Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Кризисы / Контекст

SAVE GAME: yes/no?


Артур Ротерштайн
обозреватель журнала "Со-Общение"
soob@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Играйте в компьютерные игры! Это поможет вам в кризисных ситуациях
Интеллектуальные игры в которые вы играете тренируют и определяют навыки вашего поведения в кризисных ситуациях. Игровые ситуации хороши тем, что к ним можно возвращаться несколько раз и подробно анализировать их. К примеру, возьмем компьютерные игры ...


Жизнь - игра. Real-time

Развитие коммуникаций и компьютерных технологий меняет мироощущение людей. Осмелимся утверждать, что особенно повлияли на нас компьютерные игры. По крайней мере, анализируя антикризисные стратегии признанных отечественных консультантов, мы пришли именно к такому выводу. Практически любая работа, посвященная проблемам преодоления кризиса, состоит из последовательного перечисления шагов, этапов или стадий. Действуйте в соответствии со схемой - и успех гарантирован. При этом возникает ощущение, что все мыслимые кризисы будут развиваться именно так, как предсказано. Не подвергая сомнению компетентность антикризисных консультантов, рискнем высказать ряд предположений - почему так происходит.

Жанр стратегии в компьютерных играх представлен двумя большими группами: происходящие в реальном времени (real-time) и пошаговые. В пошаговых стратегиях у игрока есть неограниченное время на размышление. Пока он не сообщит компьютеру о том, что ход закончен, ничего не произойдет. Пример такой игры - Heroes of Might and Magic. Пример real-time стратегии - общеизвестный Warcraft. В обоих случаях смысл игры заключается в достижении победы, не важно, в чем - строительстве государства, войне, дипломатии или бизнесе. Психологический настрой игрока меняется в зависимости от того, какую разновидность стратегии он предпочел. Пошаговая стратегия располагает к долгосрочному планированию, шахматным решениям. Она гораздо более комфортна, но нравится далеко не всем.

Пристрастия к определенному виду игр во многом определяются природными склонностями игрока и особенностями его характера. Многих выводит из равновесия медлительность пошаговых игр, комплексность необходимых решений за один ход и невозможность вмешиваться в игру, пока не закончится ход противника. Одного из авторов этой статьи пошаговые стратегии невероятно раздражают именно в силу последнего обстоятельства. В играх real-time ваша реакция может быть гораздо лучше реакции оппонентов, и, если вы эффективнее мыслите в критических ситуациях, умеете быстро принимать решения, учитывая динамично меняющиеся обстоятельства - эти игры для вас. Те, кто предпочитает медленные, взвешенные и обдуманные действия, тщательное планирование - и в жизни отличаются такими же свойствами. Обычно, люди с таким типом мышления считают игры real-time чересчур нервными. Привыкнув к тому, что у них есть достаточно времени на размышления, они и в кризисной ситуации стараются затянуть принятие решения, выждать, теряются при возникновении новых условий в задаче, которую необходимо решить.

Итак, пошаговые стратегии приучают нас к тому, что любой процесс - это серия локализованных во времени задач, противник терпеливо ждет своей очереди и в начале каждого хода нам предлагаются четкие условия очередной задачи. И если схема не сработает, а она, как правило, срабатывает в двух случаях из трех, вы должны будете предпринимать самостоятельные действия на основе самостоятельного анализа ситуации.

Другой вариант - учеба на чужих ошибках, "case studies". Тоже не самый оптимальный вариант, но предоставляющий богатство выбора. Вам предлагают чужой опыт, поражения и победы, а уж какие выводы вы сделаете и чему научитесь - зависит только от вас. В любом случае, самостоятельное мышление предполагает работу с огромными массивами информации, развитую фантазию, способности к созданию ассоциативных связей.

Еще сложнее научиться существовать в режиме real-time. Пока вы разрабатываете невероятно коварный план захвата соседнего государства или компании, противник может разрушить экономику вашей страны несколькими мелкими атаками. Игры real-time - это системные кризисы в реальной жизни. Поэтому кризисная стратегия - это всегда real-time, необходимость в системном аналитическом мышлении и рассчитанном риске, игра на краю пропасти. Это способ мышления для внешних консультантов и кризис-менеджеров.

Пошаговые стратегии - замечательная "профилактика" кризисов. У вас есть достаточно времени, чтобы у противника не было шансов создать вам неприятности. Этот жанр способен отучить от необдуманного риска и интуитивных решений. Логика и еще раз логика. Замечательная тренировка для внутренних аналитических служб компании, управляющих и менеджерской команды. Выбирайте, какой вариант вам больше нравится - и вперед.

