Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / 10 основных методик маркетинговых исследований / Академия

Акмеологический консалтинг


Сергей Степанов
профессор РАГС, ведущий эксперт консалтинговой группы "ИМИДЖ-Контакт", директор ИПРА
Версия для печати
Послать по почте

Представляем новое направление
Рынок управленческого консалтинга на Западе признается одним из самых динамично развивающихся. У нас становление практически любой новой, рыночно ориентированной профессиональной сферы неизбежно приобретает лавинообразный характер. В первой половине 90-х годов это испытали психологи, чьи методы тестирования и тренингов оказались активно востребованы. Затем пришло время политтехнологов, которые с начала 90-х годов успешно осваивают рынок выборов как в России, так и в других странах СНГ.


Особенности консалтинга в России

В настоящее время мы наблюдаем всплеск интереса к сферам прикладной социологии и к public relations. Сегодня уже можно прогнозировать разворачивание рынка управленческого консалтинга. Не в последнюю очередь это связано с ожиданиями потенциальных западных инвесторов. Для них перевод российских предприятий на принятые за рубежом стандарты корпоративного управления - важное условие взаимного сотрудничества (см., например, ст.: Рейтинг для русских. - "Власть". 2001, N 1-2).

Ускоренное становление новых профессиональных ниш привело к ряду интересных, чисто российских феноменов. Сюда входит:

отсутствие четких рамок новых профессий;

втягивание специалистов смежных специальностей;

появление концепций, осмысляющих новую практику;

увлечение прагматизмом и технологизмом при слабом внимании к вопросам морали.

В результате границы между различными направлениями консалтинга оказываются довольно слабо очерченными и, как следствие, возникает высокая степень универсализма консалтинговых специальностей. Можно считать это разновидностью "деткой болезни" и двигаться по пути специализации каждой из консалтинговых сфер. Многое здесь уже делается: возникают специализированные профессиональные сообщества, которые берут на себя подготовку молодых специалистов; проводятся научно-практические конференции; крепнут связи с аналогичными западными сообществами; разрабатываются профессиональные этические кодексы и системы сертификации кадров; появляются разнообразные рейтинги участников рынка.

Однако опыт чуть ли не одновременной работы в самых разных профессиональных направлениях дорогого стоит. Результат этого опыта - выработка универсального взгляда на общие принципы организации консалтинговой деятельности в российских условиях. Для того чтобы он не был утрачен, предметом осмысления должны стать не только отдельные специализированные области, но и консалтинг как таковой - со стоящими за ним особыми ценностными системами, продуктами, способами взаимодействия заказчика и клиента, технологическими подходами и т.д.

Сейчас в России принято классифицировать консалтинговые услуги либо по предметному принципу, т.е. по направлению специализации (финансовое консультирование, организационное и т.д.), либо по методологическому - экспертное, процессуальное и обучающее (см: Посадский А. Основы консалтинга.М., 1996). Однако, с нашей точки зрения, более важен вопрос о тех ценностях, которых придерживается консультант. Пока этот аспект ни в каких классификациях не отражен. А ведь именно ценности консультанта являются тем глубинным уровнем, на котором и должно происходить профессиональное самоопределение.

Теоретические основы акмеологического консалтинга

Приведем одну из возможных универсальных моделей консалтинга, в основании которой лежат ценности саморазвития человека, предприятия либо сложной социальной, экономической или политической системы. Подобное саморазвитие, идущее изнутри, от самого субъекта мы рассматриваем как главный фактор устойчивой успешности человека, организации, системы. Оно способно снимать конфликты, творчески преобразовывать проблемы, поэтому его основной характеристикой является конструктивность. Это саморазвитие опирается на следующие онтологические принципы:

1) уникальность - превалирование уникальной траектории собственного развития над типовыми механизмами организации жизнедеятельности;

2) избыточность - принятие пассионарных моделей развития, когда структура (система) сама становится "источником возмущений", т.е. субъектом довольно серьезного воздействия на внешнюю среду, в отличие от моделей гомеостаза, направленных на поиск равновесия с внешней средой, адаптацию;

Консалтинг, в фундаменте которого лежат представления об условиях устойчивой успешности, мы назвали акмеологическим (от лат. acme - "вершина"), а науку, изучающую соответствующие феномены, - рефлексивной акмеологией.

3) открытость - преобладание моделей открытости с заложенными в них механизмами интенсивного обмена с внешней средой различными видами ресурсов (концептуальных, кадровых, финансовых и т.д.) в противоположность принципам "оберегающей закрытости" от внешнего мира;

4) парадоксальность - способность эффективно действовать в ситуациях повышенной неопределенности или конфликтности, для чего необходима гибкость, умение творчески соединять и ассимилировать, казалось бы, несоединимые факторы и идеи.

