Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/7-8/i/28


PR в сетях Интернета

В Рунете информации о PR много. Главное - определиться что вы ищите
Как узнать, что происходит на российском PR-рынке, не вставая с рабочего места? Предлагаем вашему вниманию обзор российских интернет-ресурсов, освещающих проблемы PR и рекламы. PR-проблематика представлена в Рунете (в отличие от оффлайновой коммуникационной среды) довольно обширно, так что желающим ознакомиться с "тонкостями" и "хитростями" PR скучно не будет.

PR-мозаика

Коллекцию ссылок на российские и западные PR-ресурсы можно найти на сайте http://www.sovetnik.ru (портал журнала "Советник"). Впрочем, приблизительно тот же самый результат вы получите, задав поиск в "Яндексе". Зато сайт "Советника" - это надежный источник новостной информации, в том числе от западных PR-агентств. Новости, скажем, итальянского рынка PR могут быть не слишком интересны российскому пользователю, но зарубежный опыт иногда может навести на разумные мысли. Поэтому портал "Советника" является одним из самых посещаемых ресурсов, и PR-путешествие по Рунету стоит начинать именно с него. Статьи и аналитические материалы (статистика, рейтинги) тоже сделаны на хорошем профессиональном уровне. На сайте есть все: полный список мало-мальски известных PR-агентств, форум, новости, аналитика, архивы. Функциональный дизайн, удобная навигация и масса фактической информации - благодаря всему этому портал получил "Серебряного Лучника" в номинации "Лучший сайт, освещающий вопросы PR-деятельности". Творческий коллектив "Советника" старается не пропустить ни одного события, так или иначе значимого для российского (и не только) PR-сообщества. Наверное поэтому нельзя сказать, что у сайта есть ярко выраженная концепция или стиль. Требование "максимум информации за минимум времени" других вариантов не предполагает.

Все остальные сайты, о которых пойдет речь в этой статье, являются более "узконаправленными". Каждый из них занимает свою определенную нишу в информационном поле.

Развлечь, просветить и переубедить

http://www.pronline.ru

Концепция:
"PRonline - самостоятельный ресурс, созданный агентством ProVision Communications (PVC). На сайте можно найти новости рынка связей с общественностью, теоретические и практические статьи, интервью с ведущими специалистами рынка, а также каталог ресурсов, посвященных PR и рекламе. PRonline - взгляд изнутри на происходящее в профессиональной среде, на подоплеку общественных, политических и коммерческих событий с точки зрения использования инструментов PR. Это сознательный поиск некой формы, которая отличалась бы от стандартной подачи аналитики или отраслевых новостей. Редакция проекта уверена, что с помощью этого ресурса и у специалистов public relations, и у обычных пользователей сети отношение к PR, сильно искаженное в последнее время, сможет измениться. В этом заключается глобальная задача PRonline.ru".

Хочется отметить исключительную логичность структуры сайта. За любой статьей, например, идут ссылки на публикации, связанные с затронутой темой, чтобы читатель видел проблему в развитии. Форум, кстати, тоже не пустует, у ресурса постепенно складывается постоянная адуитория.

Цитата с сайта:
"Первый этап - этап становления российского рынка public relations и распределения основных сил на рынке, по мнению большинства специалистов, закончился. За это время многие участники медиасообщества для того, чтобы занять свою нишу, порой прибегали к не самым цивилизованным методам ведения бизнеса, что вполне характерно для этапа накопления капитала. Именно на этом этапе мы приобрели такие пороки, как, например, присущий российскому рынку прием "заказных", или "проплаченных", публикаций, такое понятие, как "черный пиар", и многое другое. И вот теперь подпорченный имидж PR стал тормозом для отрасли. Поэтому для дальнейшего развития необходимо, в первую очередь, повышать авторитет public relations в России".

Учиться на чужом опыте

Рекламное измерение

http://www.triz-ri.ru

"Неважно, что приходит Вам в голову.
Важно, что приходит по почте посетителям Вашего сайта".

Сергей Сычев, руководитель проекта "Рекламное Измерение", описывает концепцию сайта так:

"Источником материалов для сайта послужили книги И.Л. Викентьева и статьи бюллетеня "Рекламное Измерение", что издавался нами более семи лет и где было опубликовано более 1200 методических материалов по рекламе и public relations. В своей деятельности мы часто используем ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера и ряд собственных разработок, сделанных на ее основе). ТРИЗ - инструмент для решения творческих задач. Поэтому Интернет-проект получил то же самое название и домен: triz-ri.ru. Где первая аббревиатура означает ТРИЗ - "теория решения изобретательских задач", а вторая РИ - "Рекламное Измерение".

