Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/7-8/mg/27


Я б в пиарщики пошел. Пусть меня научат...

Обзор московских курсов по PR
Сегодня квалифицированные PR специалисты требуются и государственным структурам, и частным фирмам, и компаниям, стремящимся к повышению конкурентоспособности своих товаров и услуг. В результате PR-специалист, умеющий сформировать привлекательную торговую марку - брэнд, разработать миссию фирмы и поддерживать постоянный благоприятный информационный фон, становится незаменимой фигурой современного бизнеса и политики. Профессия ныне востребована и необычайно модна. Сегодня в области связей с общественностью все еще в основном работают представители самых разных гуманитарных специальностей: психологи, журналисты, политологи, социологи, историки, архитекторы. Хотя уже и появляется профессионально образованная молодежь. И не беда, что первые выпуски PR-факультетов отечественных ВУЗов показали, что квалификация их оставляет желать лучшего. Иначе и быть не может. Опыт, как известно, приобретается в борьбе со временем. Процесс, однако, можно ускорить с помощью специальных образовательных центров или курсов.

"Арт& Имидж"

Учебно-консультационный центр работает в сфере образования уже шесть лет. Специалисты центра осуществляют профессиональную переподготовку обучающихся при содействии Московского государственного университета культуры и искусств. На высшее очно/заочное и дистанционное обучение приглашаются лица, интересующиеся специальностью public relations, с базовым высшим, средне-специальным, неполным высшим образованием. Предлагается профессиональная переподготовка сотрудников на факультетах центра, включающая цикл тренингов и семинаров, либо переподготовка по индивидуально разработанной программе с адаптированным графиком посещения. Преподаватели центра - специалисты-практики: Владимир Руга, Ефим Островский, Вероника Моисеева, Мирослав Кошелюк, Гай Ханов и др. По окончании выдается государственный диплом о переподготовке МГУКи, который приравнивается ко второму высшему образованию.

Продолжительность: 1 год (9 месяцев).

Стоимость обучения: $1710.

Координаты: 103030, Москва, ул. Новослободская, д.14/19 , стр.4; тел.: (095) 251-26-63, 972-22-37, е-mail: info@artimage.ru или artim@windoms.sitek.net

Мнение: Юлия Топорова, ассистент менеджера PR-агентства Imageland Edelman PR:

- Я осталась довольна обучением в центре "Арт& Имидж". Программа была насыщена интересными дисциплинами: психология, стилистика, имиджелогия, PR-технологии, техника коммуникаций и др. Порадовал преподавательский состав, особенно Александр Михайлович Князев, который читал интересный курс лекций по психологии. Огромное спасибо Алле Семеновне Некрашевич, всегда стремившейся в отведенные часы вместить максимум информации и реально желавшей сделать из нас профессионалов. Очень здорово, что многие лекции нам читали практики - сотрудники PR- и рекламных агентств. Их советы, примеры из повседневного опыта были как нельзя кстати. Больше всего я благодарна руководителям центра за то, что они предоставили нам возможность пройти практику в PR-агентстве "Имиджленд Public Relations", в котором я теперь работаю. Не имею возможности сравнить "Арт& Имидж" с каким-либо другим образовательным центром, но считаю, что это - хороший старт для тех, кто решил посвятить себя такому интересному и увлекательному виду деятельности как PR.

Российская академия государственной службы (РАГС). Кафедра политологии и политического управления

Преподаватели читают курс лекций по проблемам связей с общественностью органов государственной власти и управления. На кафедре работают специалисты различных направлений: политологи, философы, психологи, историки, экономисты, юристы. К настоящему времени уже было три выпуска по специальности "связи с общественностью". Закончившие обучение работают в структурах по связям с общественностью органов федеральной и региональной власти, возглавляют соответствующие подразделения в коммерческих структурах.

Продолжительность: слушателям предлагаются следующие варианты обучения: длительный курс переподготовки (500 часов) с вручением соответствующего удостоверения или краткосрочная программа (двухнедельные курсы) по проблемам связей с общественностью.

Координаты: Москва, пр-т Вернадского, 84. тел.: (095) 436-07-17/31, факс:(095) 434-57-00, е-mail: ksv@rinet.ru

Российский институт по связям с общественностью (РИСО)

РИСО совместно с Европейской академией экономики, управления и права проводит курс повышения квалификации "Теория и практика public relations в условиях современной России". Курс адресован менеджерам по рекламе, PR, маркетингу, руководителям отделов и подразделений, всем интересующимся современными интегрированными маркетинговыми коммуникациями. Основные обучающие дисциплины: работа со СМИ, разработка фирменного стиля, PR в корпоративных отношениях, организация и проведение спецмероприятий, direct mail, PR в политике, комплекс мероприятий PR-кампании. Курс представляет собой развернутый комплексный авторский взгляд на состояние и пути развития корпоративных PR-технологий в России. Программа охватывает поле деятельности корпоративных PR-специалистов, отражает нюансы и особенности проведения отдельных мероприятий, формирует системный подход проведения PR-кампании на предприятии. В основе курса - примеры отечественной PR-практики и реальный опыт авторов курса - Сергея Архипова и Константина Крайнова, практикующих с 1994 года PR-специалистов. Программа существует третий год, ее прошло более 400 человек по всей России. По окончании выдается сертификат Европейской академии экономики, управления и права.

