Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/7-8/g/23


Роскошь быть свободным

Почему японская молодежь не хочет работать в крупных компаниях?
Когда в стране меняется экономическая ситуация, мировоззренческие установки ее жителей оказываются под угрозой. Именно так произошло в Японии. Молодежь демонстрирует совершенно новое отношение к работе, карьере и другим социальным ценностям. Компании вынуждены искать новые стратегии управления работниками, переставшими расценивать работу в корпорации как "служение обществу". Так что же происходит в Японии - стране, которая смогла совершить мощный индустриальный рывок благодаря уникальному сочетанию западных технологий и восточной этики труда? И куда исчезла эта этика?

Японское generation X

Тадаши Като зарабатывает свои деньги нелегким трудом. Ну, относительно нелегким. В погожие деньки он продает на улице футболки Nike, привезенные в Японию из Бангладеш контрабандой. В удачный день может заработать $100, и это очень неплохие деньги - если сравнить с работой официанта за $7 в час. "Пришла пора заняться серьезным делом, - говорит Тадаши Като. - Я постараюсь доказать, что уличные торговцы могут хорошо зарабатывать. Пока надо мной нет босса, я счастлив".

Прошли те дни, когда большинство молодых людей в Японии планировали сделать карьеру в Sony, Mitsubishi или другой крупной корпорации. Сегодня японская экономика уже не создает столько возможностей для среднего класса, как раньше. Молодежь может мечтать о стабильной работе, но соглашается и на временную работу с почасовой оплатой.

"Пока надо мной нет босса, я счастлив", - говорит японский подросток, торгующий футболками. Вы согласитесь с этим?

В Японии людей, работающих на "неполной ставке", называют freeters - от англ. free ("свободный") и нем. arbeiter ("работник"). Это слово описывает не столько вид работы или способ оплаты, сколько стиль жизни. Freeters похожи на пресловутых американских бездельников generation X: они работают только тогда, когда им нужны деньги, путешествуют по миру и наслаждаются тем, что отвергли жизненные ценности их родителей-трудоголиков. Их можно найти в барах, на заправках, на складах - везде, где не нужна специальная подготовка. "Я не смог бы работать в офисе полный рабочий день, - говорит 18-летний Йошинари Нозаки, которого в свое время выгнали из школы дизайна. - Вставать рано утром каждый день, даже зимой, втискиваться в поезд, работать допоздна и посещать корпоративные вечеринки, улыбаясь начальникам... Разве во всем этом есть свобода?"

Родители - трудоголики, дети - бездельники

Для старшего поколения японцев эти живущие моментом бунтовщики - просто испорченные юнцы. Но думать так - значит не замечать более важных социальных тенденций. Freeters воплощают ценности поколения, дезориентированного десятилетним экономическим застоем.

Японское "экономическое чудо" - уникальная форма капитализма, основанного на успехах крупных индустриальных групп, называемых keiretsu, постепенно перестает оправдывать себя. Уже в течение нескольких лет Япония стабильно экспортирует свою продукцию, но новых рабочих мест появляется не так уж много. Количество вакансий растет только в третьем секторе (сервис), где гиганты вроде Starbucks и Uniqlo's часто нанимают работников на условиях почасовой оплаты. Большинство из 18 тысяч сотрудников Uniqlo's работают именно на такой основе, получая от $8 в час. Как прокоментировал это представитель компании, "когда система пожизненной занятости и социальных гарантий разрушается, смысл понятия "работа" меняется".

Впервые за весь послевоенный период многие выпускники японских колледжей и университетов не могут найти приличную работу, а приблизительно треть из тех, кому это удается, уходят с нее меньше чем через три года. Более того, freeters сейчас составляют наиболее быстрорастущий сегмент на японском рынке труда. По оценкам Recruit Corp., крупнейшего японского издания по трудоустройству, сейчас их около 3,4 млн.

Вызов многолетним традициям

Традиционно мыслящие японцы полагают, что поступать подобным образом - безответственно. Такое "потворство собственным желаниям", по их мнению, нарушает социальную стабильность и идет вразрез с кодексом поведения, определяемым спецификой корпоративной этики. Японцы десятилетиями работают в корпорациях с жестко иерархизированной структурой и в итоге получают вознаграждение в виде хорошего материального обеспечения после выхода на пенсию. Freeters предлагают диаметрально противоположный подход: работать, пока нужны деньги, а потом развлекаться, пока деньги не кончатся.

"Они живут, как японские аристокаты в старину. Совершенно не думают о будущем", - утверждают социологи. А вдруг это голос легкой зависти?

Масаширо Ямада, социолог университета Гакуджей в Токио, полагает, что свободолюбивые подростки разрушают основы японской экономики и подрывают жизнеспособность нации. Его рецепт: молодые люди должны раньше покидать родительский дом, жениться и заводить больше детей. Многие родители разделяют такую точку зрения. "Просто хочется выгнать его из дома и сказать - будь независимым! Пойми, чего ты хочешь в жизни и будь счастлив", - говорит мать 29-летнего сына, который живет дома и находит одну временную работу за другой.

