Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Корпоративное государство / Контекст

Партнерство - это когда выигрывают все


Версия для печати
Послать по почте

Cross-sector partnership, или Реальность межсекторного партнерства в России. Интервью с Сергеем Туркиным (sorry2000@mtu-net.ru), директором некоммерческого партнерства "Социальные инвестиции"
Последние несколько лет (как минимум) российское общество неизменно пребывает в состоянии кризиса. Совершенно очевидно, что этот кризис настолько глубок и серьезен, что в одиночку с ним не сможет справиться ни государство, ни бизнес, ни тем более некоммерческие организации. Но если все эти игроки (добавим сюда еще и СМИ) объединят свои усилия? Каким образом можно эффективно использовать их ресурсы для решения проблем общества? Каковы трудности межсекторного партнерства, под которым понимается именно взаимодействие этих структур? Каким образом повысить общественное доверие к их деятельности? С этими вопросами мы и обратились к Сергею Туркину.


- Для начала необходимо уточнить терминологию. Что же такое "социальное партнерство" и "корпоративное гражданство"?

- Изначально социальное партнерство (англ. social partnership) означало исключительно партнерство государства и профсоюзов. В России сейчас распространено мнение, что социальное партнерство - это привлечение ресурсов бизнеса и некоммерческого сектора для решения актуальных проблем общества, то есть межсекторное партнерство (cross sector partnership). В межсекторном партнерстве есть четыре основных игрока: бизнес, государство, некоммерческие организации и СМИ. Идея, которую я вкладываю в концепцию межсекторного партнерства, заключается в переориентировании деятельности всех этих секторов на реальные нужды общества.

На семинарах меня часто спрашивают: корпоративное гражданство и партнерство - это одно и тоже? Для упрощения ситуации приходится объяснять, что это две стороны одной медали, то есть социальное партнерство - это взгляд на межсекторное партнерство со стороны государства, а корпоративное гражданство - взгляд со стороны бизнеса. На самом деле схема гораздо сложнее.

- Так кому же сейчас больше доверяют: НКО, государству или бизнесу?

- В России критический период: и у власти, и у НКО, и у бизнеса очень маленький ресурс доверия. Большинство людей считают, что государство должно решать социальные проблемы. На втором месте стоит бизнес, и только потом - НКО. На бизнес население возлагает большие надежды.

- Каким образом НКО действительно могут стать реальными игроками в межсекторном партнерстве?

- Некоммерческого сектора у нас практически нет. По некоторым данным, существует около 120 тыс. НКО, по другим - 300-450 тыс., из них действуют около 20-30 тыс. В Соединенных Штатах некоммерческий сектор выполняет определенный контракт: он взял на себя социальные функции государства. В России третий сектор тоже пытается брать соцзаказы, но так как он слаб, то и они зачастую не выполняются.

Во-первых, у НКО сейчас нет позитивного имиджа. Мнение, что все они являются организациями по отмыванию денег, соответствует действительности где-то на 70%. Реально работающих НКО очень мало - это 10-15 организаций в крупных городах. Во-вторых, в 2000 году мы попытались выяснить, каким образом каждый из секторов может участвовать в жизни местного сообщества. Мы проводили среди населения опрос "Что вы считаете социальными проблемами?". Чаще всего упоминали не СПИД, не проблемы женщин, не наркоманию, а безработицу, проблемы молодежи, коррупцию и т.п. Базовые экономические проблемы и есть социальные.

Какой смысл прививать в России культуру гражданских прав, если не обеспечиваются элементарные человеческие права - на жизнь, на кров, на справедливую оплату труда? Давайте решим сначала эти фундаментальные задачи, а потом уже будем заниматься гражданскими свободами. Этим и определяется главная задача НКО, каким образом они с помощью своих ресурсов могут решать эти проблемы.

К примеру, сейчас идет реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Эта тема действительно волнует людей. Если третий сектор включится в эту проблему, все может измениться. Это колоссальное поле для некоммерческой деятельности. Согласно существующим законам, граждане могут объединяться в НКО, чтобы отстаивать свои права. Необходимо показать им модель, по которой это можно сделать. Тогда люди будут понимать, что некоммерческие организации - это не нечто абстрактное. Им просто необходимо найти свою маркетинговую нишу.

- Как НКО должны себя позиционировать?

- Если они возьмутся за актуальные проблемы, их имидж улучшится. Но, к сожалению, я знаю, что такое некоммерческий сектор в России. Энтузиастов, которые что-то могут изменить в стране, очень мало.