Продолжительность: 5 недель, периодичность формирования групп - один раз в месяц.

Стоимость: 3000 руб.

Координаты: тел.: (095) 567-02-54, 450-05-69.

Мнение слушателя:

- Преподавателям удалось создать неформальную обстановку, в которой было очень хорошо заниматься.

- Четко определил для себя место PR в схеме "маркетинг-реклама-собственно PR.

Московский государственный технический университет МГИЭМ (Московский государственный институт электроники и математики)

Курс в рамках специальности "Связи с общественностью и реклама" предназначен для специалистов PR, маркетинга и рекламы, а также слушателей, не знакомых с PR-деятельностью. Основные дисциплины: "Технологии и методы PR", "Управление PR-проектами", "Зарубежние службы PR", "Стратегический и инновационный менеджмент", "PR в третьем секторе экономики" и т.д. Преподавательский состав: С.А. Боголюбов, специалист по правовым вопросам сопровождения бизнеса, И.М. Дзялошинский, ректор "Института гуманитарных исследований", консультант JCN, РАО "Газпром", Е. Посохова, консультант по риторике и технике речи агентства "Никколо М", А.С. Некрашевич, зав. кафедрой "PR и реклама" Государственного университета культуры, и другие. Программа обучения рассчитана на три ступени:

1. 2,5 мес. обучения - Государственное удостоверение о повышении квалификации.

2. 5,5 мес. обучения - Государственное свидетельство о переквалификации.

3. 10 мес. обучения - Государственный диплом о переквалификации с правом профессиональной деятельности (приравнивается к диплому о втором высшем образовании).

Стоимость: 1 месяц вечернего обучения стоит $150, заочного - $100.

Координаты: Москва, Б.Трехсвятительский пер., д.3; тел.:(095) 338-72-69, 916-89-66, е-mail: rfaalexandra@mail.ru

Факультет журналистики МГУ и Союз журналистов РФ. Курс "специалисты по связям с общественностью государственных органов"

Новый курс (действует с марта 2001 года) обучения теории и практике организации и проведения эффективной коммуникационной работы, а также практическим навыкам взаимодействия со СМИ. Теоретические и практические занятия: организация и проведение пресс-конференций, риторика и техника речи, теория и практика связей с общественностью, психология общения, право и СМИ. Занятия ведут известные специалисты в области PR, профессора и доценты МГУ. По окончании выдается сертификат государственного образца.

Продолжительность: 6 дней.

Стоимость: $550 США.

Координаты: тел.: 203-66-40 (кафедра рекламы и PR)

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет психологии.

Курс профессиональной переподготовки "Психология рекламы, маркетинга и PR" предназначен для специалистов с высшим образованием, заинтересованных в овладении новой областью деятельности. Программа представляет собой авторский курс докт. психол. наук, акад. РАО, декана факультета психологии Александра Донцова. Слушатели знакомятся с теоретическими основами рекламной деятельности, участвуют в деловых играх, социально-психологических тренингах, проходят стажировку в PR и рекламных агентствах. Основные дисциплины: "Психология рекламы", "Основы маркетинга", "Психология личности", "Реклама и связи с общественностью", "Психология конфликта". Форма обучения - очная. По окончании курса выдается диплом МГУ о профессиональной переподготовке.

Продолжительность: 1 год.

Стоимость: $1500

Координаты: Москва, ул. Б.Никитская, д. 4, комн. 66; тел.: (095) 203-31-45, 953-53-86, е-mail: zo@psy.msu.ru

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики

Курс "специалист по связям с общественностью и рекламе" организован при поддержке российской Ассоциации рекламных агентств (РАРА). Предназначен для специалистов с высшим образованием (работники PR-агентств, пресс-служб, люди, желающие получить специальность "связи с общественностью") как курс повышения квалификации. Лекции читают профессора и преподаватели МГУ, МГИМО, российской Академии государственной службы при Президенте РФ, а также ведущие профессионалы-практики - Илья Кузьменков ("Кузьменков и партнеры"), Владимир Евстафьев (РА "Максима",президент IAA) и др. Основные дисциплины: менеджмент PR, организация деятельности пресс-служб, риторика, управление кризисными ситуациями. Стажировка в рекламных и PR-агентствах. По окончании курса выдается диплом МГУ о профессиональной переподготовке.

