Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Корпоративное государство / Среда

Лоббирование - дело правое


Интервью взяла Вера Васильева
специально для "Со-Общения"
prnews@nm.ru
Версия для печати
Послать по почте

Интервью с Леонидом Гозманом, Членом Правления, Полномочным представителем по работе с органами власти и общественными организациями РАО "ЕЭС России", председателем Креативного совета (КС) СПС

- Вы курируете направление, связанное с взаимодействием РАО "ЕЭС России" с государственной властью и общественными организациями. Что это означает?

- РАО ЕЭС - это большой бизнес, в корпорации работает 660 тыс. человек. Для сравнения: есть множество государств, где количество трудящихся много меньше, чем в РАО. Но даже не это определяет масштаб нашей деятельности и значение РАО для страны. Мы производим продукцию, которую ежедневно потребляет каждый человек. Поэтому мы - как традиционно сложилось - становой хребет отечественной экономики. В силу особенностей нашего ключевого для отечественной энергетики положения мы наделены особой социальной ответственностью, поэтому наша деятельность не может существовать вне контактов с федеральной и региональной властью.

Моя основная задача заключается в доведении и разъяснении позиции компании губернаторам, журналистам, Госдуме. Причем мы защищаем не только собственно корпоративные интересы. Мы считаем, что разбираемся в энергетике, и хотим, чтобы принимались решения, полезные для всей страны, для всей отрасли. Например, недавно принималось решение о реструктуризации, и мы столкнулись с сильным сопротивлением на разных уровнях власти.

- Каким образом вы решали эту проблему? В чем заключается ваша лоббистская деятельность в Госдуме?

- Например, мы пригласили в РАО депутатов, связанных с энергетикой, членов Комитета по ТЭК, межфракционной группы "Энергия России", а также депутатов от регионов, где ведущую роль играют электростанции и энергосистемы. Приехали несколько десятков человек. Мы показали им Центральное диспетчерское управление, где осуществляется оперативное управление Единой энергосистемой. Потом провели экскурсию по РАО, рассказали о проблемах отрасли, о том, что с нашей точки зрения надо делать.

В течение последнего года мы принимали активное участие в двух парламентских слушаниях; первое касалось энергетической стратегии России, второе - реструктуризации. Благодаря нашей деятельности радикально негативные решения не прошли.

- Отношение к РАО в Думе достаточно сложное. С чем это связано?

- Сложности - не совсем подходящее слово. Если бы фамилия Председателя Правления была не Чубайс, мы бы, конечно, не вызывали таких бурных эмоций. За последние 10 лет он очень многое сделал для России, поэтому естественно нажил достаточно врагов. Оппонентам РАО очень легко действовать в Госдуме, они каждый раз пытаются перевести разговор из содержательной части в личностную. Допустим, обсуждается какой-либо вопрос, и если Чубайс отстаивает одну точку зрения, то соглашаться нельзя, надо отстаивать другую. Это обычная тактика наших оппонентов, которая, надо признать, бывает достаточно эффективной.

Поэтому главным достижением я считаю то, что нам и руководству Комитета по ТЭК удалось многие вопросы из плоскости псевдополитического обсуждения перевести в содержательную. В результате, например, Госдума признала на слушаниях абсолютно императивным для России реформирование энергетической отрасли.

- В чем заключалась ваша часть задачи?

- В том, чтобы все получилось хорошо. А что мы для этого делали... Например, мы развернули в фойе Госдумы выставку, отображавшую реальное положение дел в энергетике. Подготовили специальные материалы, из которых с неизбежностью следовало, что в том состоянии, в котором сейчас находится российская энергетика, она долго пребывать не сможет. Мы убеждали Госдуму, что игнорирование проблем отрасли не может продолжаться вечно, что без масштабных инвестиций в скором времени нам придется закупать энергию за рубежом, что реформа жизненно необходима. И убедили.

- Какие проблемы возникают сегодня перед специалистами по внешним связям ?

