Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/5/pm/26


Третьему сектору требуется срочная PR-помощь

Общественные некоммерческие организации, призванные решать различные социальные проблемы, которые не под силу государственным службам, называются у нас - по западному образцу - третьим сектором. Они делают полезное дело, оказывая людям реальные услуги: содержат приюты, помогают инвалидам и престарелым, организовывают группы поддержки и реабилитации для психически больных людей и многое, многое другое. Они не делают только одного. Как всякая социальная сфера, они не зарабатывают денег.

Мне, как начинающему специалисту, доставляет огромное удовольствие чтение разнообразных материалов о развитии общественных связей, публикуемых на страницах вашего журнала и других уважаемых мной изданий. Это, безусловно, оказывает влияние и на мое профессиональное становление. Но вот есть ряд тем, которые на данный момент не находят отражения не только у вас, но и в профессиональном сообществе в целом. Я имею в виду развитие общественных связей для некоммерческого, или третьего, сектора.

Непроработанность этой темы налицо, нежелание ею заниматься легко предвидеть. Аргумент здесь прост: у нас в стране и первых два сектора (государственный и коммерческий) окончательно не сформировали свою PR-стратегию, а уж о третьем и говорить не приходится. Но есть и оборотная сторона проблемы. Мне кажется, что если профессиональные службы и агентства по развитию общественных связей обратят внимание на некоммерческие и социальные проекты, то может произойти некоторое изменение общественного восприятия PR.

Не уверен, насколько я объективен, но большинство моих знакомых воспринимают PR-деятельность как манипулятивный инструмент, не более того. Такая же точка зрения проскальзывает иногда и на семинарах, и даже в образовательных программах. Отношение к обозначенному роду занятий формируется, таким образом, довольно негативное и отпугивает как конечного потребителя (разные социальные группы), так и самих заказчиков на PR-разработки, или клиентов.

Что касается клиентов, то тут разговор особый. Ситуация такова, что отдельные компании и консультанты своими действиями дискредитируют саму PR-деятельность, приписывая ей невероятные "похождения" и возможности. И получается, что либо клиент совсем не знает, чего он хочет заказать, либо его желание таково, что от него приходится отказываться по морально-этическим соображениям. Приходится долго и подробно объяснять клиенту что можно, а чего нельзя сделать с помощью PR-технологий, т.е. сначала провести работу по прояснению того, что же такое PR.

Объединяет же нас, PR-специалистов, и наших клиентов то, что мы живем в одном обществе и сталкиваемся практически с одними и теми же социальными и культурными проблемами. Правда, наши крупные компании обращают внимание на эти проблемы только в том случае, если это стоит в плане их PR-мероприятий, т.е. с определенными целями. И получается, что некоммерческий сектор вынужден сам себя продвигать и доказывать свою нужность и полезность. Зачастую - увы! - нет ни методологии, ни специалистов. Все продвижение обычно ограничивается поиском спонсоров и меценатов, а также размещением пресс-релизов о событиях. Перед нами встает вечный российский вопрос: что делать?

Мне представляется, выход надо искать всем вместе. Не стоит зацикливаться только на финансовой и имиджевой сторонах профессии. Мы все члены одного и того же общества. Так давайте же вместе решать его проблемы!

Михаил Рубинштейн, ruby@aport.ru

Дата публикации: 09:05 | 24.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.