Данные онтологические принципы сформулированы в 1996 году. Они опираются на идеи рефлексивно-гуманистического направления современной философской и психологической культуры. Это направление постулирует возможность безграничности сил человека при условии наличия особого рода онтологических "усилий", выхода "за пределы себя" или "на границы" культуры. Об этом писали М.Бахтин, В.Библер, М.Мамардашвили, С.Рубинштейн. Корни этого направления уходят в философию экзистенциализма (Ж.-П.Сартр, А.Камю, Н.Бердяев), в современный западный гуманизм (К.Роджерс, А.Маслоу и др.) и в рефлексивную методологию (Г.Щедровицкий, Н.Алексеев, О.Генисаретский и др.).

Общая цель и задачи акмеологического консалтинга

Интенсивно развивающиеся организации неизбежно попадают в ситуации повышенной неопределенности и противоречивости факторов окружающей среды. Для воплощения в таких условиях ценностей конструктивного саморазвития необходимы особые составляющие управленческого сознания. Мы их называем рефлексивностью или способностью конструктивно осмыслять и переосмыслять собственную деятельность и условия, в которой она разворачивается. Рефлексивность, с нашей точки зрения, является движущей силой саморазвития. Именно поэтому так важно наращивать ее мощность как у лидера, так и у всей управленческой команды. Этим создается стратегический "запас прочности" организации. В этом состоит основная цель акмеологического консалтинга.

Очевидно, что данная цель не может стать прямым содержанием консалтинговых заказов. Она требует оформления в виде конкретных задач и продуктов. На практике опробованы акмеологические подходы к решению следующих задач:

1) создание концепций, стратегий или программ развития как организаций, фирм, предприятий, так и социальных, экономических или политических систем;

2) развитие системы управления и способов управленческого взаимодействия и принятия решений;

3) создание и развитие в рамках организации специальных подразделений, призванных поддерживать конструктивные способы саморазвития (например: психологические, социологические, маркетинговые службы; отделы по связям с общественностью и т.п.);

4) создание системы взаимодействия с внешней средой: событийного характера - инновационные семинары, рефлексивные практикумы, тренинги и т.п.; структурного характера - профессиональные клубы, ресурсные центры и т.п.

Основные типы консультационных работ

В настоящее время можно выделить три модели подготовки концепций стратегического развития.

1. Подготовка концепции "под ключ". Исполнитель\консультант собирает всю нужную информацию и самостоятельно проводит необходимые исследования. Он привлекает собственных специалистов и экспертов, готовит текст и через оговоренное время предоставляет заказчику нужный документ, где прописаны необходимые ориентиры развития и возможные способы их достижения. Таким способом чаще всего действуют исследовательские или проектные институты, создавая концепции развития для предприятий или территорий. Достоинство данного способа - его простота. Как для заказчика ("утром деньги - вечером стулья"), так и для исполнителя, который в данном случае может полностью продемонстрировать свои научные взгляды и воззрения. Однако, как показывает опыт, такие концепции, неплохо выполняя презентационные функции, практически никогда не выполняются, во-первых, в силу принципиальной узости для практики любой теоретической модели, а во-вторых, в силу закрытости (неизвестности) для потенциальных исполнителей-практиков тех оснований, на которых построена предложенная концепция.

2. Подготовка концепции широким кругом экспертов. В этом случае подготовка стратегического документа выстраивается несколько иным образом. Исполнитель, понимая принципиальную ограниченность теоретических моделей, приглашает к участию в работе широкий круг сведующих в практике специалистов и экспертов, представляющих разные школы. Организуя их активное взаимодействие и рассчитывая на то, что в споре рождается истина, исполнитель получает более противоречивый, чем в первом случае, но более практичный документ. От заказчика в этом варианте кроме информации и более серьезных финансовых затрат требуется и личное присутствие в экспертных группах (или просмотр подготавливаемых документов), чтобы спорящих специалистов не заносило.