- Проблем особых нет. Я считаю, что мы действительно продаем хороший, качественный товар, что в РАО, что в СПС. Нам не нужно ничего придумывать, достаточно говорить то, что есть на самом деле. У нас нет необходимости прятать скелет в шкафу, у нас их нет.

- У Анатолия Чубайса есть определенная проблема с имиджем. Может, следует подкорректировать?

- Я давно хочу повесить в холле компании плакат с крылатой фразой "Во всем виноват Чубайс". А если серьезно, я считаю, что уровень плохого отношения к Чубайсу в обществе несколько преувеличен. Так уж случилось, что Чубайс во всем виноват: и ваучеры придумал, и волосом рыж, и вообще прет, как танк. Не сложилось с имиджем. Но когда речь заходит о том, кого поставить, чтобы дело сделали, зовут Чубайса. Помню, в 1997-98 годах был опрос, кто будет следующим президентом России. Называли разных людей, а один человек сказал: "Да, кто угодно, если у меня Чубайс будет руководителем компании". Посмотрите, как менялось отношение к Анатолию Чубайсу у энергетиков. Три с небольшим года назад он пришел в РАО. Естественно, встретили его крайне настороженно. Энергетика - закрытый цех, а он чужак, не специалист. Когда Анатолий Борисович только начал работать в этой отрасли, он читал специальную литературу. У нас для топ-менеджмента раз в неделю лучшие энергетики России проводят лекции, и самый активный студент - Чубайс. В результате он приезжает на любую станцию, и никому даже в голову не приходит, что его можно на чем-то провести. В конце концов его приняли.

- Расскажите, для чего создан Креативный совет (КС) при Союзе правых сил?

- СПС - единственная партия, в которой существует такой орган. Он у нас и в уставе прописан. Я - председатель КС. В состав совета на сегодняшний день входят 13 человек. КС занимается следующим. Во-первых, делает экспертное заключение по разным проектам, PR-программам и передает его руководству партии (КС не наделен исполнительными полномочиями). Во-вторых, КС анализирует ситуацию, осуществляет (более или менее регулярно) обратную связь с для Политсовета и лидеров партии. В-третьих, мы разрабатываем программы или тексты, иногда по заказу лидеров партии, иногда по собственной инициативе. К тому же КС является местом, где можно спокойно поговорить по вопросам идеологии, стратегии и т.д.

- Приведите примеры того, чем конкретно занимался Креативный Совет?

- Мы подготовили два принципиальных документа, принятых на съезде СПС: Политическую и Внешнеполитическую декларации СПС. Для чего мы этим занялись? Долгое время содержание демократической идеологии в России строилось на антикоммунистических принципах. Сейчас отрицание коммунизма, декларирование свободы слова, открытых границ, частной собственности на землю и демократических процедур объединяет многие демократически настроенные партии. Поэтому члены КС попытались сформулировать то, что отличает СПС от остальных демократических сил. В результате получились эти два документа.

Еще один проект - план СПС по урегулированию ситуации в Чечне. Его первый вариант был разработан группой членов КС. Креативным Советом была предложена реализующаяся сейчас программа, в рамках которой СПС выделяет стипендии студентам-ветеранам Чеченской войны, вне зависимости, разумеется, разделяют ли они наши политические взгляды. Кроме того, на базе серьезных, не рассчитанных на широкую публику материалов СПС по образованию, по реформе ЖКХ, по военной реформе и другим проблемам мы готовили тексты для СМИ, для нашего актива.

Одна из проблемных ситуаций сегодняшней России - наркотики. Сугубо репрессивные меры, которые сейчас проводятся правительством, не работают. Мы готовим специальную программу от СПС, чтобы принять активное участие в решении этой страшной для всего общества проблемы.

- Насколько эффективна политика государства по борьбе с торговлей наркотиками и их распространением в обществе?

- Запретительные меры только подогревают интерес к наркотикам. Я не думаю, что можно решить проблему введением смертной казни за распространение наркотиков, так же как и разрешением их употребления. Я уверен, что наркодилеров надо ловить и сажать, но в том, что нужны только репрессивные меры, я сомневаюсь. Необходимо найти золотую середину.