- Получается, что НКО функционируют как бизнес-структуры: та же самая конкуренция, те же технологии продвижения?

- Они очень похожи на бизнес-структуры. Петер Дракер, который считается отцом современного менеджмента, в 1991 году создал собственный некоммерческий фонд, который занимается тем, что адаптирует бизнес-модели (управление, стратегическое планирование и пр.) к деятельности НКО. Некоммерческая деятельность - своего рода бизнес. С одним-единственным отличием. Это социальный бизнес, который не направлен на извлечение прибыли. Российские НКО очень зависят от государственных дотаций и от бизнеса и не являются экономически независимым сектором.

- Как же привлечь бизнес к участию в жизни местного сообщества?

- Корпоративное гражданство - это хороший способ позиционирования себя на рынке, завоевания определенного статуса. Еще два-три года назад для нашего бизнеса улучшение имиджа считалось самым важным. Сейчас большинство компаний выделяет следующие приоритеты: маркетинговые усилия по продвижению товара, повышение лояльности и работоспособности сотрудников и моральное удовлетворение (см. таблицу).

Таблица. Что дает организациям социальная вовлеченность?

Польза, которую получает организация%
Моральное удовлетворение 61,4
Улучшение имиджа 42,1
Уважение сотрудников 35,1
Улучшение социального окружения компании 33,3

Есть еще способ участия в жизни местного сообщества: компания выделяет на решение социальных проблем часть прибыли. Вот российский пример такой программы. Шоколадная фабрика города Верхнеуральска выбрала свой самый популярный брэнд (конфеты) и сообщила местному сообществу, что в течение месяца будет продавать эти конфеты с красным крестом на обертке, и 10 копеек с каждого рубля продаж пойдет на конкретную социальную программу. Таким образом, добавив дополнительное социальное значение, компания повысила ценность своего брэнда. В результате фабрика завоевала хорошую репутацию, и, помимо того, что активнее стали покупать эти конфеты, вся продукция стала пользоваться большим спросом. После акции они дали полный финансовый отчет. Это пример абсолютно простой технологии, которая не требует больших усилий, но хорошо работает в местном сообществе. Можно также создать экспертный совет из уважаемых людей, которые будут контролировать реализацию программы.

А вот филантропия - это лицемерие. Альфа-банк, к примеру, поддерживает концерты Зыкиной, гастроли Стинга и говорит, что он филантроп. Бизнес должен открыто заявлять: "Да, мы зарабатываем деньги, но мы при этом приносим пользу людям". 99 программ из 100, которые осуществляет бизнес, нацелены на извлечение измеримых прибылей. Здесь нет чистой филантропии. Бизнес должен говорить об этом честно, тогда отношение к нему изменится. Есть в российской ментальности такая черта: считается, что если кто-то выигрывает, то другой обязательно проигрывает. Нужна новая психологическая установка. Есть ситуации, когда выигрывают абсолютно все: и общество, и некоммерческая организация, и государство, и местная власть, и бизнес; это и есть социально значимое партнерство. В России это трудно, но надо ломать стереотипы.

И вообще, бизнес довольно спокойно выделяет деньги, если понимает, что проблема касается непосредственно его. Пример. Одно из западных предприятий оказалось перед выбором: либо выделить деньги муниципалитету, либо инвестировать НКО, которая занимается проблемой СПИДа. НКО в этой ситуауиии выбрала правильную стратегию. Его руководители напрямую обратились к руководству предприятия и представили им проблему в таком свете: на предприятии работает 2000 рабочих, никто из них не болеет СПИДом, но ситуация в регионе такова, что через три года могут заболеть 25% рабочих, а через 5 лет - 50%. И они предложили вкладывать деньги в борьбу со СПИДом сейчас, чтобы через три года не тратить средства на лечение своих сотрудников и через 5 лет не закрыться. Если НКО одновременно с удовлетворением собственных интересов будет помогать обществу, то бизнес будет спокойно давать деньги, потому что это реальная проблема местного населения. Но людей, которые могут этим заниматься, у нас очень мало. Наши бизнесмены скорее всего браться за решение подобных проблем не будут. Есть энтузиасты, но у них нет ни опыта, ни денег. У государства есть все, но оно ничем не хочет делиться.

- Есть ли смысл компаниям организовывать внутренние фонды?

