Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/5/k/24


Общественное мнение как таковое не существует

Оно создается под определенные цели
Размышления известного французского социолога Патрика Шампаня, автора книги "Делать мнение: Новая политическая игра" (М., 1997), о том, кто и зачем изобрел "общественное мнение".

Есть понятия, которыми мы легко оперируем, поскольку они стали привычными и находят частое применение в реальной жизни. Например, задумывались ли вы над тем,что понятия "общественное мнение" не существовало до тех пор, пока кто-то не понял, что это очень выгодный инструмент в политической игре? Именно об этом пишет французский социолог Патрик Шампань в книге "Делать мнение: новая политическая игра". Книга вышла во Франции в 1990 году. Основная мысль автора состоит в том, что "общественное мнение" (или "мнение измеряемое опросами общественного мнения") это удобная выдумка заинтересованных лиц. На основе этого понятия и возникло новое социальное пространство, которым управляют "продавцы" опросов, в частности политологи, советники по коммуникации и политическому маркетингу, журналисты.

Что такое "общественное мнение"

Белановский С. А. Глубокое интервью: Учеб. пособие. М., Никколо-Медиа, 2001. 320 с.

Белановский С. А. Метод фокус-групп: Учеб. пособие. М., Никколо-Медиа, 2001, 280 с.

1. Для начала продукт под названием "общественное мнение" нужно произвести, т.е. создать. Делается это с помощью опросов, компьютеров и электронных информационных служб.

2. Полученные результаты под видом особого продукта - "общественного мнения" - продвигают и рекламируют через СМИ, делают его необходимым и обязательным элементом предвыборной кампании. Опросами начинают заниматься все, и они становятся основным инструментом в политической борьбе.

3. Новый продукт "продается" под видом лучшего новейшего достижения, с помощью которого можно оказывать влияние на происходящие политические процессы. Одновременно демонстрируется, насколько изменилась политика за последние 50 лет: кандидаты из черно-белой хроники 50-х годов выглядят наивно и смешно, в частности, потому, что они не пользовались продуктом под названием "общественное мнение".

Тезис 1."Общественного мнения" не существует. Оно делается профессионалами.

Впервые этот радикальный тезис высказал в 70-х годах французский социолог Пьер Бурдье в работе "Общественного мнения не существует". Он задает два совершенно резонных вопроса социологам:

1) почему вы так уверены, что все индивиды имеют собственное мнение и что все они задают себе тот вопрос, который вы ставите в анкете?

2) почему вы считаете, что все мнения с социальной точки зрения равноценны?

После этих риторических вопросов Бурдье делает вывод, что социологи не измеряют общественное мнение, а изобретают артефакты. Именно эта точка зрения Бурдье легла в основу рассуждений Шампаня.

Тезис 2. "Общественное мнение" - новое оружие в политике

Кого да и что можно противопоставить политику, избранному народом и говорящему от имени своих избирателей? Журналисты и политологи нашли выход. Нужно всего лишь озвучить "глас народа" в форме общественного мнения, публично ввести его в политическую игру, тем самым создав новое политическое оружие.

Тезис 3. Нормы использования нового оружия

Публикуя результаты исследований, индустрия СМИ, создает спрос на услуги журналистов и консультантов, вещающих согласно "гласу народа". Ведь эти данные получают признание и становятся общественно значимыми.

Политологи считают, что они способствуют прогрессу, демократии, и напоминают, что "общественное мнение" как институт отсутствует в авторитарных режимах.

Для политиков возникает опасность, что народ будет существовать для них только в двух искаженных формах - респондента (при опросах) и телезрителя, наблюдающего по ТВ, как от его имени борются между собой политические кланы.

Тезис 4. Как сохранить профессиональную позицию социологу, вовлеченному в новую политическую игру "Делаем мнение"?

Этот вопрос Шампань только поднимает, а ответа на него не дает.

Дата публикации: 09:05 | 24.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.