Продолжительность: 9 месяцев.

Стоимость: $1400

Координаты: Москва, ул. Моховая, д. 9, кафедра рекламы; тел.: (095) 203-66-40.

Мнение: Ирина Ваненкова, специалист по PR ООО "ИКЕА-Торг": Я посещала курсы повышения квалификации при журфаке МГУ, семинары "Русской школы PR" и во время "Дней PR" лекции РАСО. Раскажу по порядку. Журфак МГУ был мне полезен тем, что нам наглядно показали, как должна быть организована работа пресс-службы. По этому предмету у нас был замечательный и очень строгий преподаватель, заместитель руководителя пресс-службы Госдумы - Владимир Федорович Мисюченко. Мне не понравилось, что квалификация некоторых преподавателей была ниже, чем у слушателей. Мы обратили на это внимание нашего куратора, и преподавателей поменяли. Каждый смог получить для себя те знания, которые считал нужными. Мы смогли посмотреть на взаимоотношения с прессой не со стороны PR-отдела, а как бы изнутри. Семинары "Пять ступеней развития PR-службы", организованные "Русской школы PR", длились 2 дня. Мне понравилось, что была дана конкретная информация о предмете. Нам читал Юрий Любашевский, я отдаю ему должное как лектору. Во время дней PR в Москве я посещала семинары РАСО и получила много полезной информации, особенно запомнился мастер-класс Сергея Беленкова. Хочу отметить, что от государственного образования трудно ожидать что-то сверхестественное, это не коммерческий ВУЗ и не MBA. Все курсы, прослушанные мной, примерно одного профессионального уровня, хотелось бы все-таки, чтобы он был выше. Но если говорить в целом, то информацию, полученную на всех трех образовательных сессиях, я с пользой применяю на практике.

Независимый институт политических технологий и связей с общественностью. Образовательная компания "Управление успехом". Русская школа PR.

Курс позиционируется как сочетание российских (советских) культурно-исторических традиций воздействия на массовое сознание с умело освоенными аналогичными западными технологиями (в основе курса - глубокое и обстоятельное изучение социальных и психологических реалий современной России). Преподаватели: Юрий Любашевский, Михаил Гринфельд, Алексей Кузьмин, Кирилл Коктыш, Александр Морозов, Иосиф Дзялошинский, Вячеслав Захаров. Лица, прослушавшие 12 семинаров, допускаются к экзамену и могут претендовать на получение диплома по специальности "связи с общественностью". В мае 2001 года был создан новый факультет начальников избирательных штабов.

Продолжительность: важно прослушать определенное количество семинаров независимо от сроков.

Стоимость: варьируется от $200 до $450.

Координаты: Москва, Ветошный пер., д.13-15, "Учебный Центр"; тел.: (095) 721-89-62, 298-89-24, е-mail: info@ycnex.ru

Мнение: см. "Со-Общение". 2001, N6.

Некоммерческий PR-центр "Гражданин"

Один из проектов PR-центра "Гражданин": образовательный курс по связям с общественностью для российских неправительственных организаций (высылается также электронной почтой по запросам) для специалистов региональных PR-структур, НКО, СМИ и представителей региональных госструктур. Лекции читают: Леонид Жуков, директор Института проблем PR, Надир Хананашвили, тренер Владимир Якимец, Михаил Богомолов, директор "PR-центра", и др. По окончании курса слушателям выдается сертификат. Курсы проводятся на гранты, полученные от западных фондов, в частности, проект спонсируется фондом "Евразия" (грант на годовую программу составляет $25-30 тыс.).

Продолжительность: 2 дня семинаров.

Стоимость: бесплатно.

Координаты: тел.: (095)253-80-42, e-mail: dobroprtc@mail.cnt.ru

Мнение: Вишнякова Надежда Михайловна, директор программы Московский Центр добровольцев:

- Мы чрезвычайно благодарны PR-центру "Гражданин" за семинары по PR для общественных организаций. Занятия дали нам навыки продуктивного контакта со СМИ, властями и потенциальными донорами-спонсорами. Мы теперь гораздо эффективнее привлекаем к благотворительной работе добровольцев из населения нашего района.

Центр подготовки менеджеров PR при Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО)

Готовит специалистов-практиков по связям с общественностью, работающих или планирующих переквалифицироваться для перспективной работы в сфере PR. Cодержание, форма и объем программ утверждаются клиентом. Базовые профессиональные программы: "Бизнес PR", "Практика PR", "Практика менеджера PR". Среди читавших курс - зав. кафедрой "PR и реклама" Государственного университета культуры Алла Некрашевич, руководитель PR-департамента Минфина Ольга Леонова, генеральный директор агентства "Принцип PR" Мирослав Кошелюк, экс-президент РАСО Александр Борисов, Елена Сорокина (агентство "Обратная связь"), Вячеслав Степанов (агентство "Степанов и партнеры"), директор центра Елена Юрьева и другие специалисты-практики. По итогам обучения слушатели образовательных программ получают сертификат о дополнительном и специальном образовании в сфере связей с общественностью. Примерно раз в два месяца в РАСО также проводятся корпоративные и специализированные семинары. Темы семинаров "Бизнес PR", "Практика PR", "Имидж современного банка", "Взаимодействие с особо важными гостями фирмы и прием VIP-персон", "Школа пресс-секретаря" и др.

