Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/5/s/31


Как важно быть понятным

Социолог социологу конкурент
26-27 апреля в отеле "Балчуг Кемпински" состоялась вторая конференция "Мировая конкуренция и мировое сотрудничество в области исследований рынка и СМИ", посвященная роли социологических и маркетинговых исследований в бизнесе. Организатор конференции - газета "Ведомости". В числе докладчиков выступили руководители ведущих российских и международных исследовательских структур. Участниками конференции стали представители компаний и PR-агентств, использующие исследования для своей повседневной работы.

Дайте тему!

Как известно, вес таким событиям в России придают громкие иностранные имена. Конференция открылась выступлением Рамона ван дер Строома - директора AC Nielsen Россия (AC Nielsen - одна из крупнейших международных исследовательских структур). Не исключено, что разговор о потребительских рынках Европы был не слишком интересен многим участникам, но ощущение причастности к глобальным тенденциям современного бизнеса создавалось. В любом случае, "рамочный" доклад и не должен вызывать бурю дискуссий. У него иная цель - расставить акценты в обсуждении и обозначить главные проблемы. С этой задачей выступающий вполне справился. Другое дело, что остальные докладчики совершенно не собирались развивать указанные темы. У них были иные цели.

Красиво рассказать о себе

Большинство исследовательских методик являются, несмотря на внешнюю простоту, сложными и наукоемкими. С этим и связано то, что коммерческая исследовательская деятельность всегда находилась в пересечении сфер науки и бизнеса. Руководители многих российских исследовательских компаний начинали свою карьеру в Российской Академии наук.

Однако потребители и заказчики исследований не имеют ни времени, ни желания детально разбираться в социологических технологиях. Именно поэтому любая конференция такого рода - попытка объяснить сложные вещи простыми словами. Если же исследователи начинают общаться с аудиторией на привычном для них языке, мероприятие превращается в "корпоративную вечеринку" для приглашенных социологов. На этот раз выступающие попытались избежать такого развития событий. Но перед ними кроме необходимости сделать доклады интересными и понятными стояла еще одна задача - убедить участников в том, что, во-первых, исследования должны все-таки проводиться профессионалами и что, во-вторых, они-то и являются лучшими профессионалами. Возможно, именно поэтому некоторые выступления состоялись в стиле презентации собственных компаний. Атмосфера стала несколько напряженной после доклада генерального директора GfK Market Research Александра Демидова. Заявленная тема "Новейшие тенденции рынка маркетинговых исследований" не нашла отражения: доклад был полностью посвящен деятельности GfK Market Research, что слушателям явно не понравилось.

Кто поделит рынок

Поскольку на конференции присутствовали представители как иностранных, так и отечественных исследовательских структур, разговор не мог не зайти об "экспансии" западных социологических компаний на российском рынке. Мнения относительно работы крупных международных сетей разделились. Елена Конева, директор КОМКОН-2, считает, что их уже достаточно на нашем рынке и нужно ограничить их вхождение. Елена Башкирова, директор исследовательского центра "РОМИР", подчеркивает, что в настоящее время крупные игроки всего лишь обозначили свое присутствие в России. Основной объем работ выполняют либо агентства среднего уровня, аффилируя российские компании или предлагая им субподряд, либо российские компании, освоившие и адаптировавшие западные методики. Россия сейчас находится не в фокусе международного интереса, поскольку интересы производителей переместились в Азию, в частности в Китай. Именно там начинают активно действовать "международные монстры". К тому же российские клиенты пока не готовы платить по мировым стандартам, да и трудно найти подготовленных специалистов для работы в российских представительствах.

Дата публикации: 17:05 | 24.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.