Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Корпоративное государство / Контекст

За что в ответе бизнес?


Статья подготовлена по материалам исследований Фонда CAF
Версия для печати
Послать по почте

Репутация бизнеса сегодня зависит не только от его коммерческого успеха, но и от того, насколько он активно участвует в решении социальных проблем
Сегодня общественное мнение в развитых странах, несмотря на некоторые различия, склонно считать высокое качество товаров и услуг чем-то само собой разумеющимся. Репутация компаний напрямую связывается с их участием в решении социальных проблем.


Запад нам не поможет

Возможности бизнеса по оказанию помощи сообществу поистине огромны. Являясь крупнейшими создателями общественного богатства, компании могут оказать обществу существеннную помощь. Им нужно внести только незначительные изменения в свою политику. Например, в США фирмы имеют специальные программы поддержки поставщиков, которые поощряют сотрудничество с компаниями, принадлежащими иммигрантам, представителям этнических меньшинств, женщинам. Компании также могут обучать бывших правонарушителей или неквалифицированных рабочих, предоставлять им работу, делать скидки малоимущим при оплате счетов за коммунальные услуги, передавать свой опыт экологического управления местным властям и другим представителям бизнеса. Примеры такой политики существуют во всем мире.

Вместе с тем размеры благотворительной деятельности западных компаний у нас в стране сильно преувеличены. В 1998-1999 годах Фонд CAF провел опрос среди 115 иностранных компаний, работающих на российском рынке, для того чтобы выяснить, каким благотворительным организациям они делают пожертвования. Результаты опроса показали, что иностранные компании мало участвуют в благотворительной деятельности в России. Лишь 28% опрошенных компаний занимались благотворительностью, регулярно выделяя на это средства и мотивируя свою деятельность поддержкой традиций фирмы. В основном это компании из Западной Европы и США. На снижение благотворительных программ несомненно оказал влияние и кризис 1998 года. Только 56% иностранных компаний из оставшихся в Росссии после кризиса по-прежнему продолжают благотворительную деятельность. Остальные компании либо ушли с рынка, плибо перестали оказывать помощь. Большинство респондентов оценивают перспективы развития филантропической деятельности в России как неудовлетворительные.

Компании из стран Восточной Европы и Азии просто не ведут никаких благотворительных программ.

Исследование благотворительной деятельности российских компаний

Отношение населения к благотворительности

Россияне настороженно относятся к благотворительным программам, которые постепенно начинает разворачивать отечественный бизнес. Согласно социологическому исследованию службы "Мониторинг" (проведенному по заказу Фонда CAF-Россия), у населения преобладают следующие стереотипы и предрассудки в отношении побудительных мотивов благотворительной деятельности бизнеса (в соответствии с частотой упоминания):

1. Это средство скрытой рекламы.

2. Это способ сокрытия доходов от налогообложения.

3. Предприниматели заботятся прежде всего об оздоровлении собственной среды обитания, поскольку в итоге это способствует развитию их бизнеса.

4. Бизнес проявляет милосердие к тяжелому положению населения.

5. Предприниматели хотят быть на хорошем счету у власти.

Однако это же исследование показывает, что уровень общественных ожиданий от участия коммерческих структур в решении социальных проблем достаточно высок, несмотря на подрозрительное по большому счету отношение к благотворительности. Это является следствием широко распространенного среди россиян мнения, что бизнес не совместим с моралью, что богатство не может быть нажито праведным путем.

Отношение властей

К сожалению, приходится констатировать, что в России достаточно широко распространена практика "вынужденной благотворительности", т.е. своеобразного рэкета со стороны государственных структур. Коммерческие структуры, например в Москве, слишком зависят от отношений с местными властями и поэтому вынуждены принудительно заниматься благотворительностью. Руководители компаний, расположенных в Москве, практически принуждались к перечислению средств на восстановление Храма Христа Спасителя.

Основные мотивы благотворительной деятельности российских компаний: решение острых социальных проблем, создание доверия к компании и улучшение ее имиджа.

Подобная тенденция отмечается и в других регионах. Например, в исследовании проведенном в 1999 году по заказу Межрегионального общественного фонда "Сибирский центр поддержки гражданских инициатив", опрошенные руководители предприятий прямо указывали на то, что они занимаются благотворительностью под давлением местных органов власти. По настоятельной "просьбе" администрации ими осуществлялись поставки продуктов по сниженным цемам для воинских частей, расположенных на территории региона, столовых профессионально-технических училищ.

Подобная позиция властей дискредитирует и девальвирует как саму идею, так и практику благотворительности в глазах предпринимателей.

