Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/6/s/30


Пиарщики, стреляйте без промаха!

Холодная голова, чистые руки и горячее сердце PR-специалиста
PR-деятельность находится в точке пересечения сфер менеджмента, журналистики и психологии. Успешный PR невозможен без умения выстраивать отношения с людьми и управлять этими отношениями - это прекрасно знают и корпоративные пиарщики, и работники PR-агентств. Поэтому элементы психологии коммуникаций должны входить в образовательный минимум PR-специалиста.

Но мы живем в эпоху перемен, и большинство людей, занимающие сейчас должности в PR-отделах, в вузах учились совсем другим вещам. Поэтому им приходится постигать PR-науку, участвуя в разнообразных образовательных программах. Об одной из них и пойдет речь.

Русский пиар, или Психология вербовки

"Русская школа PR" - совместный образовательный проект Независимого института политических технологий и связей с общественностью, компании "Управление Успехом" и консалтинговой группы "ИМИДЖ-Контакт" - провела трехдневный семинар по теме "Личная разведка. Приемы разведки и контрразведки в политическом и корпоративном PR".

Предложенные темы ошеломляли: "Особенности личной разведки для политической деятельности", "Манипулирование партнером", "Рефлексивные процессы в личной разведке" и так далее. Три дня "методом полного погружения" (цитата из программы семинара) вам будут передавать исключительно ценную, как следует из заголовков, информацию. В общем, нельзя упускать шанс стать асом своего дела за три дня.

Результат разочаровывает: лекции содержат основы NLP, основы психологии общения, основы теории мотивации - и только. Плюс риторика о сущности и направлениях PR-деятельности. Зато тренинги, проведенные актером МХАТа В. Авдеевым, привели аудиторию в полный восторг, потому что люди любят играть. Конечно, психологическая раскрепощенность пиарщику тоже нужна, но ведь этого мало.

Организаторов нельзя обвинять в нежелании или в неумении поделиться большим количеством информации и практических навыков. Тем более что участники остались вполне довольны. Так что дело не в качестве образовательных услуг. Дело в другом.

Пиар как героический эпос

В этом номере "Со-Общения" вы сможете прочитать рецензию на книгу французского автора Филиппа Буари, который сравнивает деятельность PR-практика с работой сеятеля. Несмотря на некоторую пасторальность (что поделаешь, французы), образ красивый. Пиарщик Ефима Островского, чья задача - развитие общественных связей, "превращающих отдельные нити человеческих судеб в единую ткань", - это тоже красиво. Подобные метафоры придают PR какой-то особенный статус, вызывая исключительно позитивные эмоции.

Но вот пиарщик сравнивается с разведчиком. Героики хватает, а вот с этическим аспектом сложнее. Заявленные в программе семинара "техники манипуляции" и "вербовка информаторов в стане конкурента" не привели бы в восторг западных PR-специалистов, радеющих о репутации своей профессии. При этом группа "ИМИДЖ-Контакт", участвующая в проекте "Русская школа PR", одной из первых подает заявку на сертификацию в РАСО, в уставе которой сказано, что PR-специалист должен соблюдать принципы, указанные в международных этических кодексах. Так вот, кодексы такие вещи однозначно запрещают.

Это я не к тому, что такие методы работы существовать не должны. Все-таки лучше быть реалистами. И учить этому можно, но не стоит давать семинарам громких названий. Впрочем, кто же тогда будет на них ходить? Рядовому пиарщику тоже хочется почувствовать себя супершпионом, а Лиссабонского кодекса он не читал.

PR-кампания начинается... Где мой оптический прицел?

От себя я бы предложила еще одну аллюзию. Как известно, сейчас в моде концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций и индивидуализированного рынка. Это подразумевает точечное воздействие, индивидуальную работу с каждым потребителем. Если искать аналогии в военном деле, то больше всего это похоже на снайперскую стрельбу - деятельность героическую и овеянную легендами. Тема исключительно перспективная, поскольку психологической подготовке снайперов в хорошей армии может позавидовать любой пиарщик. Предлагаю следующий семинар так и назвать: "Приемы и методы снайпинга в public relations". Стреляйте без промаха!

Дата публикации: 17:57 | 24.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.