- Расскажите о креативных разработках, реализованных с вашим участием не только в рамках КС?

- Я имею отношение к тому, что мы (СПС) стали называться "правыми". В 1999 году, к тому моменту, когда мы создали "Правое дело", в общественном сознании существовала некоторая дихотомия - коммунисты и демократы. "Демократов" было много - и мы, и Лужков и даже Примаков - все называли себя демократами. А "коммунистов" было мало, только КПРФ. Значит избирателю, идентифицирующему себя с демократами надо было выбирать из многих вариантов - голоса распылялись. К тому же под словом "демократ" подразумевались слабость и неудачи. Тогда мы решили попробовать слово "правые", введя тем самым дихотомию "правые-левые". Мы провели специальные фокус-группы и другие исследования, которые показали, что в сознании многих людей "правые" - это те же демократы, только сильные. Кроме того, никто на звание правых не претендовал. Вообще - "правые" хорошее слово. Мы смогли использовать семантику слов "прав", "правый", "правильный". У нас даже концерты проходили со слоганом "Ты прав!". Мы также осмелились использовать лозунг "Наше дело - правое", правда, несколько изменив его "Наше дело правое - будущее за нами". Вообще, мы обнаружили, проводя опросы, что партией будущего называют нашу партию - СПС. Поэтому на выборах в Госдуму получили вместо 2%, которые нам были обещаны, 9% голосов, что оказалось весьма существенным для рейтинга СПС.

- Как Вы считаете должны ли быть крупные финансово-промышленные компании социально-ответственны?

- Главная задача финансово-промышленной организации выживать и развиваться, тогда и другим будет хорошо. Если взглянуть на вопрос с позиции менеджера, он сказал бы: "Да, конечно, корпорация должна быть социально-ответственной прежде всего перед своими работниками". Для того чтобы люди работали хорошо, им необходимо платить хорошую зарплату и о них надо заботиться. То есть соцобеспечение - это тоже способ достижения экономического успеха. Поэтому мы проводим в компании активную социальную политику. В РАО существует программа помощи ветеранам войны, пенсионерам-энергетикам. Что касается внешней деятельности, то мы делали крупные отчисления в Национальный военный фонд, выделяли средства на различные социальные проекты, на поддержку искусства. И конечно, стараемся помогать конкретным людям, попавшим в тяжелое положение.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Корпоративное государство
Контекст
Революция идет к нам с Запада?
Марина Щедровицкая
Входной билет в международное бизнес-сообщество
Кэтлин Д. Макарти
За что в ответе бизнес?
Зачем специалистам заниматься волонтерством?
Партнерство - это когда выигрывают все
Некоммерческий воPRос
Александр Федотовских
Под небом голубым есть город золотой...
Игорь Даченков
Среда
На пути к "чистым" выборам
Дмитрий Строганов
Лоббирование - дело правое
Интервью взяла Вера Васильева
Новости
АКОС на страже собственных интересов
"Брэнд года" получил международное признание
iOne, или Один вокруг света
Студенты учатся работать в условиях глобализации
Проект
Что может кукла?
Юлия Агеева
Человек человеку
Юлия Агеева
Победа над стереотипами
Юлия Агеева
Практика
PR-квартет
Светлана Вельчевская
Большая американская мечта
Яна Скрипник
Изящество ежедневных решений
Анна Федорова
Яхоцей цибур-издания
Лина Клебанова
Интернет
PR в сетях Интернета
Анна Федорова
IMS вам в помощь
Магистр
Пиарщик-универсал - вымирающий вид
Ирина Лаврухина
Я б в пиарщики пошел. Пусть меня научат...
Вера Васильева
Гуманитарные фабрики
Страна, где все поймут
Редакционный материал
Игра на чужом поле
Лина Клебанова
Старомодный PR
Михаил Чернов
Роскошь быть свободным
Книжный стенд
Расчетливая внучка филантропии
Екатерина Соколова
Доброе волшебство брэнда
Марина Щедровицкая


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.