- Во всем мире, насколько я знаю, корпоративные фонды играют не очень серьезную роль. Фонды создают крупные компании, чтобы себя каким-то образом отдельно позиционировать. Для России может быть более действенна другая модель: в маленьком городе 3-4 компании с небольшими ресурсами могут объединиться, чтобы решить какую-либо проблему. Например, самая острая проблема в регионе - это утечка молодежи в другие города. Компании решают создать общий фонд и ставят цель: добиться того, чтобы через год из 5 тыс. молодых людей уезжали 3 тыс., а через 2 года не уезжал никто. И это не абстрактная ситуация, а реальность. На самом деле, таких маленьких разрозненных примеров в России много. Мы собираем эти примеры уже 3-4 года. У бизнеса есть колоссальная потребность в информации о социальной активности конкурентов и в обмене опытом. Нужны обучающие программы, специальные центры, литература для бизнеса, поскольку компании - ключевые игроки в этой связке. Государство этим не занимается.

- Какова роль государства в межсекторном партнерстве?

- Есть так называемый социальный заказ: государство отдает часть своих функций в обмен на какие-то минимальные ресурсы некоммерческому сектору. Здесь функции НКО практически бесконечны, начиная от доставки пособий и пенсий, заканчивая образовательными и другими программами. Пока, к сожалению, государство старается сохранить монополию в социальной сфере, но не успевает делать все и постепенно теряет позиции, как это произошло с решением проблемы по борьбе с распространением СПИДа.

Между прочим, мы все время забываем про еще одного игрока - СМИ. Инициатива решения социальных проблем должна исходить от людей, а СМИ - направлять ее в нужное русло. Газета выступает своеобразным адвокатом человечества. Это новая тема для России, и пока никто не занимался ею серьезно. СМИ можно рассматривать в двух контекстах. Во-первых, должны существовать специализированные газеты и журналы о НКО, но их в России пока нет (на Западе НКО-издания освещают инициативы государства и деятельность третьего сектора). А во-вторых, общераспространенные СМИ тоже должны популяризировать социально значимые программы НКО.

- А не сложится такая ситуация: люди привыкнут, что им все время помогают другие? Каким образом повысить активность населения?

- Действительно, такое может произойти. Во-первых, одна из потенциальных функций третьего сектора - это стимулирование общественных инициатив. НКО способны организовывать людей и осуществлять совместные проекты. И государство, и бизнес считают, что НКО ближе всего стоят к реальным людям, и это правда.

Во-вторых, должна быть модель, технология. Некое сочетание разумного эгоизма и общественного интереса появится у людей, когда заденут реальную проблему. Был такой случай, где совместились обе позиции. В обычном доме испортился мусоропровод, и люди выбрасывали мусор на улицу. Нашелся человек, который мобилизовал людей, организовал их - и мусор убрали. В результате он стал сам себе ньюсмейкером и по всем рейтингам опередил мэра города на 10 позиций.

Интервью взяла Юлия Агеева, soob@expert.ru


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Корпоративное государство
Контекст
Революция идет к нам с Запада?
Марина Щедровицкая
Входной билет в международное бизнес-сообщество
Кэтлин Д. Макарти
За что в ответе бизнес?
Зачем специалистам заниматься волонтерством?
Партнерство - это когда выигрывают все
Некоммерческий воPRос
Александр Федотовских
Под небом голубым есть город золотой...
Игорь Даченков
Среда
На пути к "чистым" выборам
Дмитрий Строганов
Лоббирование - дело правое
Интервью взяла Вера Васильева
Новости
АКОС на страже собственных интересов
"Брэнд года" получил международное признание
iOne, или Один вокруг света
Студенты учатся работать в условиях глобализации
Проект
Что может кукла?
Юлия Агеева
Человек человеку
Юлия Агеева
Победа над стереотипами
Юлия Агеева
Практика
PR-квартет
Светлана Вельчевская
Большая американская мечта
Яна Скрипник
Изящество ежедневных решений
Анна Федорова
Яхоцей цибур-издания
Лина Клебанова
Интернет
PR в сетях Интернета
Анна Федорова
IMS вам в помощь
Магистр
Пиарщик-универсал - вымирающий вид
Ирина Лаврухина
Я б в пиарщики пошел. Пусть меня научат...
Вера Васильева
Гуманитарные фабрики
Страна, где все поймут
Редакционный материал
Игра на чужом поле
Лина Клебанова
Старомодный PR
Михаил Чернов
Роскошь быть свободным
Книжный стенд
Расчетливая внучка филантропии
Екатерина Соколова
Доброе волшебство брэнда
Марина Щедровицкая


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.