AutoSave

В игре, в любом случае существует возможность возвращения к предыдущему действию - если вы "сохранились".

У вас, кстати, никогда не возникало такой мысли: "Сейчас сложная ситуация, меня отвлекли, у меня нет времени, но мне нужно принимать решение. Если бы я мог вернуться назад или переиграть..."

Готовые антикризисные рецепты превращают жизнь в игру, создавая иллюзию безотказных и гибких алгоритмов на все случаи. Вы уже не можете принять неординарное, нестандартное решение, потому что тогда события будут развиваться совсем не по сценарию, и все дальнейшие решения придется принимать на свой страх и риск. Это большая ответственность - ответственность за последствия своих поступков.

Иногда кажется, что многие люди воспринимают кризис - и жизнь вообще - как пошаговую стратегию с возможностью возвращения к сохраненному файлу. Иллюзия замкнутости системы, в которой мы существуем, располагает к принятию готовых рецептов, где все параметры поддаются исчислению и прогнозу. Кризис в такой полуматематической конструкции воспринимается как сбой одного или нескольких параметров, которые можно скорректировать и таким образом вернуть систему к первоначальному состоянию. Звучит красиво и успокаивающе. В итоге "рецепты" действительно работают. Но не как менеджерская стратегия, а скорее как психотерапия для людей, волей-неволей вовлеченных в кризис.

К сожалению, система имеет свойство развиваться, и это означает постоянное изменение ее параметров. Может существовать параллельно несколько логик, согласно которым происходят события. Для каждого уровня системы могут работать различные законы. Поэтому готовые алгоритмы могут разве что помочь "снять симптомы", стабилизировать систему, заморозить ее в определенном состоянии. Но поскольку сам человек тоже является системой, следующий кризис будет инициирован именно его изменениями. Статичное - значит неживое.

Два подхода к кризисному управлению

Существует масса споров по схеме: "что лучше". Споры многолетние и ничего не решающие. В них просто не может быть правильного ответа. Методы антикризисного управления также представлены двумя главными точками зрения. Одни исходят из необходимости четкого искусственного структурирования системы, жесткой централизации управления и разделения функций. Причем остановить кризис такая команда сможет. Это примерно то же, что запереть Кощея Бессмертного в темнице, потому как убить его никто не может.

Второй вариант исходит из инженерной логики и говорит о том, что чем жестче система, тем сильнее ее разрушает любое, даже самое незначительное воздействие. Неважно - внешнее оно будет или внутреннее. Любое изменение становится опасным для существования системы. Поэтому апологеты этой точки зрения стремятся к максимальной гибкости, многофакторности решений, зная, что ни одно из них не станет окончательным, пока система существует. Работа в таком режиме может даже доставлять редкостное интеллектуальное удовольствие. Один из наших друзей-консультантов сравнил ощущения в кризисной ситуации с ощущением "саламандры в огне". Это игра, в которой наши решения переплетаются с последствиями и задают новые обстоятельства.

Game over?


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Кризисы
Контекст
Будьте готовы ко всему!
Марина Щедровицкая
В защиту управленческой интуиции
Интервью с Ефимом Островским
Фатализм - не лучшая стратегия
Татьяна Галкова
Кризис: ценный опыт для тех, кто выжил
Рифат Шайхутдинов
Запланированный кризис
Материал подготовлен редакцией
Управление будущим как антикризисная технология
Мирослав Кошелюк
SAVE GAME: yes/no?
Артур Ротерштайн
Среда
Кризис со всех точек зрения
Бизнес в стране кризисов
Василий Прутковский
Новости
"Хрустальный Апельсин" на Северо-Западе
Пейзаж без изменений
PR-конкурс online
Деловая газета
Проект
Душевный брэнд
Редакционная обработка конкурсных материалов
Старый брэнд с новым имиджем
Редакционная обработка конкурсных материалов
Практика
Консультанта не вызывали
Яна Скрипник
Преследуя прибыль, не станьте добычей
Алексей Чижов
Фирменный ресурс
Юлия Агеева
Интернет
Ваш собственный информационный Клондайк
Яна Скрипник
Программные продукты online
Информация предоставлена компанией EGART Technology
Академия
Каждое интервью - это борьба с журналистом
Ирина Лаврухина
Гуманитарные фабрики
Русская зимняя визитка
Анастасия Дедюхина
Книжный стенд
Правильный PR
Екатерина Соколова
Отрицание "пиара"
Ефим Захаров


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.