Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Дешёвые виза в Индию для белорусов в короткие сроки, скидки.



soob.ru / Архив журналов / 2001 / 10 ярких имен московского дизайна / Магистр

Развитие общественных связей (РОС) - профессия мира


Петр Щедровицкий
научный руководитель Центра стратегических разработок "Северо-Запад"
Версия для печати
Послать по почте

РОС сродни управленческой деятельности
Быстрый рост специалистов, вовлеченных в сферу развития общественных связей, сегодня никого не удивляет. Очевидно, что эта сфера деятельности в ближайшем будущем будет бурно развиваться.


Спрос на PR-услуги будет расти

Сегодняшняя ситуация спроса на специалистов по развитию общественных связей не показательна. Большинство экономических субъектов в нашей стране все еще переживают последствия тех кризисных явлений, которые происходили в 1998-99-м годах. Поэтому они пока не готовы выделять достаточные бюджеты для того, чтобы создавать торговые марки и брэнды, активно продвигать свою продукцию на рынок, формировать свою идеологию и философию. Этот бум ожидает нас в ближайшие годы, правда, одновременно с усилением геоэкономической конкуренции. А значит, одновременно с ростом потребности в PR-работе не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. К этой ситуации надо готовиться. Готовиться к тому, что придется делать многие вещи, которые сегодня нашими специалистами пока не достаточно освоены. Зачастую нам не хватает опыта, навыков и технологии работы с иноязычными аудиториями в сфере развития общественных связей, столь необходимых для продвижения отечественных бизнес-проектов.

Становление новой профессии не может происходить только в Москве или Санкт-Петербурге. Каркасная система России - это сеть крупных городов миллионников. Именно в них содержится потенциал для роста рынка услуг по развитию общественных связей.

Я всегда с радостью принимаю участие в региональных конференциях или семинарах, поскольку считаю, что именно в городах-миллионниках содержится потенциал для названного мной выше роста. И именно там в ближайшее время рынок услуг и технологий по развитию общественных связей будет активно развиваться.

PОС и управленческие профессии

Развитие общественных связей, с моей точки зрения, является во многом деятельностью управленческой. Она принадлежит к той сфере, которую я называю гуманитарно-технологической индустрией. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками становления новой волны управленческих профессий. Первая волна, возникшая в начале прошлого столетия была тесно связана с так называемой научной организацией труда. В тот момент ключевой проблемой была проблема функционального работника, человека, который мог и должен был выполнять определенную процедуру или операцию в рамках технологического цикла. Помимо обучения такого рода работника данным операциям, необходимо было встроить его в технологическую цепочку производства. Добиться того, чтобы заработал слаженный конвейер и в результате получался качественный продукт.

Уже в середине прошлого столетия начала складываться вторая волна управленческих профессий. Она была во многом инспирирована так называемой школой человеческих отношений, или осознанием роли "человеческого фактора" в производстве и потреблении. Накопленные к этому времени психологические и социологические представления ясно давали понять, что отношение к человеку как к машине по выполнению определенных операций является глубоко ошибочным и неэффективным. Каждый человек обладает свободой воли и совокупностью психических качеств. От того, как обустроено пространство его жизни внутри предприятия, зависит то, насколько хорошо он работает. Если человек чувствует свою нужность и знает, какую роль он выполняет в совокупной деятельности предприятия, то он работает гораздо лучше. Если отношения между людьми на предприятии добрые и терпимые, если люди более склонны помогать друг другу, чем препятствовать, то выигрывает вся компания. Вокруг этой идеологии возникла вторая группа управленческих профессий.

В настоящее время одновременно с развитием рынка услуг по формированию общественных коммуникаций и общественных связей складывается новый рынок - управления человеческими ресурсами, управления человеческим капиталом, управления глобальной мобильностью, обращения и использования информации, коммуникационного менеджмента, управления репутацией. Происходящее сегодня можно назвать третьей волной развития управленческих профессий. Многие PR-специалисты частично вовлечены в этот рынок. Следует подчеркнуть, что сегодня в России мы одновременно переживаем рост многих направлений управленческой работы, которые в мировой практике развивались 25, 50, 100 лет назад. Поскольку долгое время эти профессии у нас в стране не развивались вовсе, то сейчас все происходит в сжатые сроки. В течение последнего десятилетия мы проходим те этапы, которые у развитого западного общества заняли достаточно много времени.

