарю для Министерства Путей Сообщения в студии подошли с консервативных позиций, сделав почти энциклопедическую работу по истории железных дорог и паровозов.

Когда студия Петра Банкова делала календари для "Лаборатории Касперского" - компании, занимающейся компьютерной антивирусной защитой, - именно основная деятельность компании навела дизайнеров на мысль поместить на календарные странички различных "хорошо защищенных" животных, начиная ежом и заканчивая броненосцем.

Связь с бизнес-деятельностью компании может быть и опосредованной. В 2000 году компания АВВ заказала себе перекидной календарь в стиле hi-tech. Каждый месяц был посвящен какому-либо великому открытию в области электроэнергетики и машиностроения. Этот календарь должен был показать, что АBB не стоит на месте: компания развивается, исследует, изобретает, чтобы отвечать самым последним требованиям рынка.

Инструмент внутреннего PR

Календарь может объединять сотрудников компании, создавая единый "командный дух". Так, для одной фирмы Петр Банков придумал календарь в виде гороскопа. Нашли специального астролога, который составил прогноз деятельности фирмы (разумеется, благоприятный), отметил дни, когда лучше подумать о сделках, и т.д.

Пару лет назад компания Shell сделала календарь, основанный на рисунках детей сотрудников, и считает это одной из лучших своих работ, поскольку довольны остались и клиенты, и дети, и их родители. Еще один календарь, сделанный совместно с реализующей проект "Сахалин-2" компанией "Сахалинс Энерджи", (50% которой владеет Shell), назывался "молодежь Сахалина" и был составлен из фотографий молодых жителей острова. Дети, природа - это старые, но часто очень выигрышные мотивы.

Но просто фотография или картинка никому не интересна, как говорят дизайнеры, она умирает. Концепция - вот что будет иметь значение для календарей XXI века.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Кризисы
Контекст
Будьте готовы ко всему!
Марина Щедровицкая
В защиту управленческой интуиции
Интервью с Ефимом Островским
Фатализм - не лучшая стратегия
Татьяна Галкова
Кризис: ценный опыт для тех, кто выжил
Рифат Шайхутдинов
Запланированный кризис
Материал подготовлен редакцией
Управление будущим как антикризисная технология
Мирослав Кошелюк
SAVE GAME: yes/no?
Артур Ротерштайн
Среда
Кризис со всех точек зрения
Бизнес в стране кризисов
Василий Прутковский
Новости
"Хрустальный Апельсин" на Северо-Западе
Пейзаж без изменений
PR-конкурс online
Деловая газета
Проект
Душевный брэнд
Редакционная обработка конкурсных материалов
Старый брэнд с новым имиджем
Редакционная обработка конкурсных материалов
Практика
Консультанта не вызывали
Яна Скрипник
Преследуя прибыль, не станьте добычей
Алексей Чижов
Фирменный ресурс
Юлия Агеева
Интернет
Ваш собственный информационный Клондайк
Яна Скрипник
Программные продукты online
Информация предоставлена компанией EGART Technology
Академия
Каждое интервью - это борьба с журналистом
Ирина Лаврухина
Гуманитарные фабрики
Русская зимняя визитка
Анастасия Дедюхина
Книжный стенд
Правильный PR
Екатерина Соколова
Отрицание "пиара"
Ефим Захаров


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.