В 1998 году, когда появился сайт, у нас уже было множество клиентов в "офф-лайне". Большинство из них, в силу единства экономики, сталкивались со схожими бизнес- и PR-задачами, однако жили в разных городах и странах. Сайт позволил их объединить.

Таким образом, изначально хотелось решить две задачи:
- уменьшить дефицит качественных методических материалов по PR;
- создать площадку для неболтливого и профессионального общения.

На старте проекта "самозародившиеся" Internet-специалисты дали нам три совета.

Первый совет: выложить материалов поменьше и добавлять "ну, по чуть-чуть". Мы поступили иначе: сразу открыто выложили несколько сотен материалов - и по сайту стало интересно бродить. Сейчас на сайте можно найти около 400 открытых материалов. На форуме обсуждается более 230 проблем по рекламе и PR.

Второй совет: давать хронику - и побольше. Мы, напротив, новостей даем поменьше, чтобы не повторяться, зато существенно больше даем материалов, которые не стареют; мы намеренно сделали акцент на методических материалах, которые "простоят" 5-15 лет. Но все профессионально интересные новости мы анонсируем в нашей бесплатной рассылке news@triz-ri.ru, посвященной вопросам принятия решений в области менеджмента, маркетинга и public relations.

Третий совет: не выпускать оффлайновую копию, когда "у всех есть бесплатный Internet". А мы выпустили CD-копию сайта, "Открытые методики рекламы и PR" (где сотни материалов и ряд компьютерных программ), и она хорошо раскупается.

Мы стараемся поставлять хороший "контент", помогающий в работе нашему уважаемому посетителю, а также формировать целевой поток клиентов, интересующихся тем, как находить неочевидные решения ряда бизнес-задач.

Из специфических вещей можно назвать сервис, более характерный для западных фирм: сайт также обслуживает пользователей компьютерных программ: "HeadLiner/Заголовщик" (на основе 6000 произведений) и "Приемы журналистики & PR" (на основе 12 500 произведений). Кстати, ряд материалов на сайте синтезирован с их помощью.

Не особо афишируя проект, мы несколько месяцев проводили бесплатное дистанционное обучение двух групп специалистов. Получили неочевидные результаты - стало понятно: как можно обучать PR заочно. Чего можно добиться, а чего нельзя; как строить подборки учебных заданий, и т.п. Результаты эксперимента дополнили наш 148-часой курс по рекламе и public relations для высших учебных заведений и бизнес-школ "РИ-148", построенный на 500 задачах, решенных в ходе консультаций для отечественных предпринимателей. (До эксперимента курс был только "очный".) Скоро мы открыто выложим на сайт ряд фрагментов курса. И постепенно шаг за шагом раскроем весь. Следите за контентом!".

"7 статей" - cайт о "тонкостях и хитростях"

http://www.7st.ru

Концепция:
Все содержание сайта составляют статьи, посвященные PR-технологиям, используемым в политике и бизнесе. "Ухвати суть вещей" - гласит слоган на главной странице. Не будем оспаривать важность затронутых тем и судить о глубине анализа. Просто хочется отметить, что типовые правила составления пресс-релиза (с легкостью находимые в любом учебнике), к "тонкостям", "хитростям" и прочим изыскам не относятся. Хотя всем нужны. В списке авторов, впрочем, встречаются известные имена (Юрий Любашевский, например). Так что стоит заглянуть.

Цитата:
"КРИЗИС - это лишь предельное обострение деструктивных процессов в деятельности индивидуума или команды, вызванное скрытой или явной стагнацией (деградацией) или чрезмерным ростом (прогрессом), и он может затронуть практически любую составляющую жизнедеятельности структуры или персоны.

PR-фактор - сайт Лиги дипломированных специалистов по PR

http://www.pr-factor.newmail.ru

Концепция:
"В настоящее время в России существует несколько PR-сообществ: РАСО, АКОС, ВОСТ и т.п., но все они объединяют компании и персоналии давно и успешно работающие на рынке. А куда же податься студенту или только что получившему специальность человеку, если везде "требуется опыт работы"? Наше Партнерство и создано, в первую очередь, для того, чтобы человек, бросившийся в пучину связей с общественностью, не сгинул в ней, а имел бы возможность получить помощь по различным вопросам, связанным с его деятельностью".

Ресурс существует довольно давно, и на нем мало что меняется с течением времени. Хотя весь "джентльменский набор" (подборка ссылок, вакансии, новости) присутствует. Есть много фактической информации по образованию в сфере PR - список вузов, координаты образовательных программ и тематических семинаров.

На сайте можно найти совершенно замечательный PR-словарик (пример: "БесPRизорник - политик, не имеющий PR-консультантов) и коллекцию приколов из жизни пиарщиков.