Антропологические задачки для PОС

Сегодня уже почти очевиден тот факт, что эффективность работы человека внутри предприятия во многом зависит от того, как само предприятие или бизнес позиционированы во внешнем пространстве: насколько производимый продукт нужен потребителям, т.е. отвечает их запросам, и насколько они готовы доверять качеству этой продукции; насколько люди осведомлены о репутации данного предприятия и насколько они готовы уважать эту деятельность; насколько тот смысл и то содержание, которые обращаются в пространстве молвы, слухов, общественных коммуникаций, поддерживают стратегические направления данного бизнеса.

Более того, выяснилась одна любопытная вещь: человек внутри предприятия работает лучше, если он знает, что эта деятельность нужна другим. Эта своеобразная мотивация, которая идет не изнутри, а извне, через отображение образа предприятия и бизнеса во внешнем контексте.

Формирование всех этих представлений стало возможным благодаря распространению идей философской антропологии. Человек - это прежде всего свободное существо, которое умеет и хочет пользоваться всеми ресурсами свободы, предоставляемыми ему современным развивающимся обществом. Если мы таким образом начинаем понимать сущность человека, то мы должны осознавать и стоящую за этим утверждением проблему. Для каждого человека она одновременно может стать и причиной конфликта, и опорой для роста. Дело в том, что возможности, предоставляемые человеку обществом, растут гораздо быстрее, чем его собственное сознание. Ему необходимы время и желание, чтобы научиться пользоваться возможными ресурсами свободы и развития. Каждый человек может быть более мобилен и подвижен, чем ему кажется.

Почему мы часто не можем воспользоваться скрытым в нас потенциалом? Потому что человек очень часто пугается, когда попадает в новое, более широкое пространство. У него возникает естественный страх, он не готов делать шаг вперед, он не готов делать другое и иначе, чем он делал вчера. Страх рождает агрессию. Агрессия рождает конфликт. Если бы каждый из нас понимал, что его возможности гораздо шире и что все зависит от того, насколько мы открыты будущим изменениям, то многие могли бы сделать в этой жизни гораздо больше.

В решении обозначенной проблемы, с моей точки зрения, и заключается гигантская философско-антропологическая роль развития общественных связей. Потому что это деятельность, которая, образно говоря, раздвигает рамки. Эта деятельность расширяет пространство свободы. Эта деятельность помогает человеку делать гораздо больше, чем он привык делать. Подобный подход указывает на высокое предназначение гуманитарных технологий и деятельности по развитию общественных связей.

Историческая миссия PОС

Большинство из вас прекрасно знает о том, что сегодня в мире происходит существенный слом парадигм, в том числе парадигм экономической деятельности. Наивная идеология конкуренции, которая была распространена в 50-60-е годы прошлого века, сегодня сменяется идеологией синергии, идеологией экономики сотрудничества, идеологией экономики комплементарности. Это совершенно другой подход. В основе его лежит понимание того, что если люди помогают друг другу, то они делают намного больше, чем когда они борются друг с другом. Этот подход указывает на то, что есть гораздо больше вопросов, которые требуют взаимодействия, коммуникации и сотрудничества, чем вопросов, которые требуют борьбы, войны и конкуренции. Перед миром стоят очень сложные, в каком-то плане непреодолимые проблемы.

Несколько дней назад из RAND corporation вернулась группа наших специалистов, где они вели переговоры, затрагивающие круг довльно сложных вопросов. Самый большой интерес вызвал вопрос о том, как принимаются коллективные решения. Один из высоких экспертов RAND подчеркнул, что в США распространена философия индивидуализма, где каждый привык принимать свое индивидуальное решение. Поэтому существующие институты не способны обеспечить коллективное принятие решений. А ведь этого могут потребовать условия неопределенности и кризиса. Институтов, которые бы практиковали и поддерживали коллективное принятие решений, сетевые взаимодействия и то, что несколько лет назад я назвал антропоструктурами (структурами, состоящими из людей), - сегодня еще нет. С точки зрения специалистов RAND, это и есть ключевая проблема современности.

