Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / 10 основных методик маркетинговых исследований / Книжный стенд

Общественное мнение как таковое не существует


Марина Щедровицкая
mars@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Оно создается под определенные цели
Размышления известного французского социолога Патрика Шампаня, автора книги "Делать мнение: Новая политическая игра" (М., 1997), о том, кто и зачем изобрел "общественное мнение".


Есть понятия, которыми мы легко оперируем, поскольку они стали привычными и находят частое применение в реальной жизни. Например, задумывались ли вы над тем,что понятия "общественное мнение" не существовало до тех пор, пока кто-то не понял, что это очень выгодный инструмент в политической игре? Именно об этом пишет французский социолог Патрик Шампань в книге "Делать мнение: новая политическая игра". Книга вышла во Франции в 1990 году. Основная мысль автора состоит в том, что "общественное мнение" (или "мнение измеряемое опросами общественного мнения") это удобная выдумка заинтересованных лиц. На основе этого понятия и возникло новое социальное пространство, которым управляют "продавцы" опросов, в частности политологи, советники по коммуникации и политическому маркетингу, журналисты.

Что такое "общественное мнение"

Белановский С. А. Глубокое интервью: Учеб. пособие. М., Никколо-Медиа, 2001. 320 с.

Белановский С. А. Метод фокус-групп: Учеб. пособие. М., Никколо-Медиа, 2001, 280 с.

1. Для начала продукт под названием "общественное мнение" нужно произвести, т.е. создать. Делается это с помощью опросов, компьютеров и электронных информационных служб.

2. Полученные результаты под видом особого продукта - "общественного мнения" - продвигают и рекламируют через СМИ, делают его необходимым и обязательным элементом предвыборной кампании. Опросами начинают заниматься все, и они становятся основным инструментом в политической борьбе.

3. Новый продукт "продается" под видом лучшего новейшего достижения, с помощью которого можно оказывать влияние на происходящие политические процессы. Одновременно демонстрируется, насколько изменилась политика за последние 50 лет: кандидаты из черно-белой хроники 50-х годов выглядят наивно и смешно, в частности, потому, что они не пользовались продуктом под названием "общественное мнение".

Тезис 1."Общественного мнения" не существует. Оно делается профессионалами.

Впервые этот радикальный тезис высказал в 70-х годах французский социолог Пьер Бурдье в работе "Общественного мнения не существует". Он задает два совершенно резонных вопроса социологам:

1) почему вы так уверены, что все индивиды имеют собственное мнение и что все они задают себе тот вопрос, который вы ставите в анкете?

2) почему вы считаете, что все мнения с социальной точки зрения равноценны?

После этих риторических вопросов Бурдье делает вывод, что социологи не измеряют общественное мнение, а изобретают артефакты. Именно эта точка зрения Бурдье легла в основу рассуждений Шампаня.

Тезис 2. "Общественное мнение" - новое оружие в политике

Кого да и что можно противопоставить политику, избранному народом и говорящему от имени своих избирателей? Журналисты и политологи нашли выход. Нужно всего лишь озвучить "глас народа" в форме общественного мнения, публично ввести его в политическую игру, тем самым создав новое политическое оружие.

Тезис 3. Нормы использования нового оружия

Публикуя результаты исследований, индустрия СМИ, создает спрос на услуги журналистов и консультантов, вещающих согласно "гласу народа". Ведь эти данные получают признание и становятся общественно значимыми.

Политологи считают, что они способствуют прогрессу, демократии, и напоминают, что "общественное мнение" как институт отсутствует в авторитарных режимах.

Для политиков возникает опасность, что народ будет существовать для них только в двух искаженных формах - респондента (при опросах) и телезрителя, наблюдающего по ТВ, как от его имени борются между собой политические кланы.

Тезис 4. Как сохранить профессиональную позицию социологу, вовлеченному в новую политическую игру "Делаем мнение"?

Этот вопрос Шампань только поднимает, а ответа на него не дает.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






10 основных методик маркетинговых исследований
Контекст
Прикладные исследования - дороговато, но практично
Марина Щедровицкая
Управление творческим полетом
Игорь Задорин
Не экономить на качестве
Елена Башкирова
Непрогнозируемая реклама
Фархад Ильясов
Методика открытых опросов
Основные методики маркетинговых исследований
Марина Щедровицкая
Метод Optima
Среда
Как важно быть понятным
Анна Федорова
PR и СМИ: истории из жизни
Алла Богданова
Команда - самое главное, что есть в нашем министерстве
Новости
PR-библиотека. Новый проект в области PR-образования. Избран новый Президент РАСО
Практика
Информация лежит на поверхности
Артур Роттерштайн
Вы все о себе узнаете ближе к утру
Анна Федорова
Инвестировать в надежду
Александра Водовозова
Академия
PR-практик и журналист: пути к примирению
Акмеологический консалтинг
Сергей Степанов
Интернет
Интерактивные коммуникационные стратегии
Аркадий Волож
Политика в Интернете
Сергей Бурлов
Гуманитарные фабрики
Не просто кофе!..
Вадим Алейников
Lego - не просто игрушки
Анастасия Дедюхина
Книжный стенд
Общественное мнение как таковое не существует
Марина Щедровицкая
Все, что вы хотели спросить о глубоком интервью и фокус-группе, но не решались
Елена Осипова
Письмо
Третьему сектору требуется срочная PR-помощь


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.