Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / 10 основных методик маркетинговых исследований / Среда

Команда - самое главное, что есть в нашем министерстве


- В нашем сознании любое министерство это рутина и бюрократия. А ваша служба спасения почти на всех международных соревнованиях последние годы входит в пятерку сильнейших служб мира. Есть ли этому объяснение?
Версия для печати
Послать по почте

Беседа с руководителем пресс-службы Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Мариной Рыклиной
МЧС было образовано в 1994 году. "Выросло" оно из Российского корпуса спасателей, организованного по указу Бориса Ельцина в декабре 1990 года. Катастрофы происходили всегда. Но, пока наше общество было закрытым, информация о катастрофах не появлялась ни на страницах газет, ни в эфире. Мы жили с ощущением того, что стихийные бедствия, аварии, военные конфликты могут происходить где угодно, только не у нас. Тем самым мы сами себе наделали много бед.


В этом году PR-персоной года на конкурсе "Серебрянный Лучник" был выбран министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Давно известно, что короля делает его свита. Иными словами, признание PR-профессионалами министра как первого человека в деле развития общественных связей - во многом заслуга его пресс-службы. Попробуйте дозвониться в пресс-службу Министерства обороны и получить у них нужную вам информацию. Вы поймете, что это не просто: то там вообще никого нет, то говорит бесстрастный автоответчик, то наконец кто-то взял трубку, пообещал все выяснить, но пропал навсегда и т.д. Марина Рыклина, как бывший журналист, не только хорошо знает, где и какую информацию можно и нужно добыть, но и прекрасно понимает, насколько важно наладить оперативную систему передачи информации в прессу. Десятилетняя служба в государственном учреждении так и не смогла сделать из нее заурядного чиновника. Она из тех людей, которые не следуют правилам и нормам слепо, а во многом создают их сами.

- В нашем сознании любое министерство это рутина и бюрократия. А ваша служба спасения почти на всех международных соревнованиях последние годы входит в пятерку сильнейших служб мира. Есть ли этому объяснение?

- Это, наверное, потому, что МЧС создавалось нестандартно. После землетрясения в Спитаке 1988 года руководство страны задумалось над тем, что в большинстве развитых стран мира есть профессиональные спасательные службы, хорошо оснащенные и имеющие разработанную методологию и технологию спасения людей. Кстати, наши ребята, увидев, как работают зарубежные спасатели, называли себя копателями, а не спасателями.

Созданный в 90-м году корпус состоял из спелеологов и альпинистов, большинство которых работали в Армении. Так что наша структура выросла не из чиновников, а из энтузиастов-спасателей, из суровых мужественных людей, которые привыкли утверждать себя сильными поступками. Уже позже, когда стало понятно, что образованное на базе корпуса министерство это не просто спасательная команда, а, в первую очередь, государственный аппарат, мы обросли настоящей чиновничьей структурой. Правда, люди, пришедшие к нам, должны были либо влиться в нашу команду, либо уйти. Оставались с нами те, кто мог и днем и ночью за одну зарплату трудиться и радоваться, если удавалось кому-то помочь, кого-то спасти, а то и просто пробить документ, от которого зависело развитие системы.

- А как вы начинали свою работу в пресс-службе? Изучали как работают другие?

- Конечно, первым делом я помчалась к своим сокурскникам-журналистам в пресс-службу МВД. Тогда это была уже серьезная структура, по роду деятельности, как мне казалось, близкая к нам. Они мне нарисовали стройную схему работы пресс-службы. Но наш отдел в этот период состоял из начальника (бывшего пожарника) и вашего покорного слуги. И всс! Надо сказать, через некоторое время мой начальник понял, что у него совсем другие интересы. Затем руководителем пресс-службы стал неизвестно откуда появившийся политолог, которому совсем не по душе пришлась вся эта суета с вылетами к месту чрезвычайных ситуаций. И он тоже подал заявление об уходе. Тогда Шойгу сказал, что хватит экспериментов, и меня назначили руководителем пресс-службы. Но ведь я все равно была одна! Конечно, я пыталась работать сразу по нескольким направлениям... И только когда в отдел добавили трех человек, начала отлаживаться система работы пресс-службы, до этого ограничивавшаяся только оперативными докладами о происшествиях.

