Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/7-8/c/35


Революция идет к нам с Запада?

Социальное благополучие и стабильность общества не купишь. Их нужно создавать самим
"Люди проявляют щедрость по отношению к окружающим, потому что находятся с ними в одном обществе и видят, что извлекут выгоду, если это общество будет более согласованным, более безопасным и менее раздробленным". (Х. Прингл, М. Томпсон)

Этот номер "Со-Общения" посвящен проблемам сотрудничества бизнеса и некоммерческих организаций.

В необходимости диалога между этими структурами уже никто не сомневается. В конце июля и начале августа и западная, и российская пресса пестрела сообщениями о событиях, происходивших в Генуе перед встречей Большой восьмерки. Обозреватель журнала Time Michel Elliot, подчеркивает, что NGO (non-governmental organisaion - общее название для всех общественных организаций на Западе), о которых еще несколько лет назад даже американские журналисты почти ничего не знали, в настоящее время стали очень влиятельными.

Последним доказательством этого стали бурные демонстрации в Генуе, организованные NGO против глобального капитализма и проявившие основную тенденцию современности: международные компании вынуждены считаться с мнением общественных организаций по вопросам ведения бизнеса. Значимым событием прошлого года стало подписание договора между нефтяной компанией Exxon, Мировым банком и группой NGO об управлении новым трубопроводом.

Аналитики этого процесса отмечают три основных фактора.

Первое - деятельность международных компаний находится под пристальным вниманием антиглобалистов. Поэтому их акции протеста в Европе больше не воспринимаются как нечто несерьезное.

Второе - просто хорошо наладить свой бизнес уже недостаточно. Это утверждение принимается всеми международными компаниями. Например, Ричард Эдельман - президент и руководитель известной мировой сети агентств Edelman Public Relations Worldwide - подчеркивает, что корпоративную социальную ответственность купить невозможно. Ее можно выработать только совместными усилиями всего общества.

Европейские аналитики критикуют американские компании за то, что они все еще путают социальную ответственность и филантропию. Например, компания Nike до сих пор ограничивается подписанием благотворительных чеков у себя на родине, хотя ее критикуют в основном за несоблюдение условий труда в Азии (см. статью "Боевые будни Nike". - Со-Общение. 2001, N4).

Третье - нужно поближе узнать тех, с кем вам придется вступать в диалог. Несомненно, большинство NGO стремятся к диалогу с бизнесом. Но есть и такие, которым он просто не нужен. Этим славятся, например, защитники прав животных: договариваться с ними о чем-то абсолютно бесполезно. В антиглобалистском движении есть и радикалы. Они считают, что переговоры с бизнесом - пустая трата времени, и поэтому решать все проблемы нужно революционным путем.

Зная историческую приверженность россиян к революционным сдвигам, бизнес-сообществу стоит использовать эволюционный путь развития и побыстрее начать движение в сторону социального партнерства. Правда, большинство некоммерческих организаций в России пока довольно слабы. Так что бизнесу и государству придется сначала помочь им оформиться и осознать, чего они реально могут добиться, а потом уже начинать диалог. А пока российский бизнес может работать напрямую с местным сообществом, чем многие крупные компании успешно и занимаются.

Дата публикации: 18:10 | 28.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.