Поэтому развитие общественных связей выполняет историческую миссию. Оно создает узлы или элементы конструкций, скрепляющих отношения между людьми (антропоструктуры), на основе которых коллективное принятие решений становится возможным.

Гражданская война выгодна только внешнему противнику

Вызов надвигающейся глобальной конкуренции требует от нас, от тех, кто занимается деятельностью по развитию общественных связей, довольно серьезных изменений в правилах ведения бизнеса. Так случилось, что многие из нас выросли в эпоху информационных войн, именно в такой форме в нашей стране около 15 лет фактически шла гражданская война. Ее пора заканчивать. Она не только мешает нашему бизнесу, но и отрицательно влияет на наши заработки. Каждый из нас недополучает ровно столько, сколько он продвинул плохого на этот на рынок.

Каждый из нас вынимает из своего собственного кармана и из карманов товарищей огромные деньги только потому, что мы почему-то в какой-то момент решили, что информационная война продуктивна.

Это иллюзия и страшное заблуждение. Они достались нам в наследство от эпохи развитого социализма, когда под видом коллективизма на самом деле процветали интриги, наушничество, подсиживание и обман. Люди очень часто достигали успехов за счет уничтожения (в прямом и переносном смысле) других людей. Конечно, в тот период были и хорошие моменты, но давайте ими и воспользуемся. Давайте возьмем из прошлого только то, что следует брать в будущее. Давайте в конце концов поймем, что когда в мире в целом происходят глобальная конкуренция и передел мировых рынков, когда конфликтные отношения проходят по границам конфессий и макрорегионов, то напоминать футбольную команду, которая выехала на международные соревнования, но при этом в основном бьет по ногам товарищей и забивает мяч в свои собственные ворота, - это не самая лучшая стратегия.

Поэтому я призываю понять и принять как руководство к дальнейшим действиям следующую мдею: мир гораздо продуктивнее войны. Мир поможет каждому из нас нащупать шаг в будущее и сделать больше, чем мы делаем сегодня. И в этом вопросе наша профессия, ее этическое и моральное самоопределение играют огромную роль. Ведь тот климат, который мы создаем своей деятельностью, развивая общественные коммуникации как в технологическом, так и в содержательном плане, - это один из основных основных факторов, определяющих состояние общества.

Даже в условиях жесткой конкуренции между кандидатами во время предвыборных кампаний, нужно стараться выступать, в первую очередь, с позиций формирования конструктивной системы общественных коммуникаций в этом регионе, городе или округе. Это сложный, но вполне возможный вектор развития нашей профессии. Все зависит от того, насколько мы сможем встать на этот путь и насколько долго будем готовы идти по нему, чтобы почувствовать результат.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






10 ярких имен московского дизайна
Контекст
Под пятой брэндов
Марина Щедровицкая
Вожделенный документ
Анна Федорова
Клиент в центре внимания
Юрген Йеле (Jurgen Jehle)
Среда
Эстетика коммерческого успеха
Анна Федорова
PR - и летом и зимой
Дмитрий Шульга
Новости от "Апельсина"
Пиарщики, стреляйте без промаха!
Анна Федорова
Новости
И тележка в супермаркете должна работать на рекламу. Проблемы PR-профессии. Кузница кадров. Профессиональная этика в PR и рекламе. Балтийский PR Weekend
Практика
Принцип успеха - не отклоняться от нормы
Александр Кириченко
Магистр
Развитие общественных связей (РОС) - профессия мира
Петр Щедровицкий
Академия
Раскрывая приемы
Екатерина Соколова
PR - могильщик политэкономии?
Роман Торичко
Интернет
Политика в Интернете
Сергей Бурлов
Promotion в сети
Татьяна Герасимюк
Гуманитарные фабрики
Знакомьтесь - московские дизайнеры
В упаковке важно все
"Немой" продавец
Анастасия Дедюхина
Книжный стенд
Вести с PR-полей
Екатерина Соколова
Работа на результат
Екатерина Соколова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.