Начинали мы почти как новостное агентство. Но через некоторое время мы поняли, что этого недостаточно, и стали создавать свои телевизионные программы. В этом году нашей программе "Катастрофы недели", которую мы придумали вместе с Ваней Усачевым, исполнилось уже шесть лет. Концепция такова: в России происходит ничуть не меньше катастроф, чем во всем остальном мире. Мы - это часть Вселенной со всеми ее проблемами, стихийными бедствиями, рисками. Это первая (кстати, до сих пор ни на одном канале нет подобной передачи) программа, в спокойном тоне рассказывающая о земных катаклизмах. Ни в одной другой не дается столь серьезного анализа причин и последствий чрезвычайных ситуаций нашего времени. Два года назад на ОРТ мы создали программу "Экстренный вызов". Это была эмоциональная, немного философская передача о работе спасателей, об уникальных операциях по спасению людей. Новостные программы обычно отказываются показывать "мелкие", по их мнению, сюжеты по спасению детей и животных. А ведь именно из таких спасательных операций и состоят наши будни. В течение нескольких лет мы создавали серию учебных и научно-популярных фильмов о поведении человека в экстремальной ситуации для программы "Утро" на ОРТ, "Дежурной части" РТР, для АСТ. К сожалению, даже под такие важные для населения программы крайне сложно получить эфир, но мы надеемся в ближайшее время снова начать выпуск подобных роликов.

Вообще, в России практически отсутствует понятие "культура безопасности". Поэтому одна из важнейших задач нашей пресс-службы - -донести до населения основные элементы этого понятия. Мы открыли сайт МЧС, работаем с сайтами других ведомств.

- Когда ваша организация спасателей выросла до министерства, многие государственные структуры, наверное, смотрели на вас, как на новичков: что вы будете делать? как о себе заявите?

- Смотрели ревниво. Руководители пресс-служб часто обижались на нас, когда мы опережали их в освещении событий. Просто мы работали быстро, оперативно и всегда, с момента основания, круглосуточно. Тогда не было мобильных телефонов - только пейджеры. Поэтому, где бы я ни находилась, меня можно было быстро найти по пейджеру. А вот для того, чтобы мне самой установить связь с оперативным дежурным, иногда приходилось ехать с дачи на велосипеде до ближайшего поста ГАИ. Главное - "держать информацию в руках": если она попадет в прессу из первоисточника, то кривотолков будет гораздо меньше. Очень важно и то, что у меня было и остается огромное преимущество перед другими пресс-службами - доверие со стороны руководства. Мне не нужно с ним согласовывать каждую точку или запятую. Общую картину информационного сообщения мы, конечно, согласовываем, но до глупостей, как в других ведомствах, не доходит. А ведь некоторые работники пресс-служб часами сидят у кабинетов руководства, и ждут. А когда начальник все согласует, информация уже никому не нужна. У нас же ощущение полной гармонии: мы работаем в одной команде, мы не желаем друг друга подводить, каждый из нас занят своим делом.

- Получается, что вы своим стилем работы нарушаете определенные правила игры, по которым принято функционировать государственным пресс-службам?

- Да я их и не знала, потому что пришла сюда не из госструктуры, а из редакции. Более того, я занималась культурой и искусством и, в общем, была совершенно не в курсе подобных игр. Просто мы делали свою работу так, как мы это понимали. Мы чувствовали, что действительно очень нужны людям. Ведь мы не просто передавали информацию в прессу, но и работали с населением.


Землетрясение в Турции, 1999 год

Для журналистов поначалу МЧС было совершенно новым явлением: молодые сильные спасатели не могли не привлечь их внимание. Вокруг нас постоянно толпились журналисты. Мы никогда не отказывали им в информации и, если была возможность, всегда брали их с собой в район бедствия. Они жили вместе с нами в палатках. Становились нашими коллегами, партнерами. С ними мы делили и радость и печаль. Я всегда старалась доказать своему руководству, что журналист не враг, а друг, что он пришел на место происшествия не для того, чтобы раскапывать "жареные" факты, а для того, чтобы делать свое важное дело - информировать население о случившемся. А если от него что-то скрывать, то он уж точно начнет раскапывать, и тогда появятся слухи, домыслы. Ему даже нельзя сказать: извини, дорогой, я тебя очень люблю, но сейчас не до тебя. Может быть, для кого-то это и странно звучит, но работа журналиста так же важна, как и работа спасателя. Просто у каждого свои цели, но общие усилия приносят большую пользу. Журналистов мы берем с собой не для того, чтобы прославиться. Да, они пишут о нас хорошо, но не всегда. Любой наш промах тут же появляется в прессе. Мы очень спокойно на это реагируем: не делает ошибок тот, кто не работает.

- С какими СМИ сразу сложились отношения и с кем из них легче работать?

- Очень хорошие отношения с РТР. Не потому, что оно государственное - с корреспондентами этого канала всегда легко найти общий язык. Прекрасно с нами работало НТВ. Как только возникала чрезвычайная ситуация, журналисты этого канала первыми приезжали прямо к нашему самолету и просили взять их с собой. Они всегда оперативно оформляли документы на вылет; казалось бы, мелочь, но от этого зависит очень многое: мобильность группы, возможность первыми прибыть к месту события. ОРТ, например, всю жизнь везде опаздывает, наверное, потому, что у них такая сложная административная структура. Хотя корреспонденты там замечательные.