Основные тенденции

Практика благотворительности в нашей стране во многих регионах остается тесно связанной с реалиями недавнего социалистического периода. Бывшие советские предприятия, преобразованные в коммерческие компании в ходе приватизации, передали свою развитую инфраструктуру (школы, больницы, детсткие сады и т.д.) на баланс муниципалитетов. Тем не менее они продолжают оказывать поддержку этим организациям через программы участия в жизни местного сообщества. Таким образом функции "красных директоров" в регионах теперь выполняют бизнесмены.

После кризиса 1998 года многие компании свернули свою благотворительную деятельность, а остальные стали выделять на это меньше средств. Сократилось число амбициозных программи и непродуманных спонсорских проектов, как например спонсирование банком "Менатеп" грандиозного концерта Монсеррат Кабалье. Таким образом у предпринимателей постепенно формируется потребность в независимой экспертизе проектов, способной оградить российских филантропов от бессмысленного купеческого размаха.

Вместе с тем крупные российские корпорации, планируя свою благотворительную деятельность, все чаще обращаются за организационной, информационной и другими видами поддержки в специализированные благотворительные фонды. Это позволяет им оптимизировать свои благотворительные программы. По словам Ксении Киселевой, директора программ по работе с донорами представительства Фонда CAF в России, это позволяет компаниям уменьшить риски нецелевого использования средств и снизить собственные организационные издержки. Чем полезен Фонд?

1. Он предоставляет компаниям информацию по конкретным общественным организациям.

2. Помогает делать пожертвования эффективно.

3. Делает из благотворительной акции общественное событие. Например, поможет организовать конкурс среди общественных организаций на получение грантов.

Точка зрения благотворителей

1. Компаний, оказывающих благотворительность, у нас в стране много, но большинство избегает публичности.

2. На принятие решения о благотворительной помощи решающее влияние оказывают два фактора: гарантия целевого использования средств и предварительное знакомство с ее потенциальным получателем.

3. Основное препятствие для благотворительной деятельности - забюрократизированность процесса оформления документов и получения льгот.

4. Нередки случаи, когда политическое, лоббистское или попросту коррупционное давление на предпринимателей оказывается в форме запросов о благотворительной помощи на организуемые властями или политиками мероприятия.

5. СМИ требуют оплаты размещения информации о благотворительной деятельности.

Основные выводы

1. Благотворительность в России в основном выполняет функцию компенсации пробелов в социальной политике государства, она не является инструментом влияния на будущее развитие страны, поскольку направляется прежде всего на поддержку социально незащищенных слоев населения.

2. Российские бизнесмены плохо представляют себе, а поэтому не используют все возможности и формы социальной благотворительности. Особое внимание компаниям следует уделить развитию волонтерской работы своих сотрудников, что не требует больших финансовых затрат.

3. Корпорации рассматривают информацию о своем участии в жизни местного сообщества как конфиденциальную, неохотно делятся ею. Это связано с нежеланием платить непомерные налоги на филантропическую деятельность и в целом раскрывать истинное финансовое положение компаний (формально многие работают без прибыли с целью сокращения затрат на налоги).

Статья подготовлена по материалам исследований Фонда CAF


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Корпоративное государство
Контекст
Революция идет к нам с Запада?
Марина Щедровицкая
Входной билет в международное бизнес-сообщество
Кэтлин Д. Макарти
За что в ответе бизнес?
Зачем специалистам заниматься волонтерством?
Партнерство - это когда выигрывают все
Некоммерческий воPRос
Александр Федотовских
Под небом голубым есть город золотой...
Игорь Даченков
Среда
На пути к "чистым" выборам
Дмитрий Строганов
Лоббирование - дело правое
Интервью взяла Вера Васильева
Новости
АКОС на страже собственных интересов
"Брэнд года" получил международное признание
iOne, или Один вокруг света
Студенты учатся работать в условиях глобализации
Проект
Что может кукла?
Юлия Агеева
Человек человеку
Юлия Агеева
Победа над стереотипами
Юлия Агеева
Практика
PR-квартет
Светлана Вельчевская
Большая американская мечта
Яна Скрипник
Изящество ежедневных решений
Анна Федорова
Яхоцей цибур-издания
Лина Клебанова
Интернет
PR в сетях Интернета
Анна Федорова
IMS вам в помощь
Магистр
Пиарщик-универсал - вымирающий вид
Ирина Лаврухина
Я б в пиарщики пошел. Пусть меня научат...
Вера Васильева
Гуманитарные фабрики
Страна, где все поймут
Редакционный материал
Игра на чужом поле
Лина Клебанова
Старомодный PR
Михаил Чернов
Роскошь быть свободным
Книжный стенд
Расчетливая внучка филантропии
Екатерина Соколова
Доброе волшебство брэнда
Марина Щедровицкая


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.