Когда после войны в Японии начался экономический подъем, подростки уходили из дома, как только начинали зарабатывать достаточно денег, чтобы взять ипотечный кредит и ежемесячно выплачивать банку определенную сумму. Сегодня цены на недвижимость выросли, а зарплата держится на относительно низком уровне. "У подростков просто меньше возможностей выбора", - утверждает Шинтаро Наканиши, социолог Йокогамского универсистета. "Родители считали, что, обеспечив своему ребенку хорошее образование, они могут быть уверены, что он найдет достойную работу. Но этот старый стиль жизни меняется прямо на глазах". Японцы приходят к выводу, что результатом многолетних усилий должно быть нечто большее, чем солидный счет в банке и высокая пенсия.

Карьерный бум закончился

10 лет назад такое поведение считалось бы совершенно ненормальным. С начала 60-х перспективная работа ожидала не только каждого выпускника колледжа, но и вчерашних школьников. Если студент мужского пола хотел постричься и облачиться в темный костюм-тройку, он мог безусловно рассчитывать на карьеру в крупной корпорации. В свою очередь, компании-производители искали молодых людей, только что закончивших школу, для работы на фабриках и в офисах продаж. К середине 90-х карьерный бум закончился, и в 2000 году только восемь из десяти выпускников колледжей нашли хоть какую-нибудь работу.

Сегодня каждый желающий найти работу в Японии должен демонстрировать креативность и некоторую агрессивность. Журналы, публикующие предложения временной работы с неполной занятостью, акцентируют внимание на простоте работы, гибком графике и удовольствии - раньше главными критериями выбора были перспективы карьерного роста и "громкое имя" фирмы. Цитата из одного такого объявления: "Вы будете свободны в выборе вашей одежды и прически. Вам не нужно будет рано вставать и ездить в переполненных поездах. Даже если у вас мало опыта, вы сможете хорошо зарабатывать. Да, все эти желания могут исполниться!" Рекламируется телемаркетинг. Оплата - $11 в час.

Творческие личности на рынке труда

Freeters часто заявляют о том, что цель их жизни - творчество и самореализация. В прессе их часто определяют как "молодых писателей, музыкантов и т.п., которым нужна временная работа, чтобы обеспечивать свое существование".

Рейко Косуджи, эксперт японского Института труда по работникам со свободным графиком, полагает, что существуют три основных группы "юных бездельников". Некоторые действительно лелеют творческие амбиции. Остальные - либо подростки, которые не смогли найти "карьерную" работу, либо мечтатели, еще не успевшие понять, чего им собственно хочется в жизни. Число последних увеличивается быстрее всего. "Дети вырастают и понимают, что не хотят копировать стиль жизни родителей. Они говорят: "Я не хочу работать в офисе". Но у них перед глазами просто нет других примеров. В этом смысле ситуация в семьях отражает общую экономическую ситуацию в Японии".

Костюм-тройка и корпоративные вечеринки - это скучно. Американские студенты, изменившие лицо экономики Соединенных Штатов в 1990-х, тоже так считали.

В 1999 году японский Институт труда провел серию интервью с "временно работающими" молодыми людьми. Результаты показали, что у большинства нет четких карьерных целей и что многие не хотят искать работу по специальности или бросают ее через несколько месяцев. 13-летняя Нами Кавазе устроилась на отличную работу в Konica, практически сразу ушла оттуда в крупное рекламное агентство и через полгода поняла, что становится "вечно спешащим параноиком". Сейчас она занимается любительской фотографией и чувствует себя вполне счастливой. Недавно ей даже удалось продать серию снимков нескольким художественным галереям в Токио.

High-tech для маргиналов

Традиционные японские компании с подозрением относятся к подросткам, не желающим работать на полную ставку и щеголяющим экзотическими прическами или одеждой. Но hich-tech компании начинают ими интересоваться. "Freeters часто обладают креативными способностями", - говорит Ясуто Сакане из консалтинговой фирмы E-Agent, занимающейся подбором персонала для таких компаний, как Microsoft, Oracle и Cisco systems. Предложения заняться бизнесом в Интернете, разработкой компьюретных игр или дизайном freeters воспринимают с энтузиазмом. Так что не исключено, что в обозримом будущем "бездельники" будут зарабатывать больше, чем их усидчивые и старательные ровесники. А пока они учатся "жить по средствам". В Интернете существует сайт Hints for Thinking About Life ("Советы размышляющим о жизни"), созданный начинающим писателем Хондасу (псевдоним). Автор закончил универсистет по специальности "сельское хозяйство", но работать в этой сфере категорически отказался. Теперь он призывает юных японцев не связываться с долгосрочной работой и позволить себе "роскошь быть свободным".

Материал подготовлен на основе статьи "Japan's young slackers" ("Юные японские бездельники") журнала Newsweek

Перевод Анны Федоровой

Дата публикации: 18:10 | 28.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.