Из радиостанций отмечу "Эхо Москвы". Удивительно оперативные и высокопрофессиональные ребята. Они умеют находить меня везде, даже на грядке. Бывали случаи, когда действительно хочется расслабиться, отдохнуть. Но нельзя обижаться на настырность журналиста - иначе мы лишим их информации, а значит, сделаем хуже себе: население не будет информировано ни о развитии ситуации, ни о работе спасателей. Гораздо лучше стал работать "Маяк". Правда, мы его долго воспитывали, добиваясь возможности получить возможность оперативного выхода в эфир. "Радио России" - абсолютно косная структура. Оно берет информацию с лент ТАСС и других новостных агентств. Это не интересно, поскольку этим занимаются все. "Эхо Москвы" и "Маяк" выводят нас в прямой эфир, что повышает доверие слушателей к материалу. Интерфакс, кстати, опережает ТАСС. Я иногда на Интерфакс диктую информацию и слышу, как выпускающий объявляет: "Срочный выпуск", и через две секунды наши новости уже на ленте. ТАСС очень долго согласовывает и перепроверяет информацию. Может быть, у них более солидная структура и они делают меньше ошибок. Вот их бы соединить с ТАСС, чтобы и оперативность была на высоте, и ошибок было меньше.

- А как обстоят дела с печатными изданиями?

- Мной была придумана система аккредитации. Я не даю аккредитации тем, кого не знаю. В других ведомствах журналисты сначала получают аккредитацию, а потом пресс-службы начинают с ними работать. Мы никому не препятствуем в сотрудничестве с нами. Другое дело, если мы человека хорошо знаем: получив нашу аккредитацию, он может и без нас - мы же не везде присутствуем - попасть в зону чрезвычайной ситуации, где ему окажут содействие. Что понимается под нашим доверием? Мы должны быть на 100% уверены, что аккредитованный журналист будет освещать события достоверно, не мешать работе спасателей, не компрометировать пострадавших и т.д. Самый сильный печатный орган в области освещения чрезвычайных ситуаций - газета "Сегодня", в частности ее высокопрофессиональный отдел происшествий, созданный Кириллом Дыбским - одним из лучших журналистов в этой области. Журналистам, которые постоянно с нами работают, мы доверяем безгранично, как себе. Это, например, Саша Копысов, Катя Глебова, Валерий Яков, Алексей Самолетов, Сергей Холошевский, Аркадий Мамонтов, Михаил Шевцов.

Мы плодотворно сотрудничаем с корреспондентами "Комсомольской правды" Александром Коцем и Александром Евтушенко. Сложные отношения у нас сложились с "Известиями" после ее раскола. К сожалению, вклинилась политика. При чем здесь спасатели - непонятно, но "Известия" вообще перестали писать о нас.

- Какие проблемы у вашей пресс-службы сегодня?

Важнейший вопрос - кадровый. В нашей пресс-службе должно работать десять человек, но занято всего пять единиц. Причина - маленькие оклады. Основная проблема - региональные пресс-службы, где сотрудниками являются не профессионалы, а часто отставные офицеры, не имеющие опыта работы с прессой. До последнего времени их учили молчать - хранить государственную тайну. И вдруг такому человеку говорят: теперь вы, товарищ полковник, отвечаете за работу со СМИ. И даже если он знает, что надо передать оперативную информацию журналистам, то по старой привычке отдаст только ее часть. А уж помогать журналистам и вовсе не будет. По принципу - чем меньше помогаешь, тем меньше хлопот.

Поэтому основная задача на ближайшее время - поднять работу местных пресс-служб на должный уровень. Нельзя освещать события, происходящие в стране только из Москвы.

Интервью взяла Марина Щедровицкая


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






10 основных методик маркетинговых исследований
Контекст
Прикладные исследования - дороговато, но практично
Марина Щедровицкая
Управление творческим полетом
Игорь Задорин
Не экономить на качестве
Елена Башкирова
Непрогнозируемая реклама
Фархад Ильясов
Методика открытых опросов
Основные методики маркетинговых исследований
Марина Щедровицкая
Метод Optima
Среда
Как важно быть понятным
Анна Федорова
PR и СМИ: истории из жизни
Алла Богданова
Команда - самое главное, что есть в нашем министерстве
Новости
PR-библиотека. Новый проект в области PR-образования. Избран новый Президент РАСО
Практика
Информация лежит на поверхности
Артур Роттерштайн
Вы все о себе узнаете ближе к утру
Анна Федорова
Инвестировать в надежду
Александра Водовозова
Академия
PR-практик и журналист: пути к примирению
Акмеологический консалтинг
Сергей Степанов
Интернет
Интерактивные коммуникационные стратегии
Аркадий Волож
Политика в Интернете
Сергей Бурлов
Гуманитарные фабрики
Не просто кофе!..
Вадим Алейников
Lego - не просто игрушки
Анастасия Дедюхина
Книжный стенд
Общественное мнение как таковое не существует
Марина Щедровицкая
Все, что вы хотели спросить о глубоком интервью и фокус-группе, но не решались
Елена Осипова
Письмо
Третьему сектору требуется срочная PR-помощь


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.