Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/7-8/k/24


Расчетливая внучка филантропии

Веяния времени и требования глобализации
Как сделать корпоративное гражданство эффективным для бизнеса и общества? Книга "Социальное измерение в бизнесе: Бизнес. Общество. Власть" должна выйти осенью этого года и дать подробный ответ на поставленный вопрос. Она написана в соавторстве специалистами НП "Социальные инвестиции" и Международного форума лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэльского. Эти организации активно продвигают идею корпоративного гражданства и развивают практику социального инвестирования в России (Джейн Нельсон. "Корпоративные граждане местных сообществ. Сергей Туркин. "Инвестировать в социальное партнерство"."Со-Общение", 2000, N11-12; Анна Львова. "Корпоративное гражданство" в условиях России. "Со-Общение", 2001, N1).

Корпорации должны заботиться о местном сообществе?

Транснациональные корпорации (ТНК), организовывая свое производство в странах третьего мира, сталкиваются с необходимостью улучшения социальной инфраструктуры и поддержания ее стабильности. Местное сообщество организуется вокруг ТНК и попадает в материальную зависимость от нее, но иногда не принимает стратегию корпорации и винит ее во всех неудачах. Поэтому корпорации необходимо заботиться не только о подготовке квалифицированных рабочих, но и об адекватной стратегии развития.

ТНК, действующие на российском рынке, задают новые правила бизнес-игры. Социальное инвестирование становится важнейшим инструментом улучшения имиджа корпорации и как следствие - повышения конкурентоспособности продукции. Поэтому, с одной стороны, российским компаниям, конкурирующим с зарубежными, необходимо переориентировать свою стратегию на идею корпоративного гражданства. С другой стороны, PR-агентства должны распространять представления о корпоративном гражданстве и своих методах и технологиях в этой области.

Филантропическая эволюция

В первой главе книги директор региональных программ Международного форума лидеров бизнеса Сьюзан Симпсон, говоря о значении "корпоративного гражданства для международного и российского бизнес-сообщества", доказывает, что стратегия социального инвестирования более эффективна в условиях социально-экономического кризиса. Корпоративное гражданство помогает не только наладить производство, но и улучшить информационное пространство вокруг компании. Все это позволит нивелировать влияние кризиса.

Во второй главе вышеупомянутый автор рассматривает западные кодексы корпоративного управления. Она перечисляет принципы, которыми должна руководствоваться корпорация в отношениях с местным сообществом, со своими стейкхолдерами - акционерами, сотрудниками, партнерами, покупателями и т.д. На примере компаний, действующих в России, описывается существующие стратегии социального инвестирования и сравнивает корпоративное гражданство с филантропией - "бабушкой новой бизнес-стратегии".

Новый Левиафан

К этому же вопросу обращается другой автор книги, директор НП "Социальные инвестиции" Сергей Туркин. Он рассматривает эволюцию социальной ответственности бизнеса от филантропии к идее корпоративного гражданства. Изначально компании стремились разграничить бизнес-деятельность и участие в жизни местного сообщества. Лишь в последние годы компании осознали, что развитие местного сообщества обеспечивает им максимизацию прибыли. Сергей Туркин затрагивает важный вопрос о роли власти в становлении корпоративного гражданства. Если в Америке законодатель подталкивал бизнесменов к участию в делах местного сообщества, то в России государство не желает разделять ответственность с бизнесом за ситуацию в обществе. Государство не в состоянии решить социальные проблемы, но декларируемая ответственность за общество дает федеральным и местным властям привилегированное положение по отношению к бизнесу. Выход из экономического кризиса и построение гражданского общества возможны только, когда компании и местное сообщество, связанные общими интересами, совместно будут продвигать и защищать их на государственном уровне.

Дата публикации: 02:10 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.