Заглянув на сайт "PR-фактор", растерянный студент, мечтающий о карьере пиарщика как минимум почувствует, что он не одинок. А как максимум - поймет, что для достижения профессиональных успехов пора проявлять активность. Как это сделала Лига дипломированных специалистов по PR...

Библиотечка

Если вам нужна литература по PR, вернее, вы хотите понять, какие книги стоит искать и читать - зайдите на http://www.prinfo.webzone.ru ("Рublic relations в российском контексте: информация для работы" - справочно-информационное web-издание). На сайте есть хорошая подборка аннотаций на относительно свежие издания, в том числе англоязычные, что полностью оправдывает справочно-информационный характер ресурса. Статей на сайте довольно мало, но от этого никто не страдает.

Особый интерес представляют сайты, заявленные как "разоблачительные проекты".

"Черный PR"

http://www. blackpr.ura.ru

Персональный некоммерческий проект администратора сайта Евгения Лубяного. Предоставляем слово автору:

"Концепция сайта - обсуждение проблем использования манипулятивных технологий в коммуникации, обзор тематики по формам и методам манипуляции массовым сознанием. Еще одно направление - обсуждение технологий и методов разрушения имиджа кого-либо. Обновление материалов на сайте происходит еженедельно, на основе отслеживания рекламы и мониторинга СМИ. Средняя посещаемость - 150-200 хостов в сутки, несколько раз было более 1000 хостов. Существует служба почтовой рассылки, база - 1005 адресов (на 24 июля 2001 года). Сайт состоит из трех основных разделов: колонки обозревателя, колонки комментатора и форума. Основное направление: анализ телевизионной рекламы, иной телевизионной продукции по обсуждаемым темам. База телевизионных рекламных роликов собирается с 1997 года в режиме постоянного мониторинга (реклама, размещенная на федеральных каналах). Есть выборочная база телепередач. Можно, несомненно, отметить влияние моделей, изложенных в "Generation П" Пелевина и фильме "Хвост виляет собакой".

Перспективы развития: на данный момент есть два направления. Первое направление - сайт остается некоммерческим проектом, несколько изменяется внутренняя структура, добавляется несколько сервисов. Обновление остается еженедельным, идея как таковая не меняется.

Второе направление возможно в том случае, если у сайта находится партнер-инвестор. В этом случае сайт становится частично платным ресурсом (платный доступ к комментариям), добавляется несколько платных сервисов, в том числе пользование базой по всем рекламным роликам как в формате потокового видео, так и на носителях (в формате MPG). Запускается интерактивное приложение, добавляются разделы по технологиям воздействия, в том числе инструментального. Обновление становится ежедневным, появляется собственная информационная служба (собственно говоря, формируется специализированное интернет-издание)".

Цитата:
"Самый чсрный, самый грязный PR делают люди с безупречной репутацией и в ослепительно белых перчатках. Белые воротнички не давят им на шею, когда они запускают свою очередную фишку. Весь мир - это один сплошной Чсрный ПиАр. И не надо этого бояться. Открой глаза и смотри!".

"Контрреклама"

Сайт довольно злой. Заявлен как некоммерческий проект "социальной направленности", цель которого (как вы уже, наверное, догадались) - сорвать маски с циничных рекламистов, вторгающихся в сознание потребителя. Несмотря на не слишком убедительную аргументацию "установочной статьи", призванной объяснять технологии воздействия, сайт представляет некоторый интерес. Ознакомившись с дискуссией на форуме, можно понять, как мыслят критически настроенные потребители, выискивающие в рекламных роликах очевидные глупости и несоответствия. А вдруг они заметят то, что целый рекламный отдел, плененный красотой собственного творчества, упустил?

WWW-конференции

Еще один хороший способ восполнить пробелы в знаниях и "пощупать пульс PR-рынка" - участие в интернет-конференциях. Практически на всех указанных выше ресурсах есть форумы. Особо хочется отметить конференцию по вопросам PR, имиджа и консалтинга на сайте Агентства "Михайлов и Партнеры" (http://www.prnet.ru или http://www.mikh-partn.ru). Если повезет (и вопрос покажется интересным), вам ответит кто-нибудь из топ-менеджеров агентства. На конференции мирно сосуществуют дискуссии на тему "что есть PR?" и обсуждение сугубо практических вопросов типа "как формировать штат PR-отдела?" Помимо конференций, действующих постоянно, в Интернете часто проходят кратковременные дискуссии на темы, кажущиеся организаторам актуальными. Свежий пример: конференция "Проблема привлечения рекламных бюджетов в регионы", осуществленная при технической поддержке "Яндекса".

Дата публикации: 18:10 | 28.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.