Продолжительность: 1,5 недели.

Стоимость: $650.

Координаты: 117454, Москва, пр. Вернадского, д.76 Контактный тел./факс: (095) 434-94-27; е-mail: info@raso.ru

Мнение: Елена Юрьева, директора центра:

- С будущего года помимо традиционной работы (базовые, корпоративные и специализированные семинары) планируются индивидуальные стажировки специалистов из Москвы в регионы и из регионов в Москву. Это связано с активным созданием PR-агентств в регионах. Помимо этого мы будем организовывать стажировки за рубежом. Мы работаем над созданием широкомасштабной программы для специалистов, работающих в государствнных PR-учреждениях. Для региональных представителей есть инвесторы, которые будут оплачивать обучение.

Государственный университет - Высшая школа экономики

На базе ГУ-ВШЭ при участии национального-депозитарного центра специалистам с высшим образованием предлагается курс "связи с общественностью в сфере финансов". Основные темы: "PR в системе коммуникативных наук", "PR в сфере финансов", "Понятие целевых аудиторий", "Планирование PR-кампании" и т.д. В рамках курса специалисты читают лекции, проводят семинары, тренинги, ролевые игры для слушателей. По окончании курса выдается свидетельство ГУ-ВШЭ о повышении квалификации по специальности "связи с общественностью в сфере финансов".

Продолжительность: 2 месяца.

Стоимость: $250

Координаты: Москва, ул. Мясницкая, д. 20; тел.: (095) 229-95-58

Академия международного сотрудничества (АМС)

Негосударственная организация, которая существует с 1989 года. Несколько лет компания работала без лицензии. В зависимости от выбора специальности принимаются лица, окончившие 8-11 классов, имеющие среднеспециальное, незаконченное высшее и высшее образование. Организаторы курсов позиционируют свою программу как курс повышения квалификации для специалистов по связям с общественностью. По окончании выдается сертификат.

Продолжительность: зависит от специализации (от 2 месяцев).

Стоимость: примерно $250 за месяц обучения.

Координаты: Москва, ул. Гастелло, д. 3; тел.: (095) 268-37-22.

Мнение: Дарья Буймова, редактор издательства "Армада-пресс".

- На эти курсы я поступила еще в 1998 году. Тогда они стоили приемлемо, нам обещали трудоустройство (100%) и диплом. Мы написали красивые пространные резюме, которые, как я полагаю, спустя месяц попали в корзину для мусора. Из академии по поводу трудоустройства мне не звонили - вот вам и 100% гарантия трудоустройства. Но я была благодарна за то, что мне, наконец, разъяснили, что же такое это сладкое слово PR. О том нужны ли кому-нибудь люди, закончившие курсы, хотелось бы сказать отдельно. Для того чтобы сегодня заниматься PR, никакие курсы не нужны, и даже ВУЗ тут не поможет. Для этого надо иметь наглость, не иметь совести и хотеть много заработать. При этом опыт все-таки на первом месте и, конечно, связи. Мы живем в России, и западные мерки к некоторым специальностям просто не подходят.

Те, кто видит свое призвание в PR-бизнесе, то для обучения больше подходит "Арт& Имидж" или РАСО. Тем, кому по долгу службы приходится постоянно общаться с представителями СМИ, пригодятся навыки журфака МГУ. Если же есть желание покорить политическую арену, то лучший способ получить необходимые знания пойти на курсы в РАСО или на факультет психологии МГУ.

Еще один совет: если при желании освоить профессию PR нет времени и желания посещать курсы, лучше всего устроиться в небольшое PR-агентство менеджером низшего звена. Поработать два-три года, и за это время появятся нужные связи и опыт. Дальше можно предлагать себя на позицию PR-менеджера в развитые коммерческие структуры, где есть реально работающий PR-отдел. Многие компании проводят корпоративные тренинги по PR, можно использовать и эту возможность. Практически все интересные разработки доступны пользователю Интернет. Если попробовать писать в профессиональные издания, то можно получить обучающую информацию из первых рук. Посещайте курсы по социологии, психологии, управлению, экономике и макроэкономике. Самое главное - научитесь проводить эффективные самопрезентации, тогда появится реальная возможность претендовать на статус PRосвященного.

Дата публикации: 02:10 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.