Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/7-8/project/11


Человек человеку

Недоверие к некоммерческим организациям и неизвестным благотворительным счетам можно преодолеть. Для этой цели Российский фонд помощи (Росфонд) разработал схему адресной помощи остронуждающимся гражданам России, в том числе и пострадавшим в катастрофах.
Росфонд получил национальную премию "Серебряный лучник" (2000 г.) за лучший PR-проект в сфере благотворительности и социальных проблем. Эта награда была вручена не за конкретную акцию по организации помощи семьям моряков АПЛ "Курск", а за разработку уникальной адресной схемы сбора пожертвований.

Название проекта: Помощь семьям моряков, погибших на атомной подводной лодке "Курск"
Авторы и организаторы проекта: Российский фонд помощи (Лев Амбиндер, Николай Моржин), http://www.rusfond.ru, газета "Коммерсантъ".
Впервые в практике Росфонда инициатива исходила от коммерческих структур: в "Коммерсантъ" и Росфонд обратились руководители Пробизнесбанка с предложением материально помочь семьям моряков, погибших на "Курске". Помощь обещали и другие банки и компании.
Сроки реализации проекта: пожертвования начали поступать с 19 августа 2000 года и до сегодняшнего дня помощь семьям погибших продолжается.
Проблема: 12 августа 2000 года затонула АПЛ "Курск". Возникла необходимость в оказании помощи родственникам пострадавших.

Концепция проекта

Открытие любого благотворительного счета в кризисных ситуациях в России всегда вызывает сомнения: попадут ли деньги из "общего котла" именно тем, кому предназначались? Росфонд учел эти сомнения и предложил свою схему распределения финансовых поступлений: организацию адресной помощи пострадавшим и их семьям. Было предложено публиковать в "Коммерсанте" лицевые счета граждан, чтобы читатели могли отправлять свои деньги адресно, напрямую от человека к человеку, без посредников.

Идея не нова. До катастрофы, произошедшей с АПЛ "Курск", эта схема успешно прошла проверку в таких акциях, как помощь семьям погибших горняков шахты "Зыряновская" в Новокузнецке (1997 г.) и милиционеров в Самаре (1998 г.), жертвам взрывов в Москве и Волгодонске. Судя по откликам читателей "Коммерсанта", каждый проект Росфонда приходится им по душе.

Когда стало известно о катастрофе, произошедшей с АПЛ "Курск", в Росфонде в рамках акции прямой помощи родственникам открыли и опубликовали лицевые счета каждой вдовы или матери. Тем самым фонд выполнил волю и желание десятков тысяч людей, которые хотели выразить свое сочувствие и соболезнование хотя бы вот таким способом - послав деньги.

Цель проекта: помощь вдовам и матерям подводников. Ни граждане России, ни фонд не могли повлиять на ход спасательных работ. Поэтому первоочередной необходимостью было поддержать живых и отдать долг трагически погибшим.

СМИ, вовлеченные в акцию

- газета "Коммерсантъ"
- радио: "Радио России", "Эхо Москвы", "Русское радио", "Наше радио"
- телевидение: ОРТ, НТВ, РТР и REN-TV

Ход проекта

В течение первых нескольких дней после принятия решения об организации помощи необходимо было наладить связь населения с семьями погибших подводников, поэтому за ходом акции следили каждый день. Работа проходила в режиме нон-стоп.

19 августа

Первая публикация фонда в "Коммерсанте" об организации помощи семьям моряков АПЛ "Курск". По просьбе Минобороны напечатаны банковские реквизиты спецсчета "Нахимовский". Но гораздо больший интерес вызвал подготовленный Русфондом список матерей и жен подводников и их индивидуальных лицевых счетов в Сбербанке РФ.

24 августа

Фонд открыл 118 лицевых счетов (персональных сберкнижек) для каждой вдовы или матери погибшего моряка. В электронные СМИ был разослан пресс-релиз о готовящейся публикации списков с лицевыми счетами. Сообщение о составленном Росфондом списке вдов и матерей и их индивидуальных лицевых счетах передавалось в течение всего дня по радио и телевидению.

25 августа

На специальной странице в газете "Коммерсантъ" фонд опубликовал обращение известных предпринимателей России с призывом к гражданам материально поддержать семьи моряков, а также репортаж о встречах с вдовами и список родственников погибших подводников и их лицевых счетов. К полудню в Москве этот номер "Коммерсанта" исчез из продажи. Росфонд рассылал список электронной почтой (свыше 200 рассылок только за первый день), а в регионы даже по факсу и почтой. Список был размещен и на сайте "Коммерсанта" в Интернете.

В основном люди просили полный список. Некоторые хотели помогать землякам (запрашивали списки семей моряков брянских, уральских, севастопольских, вообще украинских, питерских, сибирских), другие - единоверцам, третьи хотели оказать помощь вдовам именно с детьми-дошкольниками.

20 сентября

Фонд опубликовал в "Коммерсанте" дополнительные списки и лицевые счета родственников погибших моряков, рассказал о первых итогах акции, о трудностях, бюрократических барьерах и огромном общественном резонансе акции в России и за рубежом.

15 декабря

Работа со списками не прекращается в фонде и в Войковском отделении N5282/0646 (Москва) Сбербанка РФ. В фонд поступает до трех запросов на списки в неделю.

Акция продолжается до сих пор. В ней приняли участие десятки тысяч людей.

Результаты

Точно оценить материальную эффективность проекта (то есть общую сумму пожертвований семьям погибших) невозможно, так как Сбербанк хранит тайну вкладов. Но уже в первые десять, по сведениям Фонда, и лишь несколько крупных бизнес-структур перечислили на эти лицевые счета свыше 10 млн. рублей.

Но не менее важным результатом был общественный резонанс. Фонд отслеживал интерес к семьям погибших моряков и желание перечислить деньги не только в России, но и за рубежом. К тому же поступили предложения о "дальнейшем деловом сотрудничестве в деле помощи при авариях и катастрофах", что, как отметил Лев Амбиндер, руководитель Русфонда, случилось впервые. "И мы этим непременно теперь воспользуемся!" - заявил он.

Организованная Росфондом акция помощи семьям моряков АПЛ "Курск" вызвала большой общественный резонанс. Как уже говорилось выше, она даже стартовала фактически по инициативе коммерческих структур. Росфонд стал получать от компаний и банков письма, в которых они предлагали оказать помощь в подобных трагических ситуациях. Такая активность подтолкнула руководителей Росфонда к разработке и реализации собственной схемы деятельности корпоративных фондов.

Примерная схема корпоративного фонда

Коммерческая структура создает корпоративный фонд, определяет годовой объем вложений, вместе с Росфондом выбирает специализацию. Мировой опыт корпоративной филантропии свидетельствует: фонды, как правило, специализируются на одной проблеме, либо жестко ограничивают их круг.

Росфонд обязуется обеспечить прозрачность целевых расходов и их адресность. Он устанавливает прочные связи с ведомствами социальной защиты и региональными органами здравоохранения, с Минтруда РФ и ведущими клиниками. Таким образом, фонд освобождает коммерческую структуру от затрат времени, трудовых усилий и финансов на отбор объектов помощи и на работу с последующим потоком писем, гарантируя открытость всей информации.

Цели организации подобных корпоративных фондов очевидны:

* Развитие благотворительности как составляющей бизнеса.
* Дальнейшее вовлечение бизнеса в решение социальных проблем и создание в России гражданского общества.
* Рост объемов финансовой помощи малоимущим россиянам.

Дата публикации: 18:10 | 28.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.