По сходной модели в первой половине 2000 года готовилась Стратегия развития России до 2010 года, для чего был создан Центр стратегических разработок под руководством Германа Грефа. К деятельности Центра на постоянной и временной основе был привлечен широкий круг экспертов. На примере подготовки Стратегии можно проследить и все потенциальные минусы подобного подхода, главный из которых - практически неизбежное попадание подобных документов в систему политической конкуренции. Вскоре после опубликования концепция Стратегии подверглась критике со стороны и губернаторов, и Госдумы, и даже председателя правительства М.Касьянова. Вслед за тем задача по созданию аналогичной программы развития была поставлена президентом и перед рабочей группой Госсовета. Хотя обе программы правительству РФ удалось объединить в одну, но Думе она так и не была представлена, а значит, не стала общегосударственной. Причина подобной неудачи лежит в способе подготовки Стратегии: в нем заложен принцип разделения функции стратегического планирования и исполнения. Концепция была подготовлена только Центром стратегических разработок, а исполнять ее должны и правительство РФ, и президентская власть, и Госдума, призванная обеспечить законодательную поддержку концепции, и региональные власти, и местное самоуправление.

3. Подготовка концепции всем миром. За этим несколько утопическим названием стоит важный принцип неразделения функций стратегического планирования и исполнения. В данном случае предполагается, что реально исполняться будет тот документ, в подготовке которого каждый исполнитель примет активное участие. Поэтому наиболее естественной формой разработки документа является организация крупных проектных семинаров, объединяющих максимально широкий спектр ключевых фигур. На этот путь в настоящее время встал Центр стратегических разработок "Северо-Запад", где готовится концепция социально-экономического и политического развития Северо-Западного федерального округа.

На этом пути немало проблем, главные из которых, во-первых, готовность заказчика идти на такие необычные формы работы (действительно, "за свои деньги еще приходится и активно работать!"), а во-вторых, организация самого взаимодействия, поскольку на пятачке сходятся, мягко говоря, разнонаправленные интересы, которые надо перевести из системы конкуренции в систему конструктивного сотрудничества. Согласно данному подходу, действительно серьезные перемены в организации возможны только благодаря изменениям в сознании заказчика, а для этого он должен стать активным участником процесса порождения инноваций и преобразований.

При этом подходе роль консультанта-акмеолога сводится к построению процесса взаимодействия максимального числа ключевых экспертных и управленческих сил с целью определения стратегических приоритетов в деле развития организации. Этот процесс и есть продукт такого типа консалтинга.

По примерным подсчетам, 80-90% всех обращений в консультационные фирмы составляет заказ на решение кризисных ситуаций. Описываемый же нами тип консалтинга ориентируется не на вариант взаимодействия с заказчиком по принципу "пожаротушение", хотя чаще всего обращение формулируется именно таким образом.

Основные постулаты акмеологического консалтинга:

устойчивая успешность организации/человека/системы зависит от того, в какой мере приоритетом для каждой структуры будет создание среды неконфликтного саморазвития
*
важнейшие ресурсы любой структуры находятся в осмыслении ею своей уникальности
*
ориентация на интенсивное развитие позволяет постоянно оказываться сильнее обстоятельств и быть на полшага впереди всех. Приспосабливаясь же к ситуации, будешь постоянно опаздывать
*
организациям/личности/системе не стоит бояться быть открытыми: во внешней среде ресурсов больше, чем проблем, но надо уметь ими пользоваться
*
управленческая команда появляется в результате планирования совместных стратегических перспектив развития
*
управленец любого уровня эффективен тогда, когда он способен "видеть за деревьями лес"
*
сотворческий процесс первичен, а структура вторична
*
нет нетворческих работников - есть управленческие системы, не позволяющие творчеству развернуться.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






10 основных методик маркетинговых исследований
Контекст
Прикладные исследования - дороговато, но практично
Марина Щедровицкая
Управление творческим полетом
Игорь Задорин
Не экономить на качестве
Елена Башкирова
Непрогнозируемая реклама
Фархад Ильясов
Методика открытых опросов
Основные методики маркетинговых исследований
Марина Щедровицкая
Метод Optima
Среда
Как важно быть понятным
Анна Федорова
PR и СМИ: истории из жизни
Алла Богданова
Команда - самое главное, что есть в нашем министерстве
Новости
PR-библиотека. Новый проект в области PR-образования. Избран новый Президент РАСО
Практика
Информация лежит на поверхности
Артур Роттерштайн
Вы все о себе узнаете ближе к утру
Анна Федорова
Инвестировать в надежду
Александра Водовозова
Академия
PR-практик и журналист: пути к примирению
Акмеологический консалтинг
Сергей Степанов
Интернет
Интерактивные коммуникационные стратегии
Аркадий Волож
Политика в Интернете
Сергей Бурлов
Гуманитарные фабрики
Не просто кофе!..
Вадим Алейников
Lego - не просто игрушки
Анастасия Дедюхина
Книжный стенд
Общественное мнение как таковое не существует
Марина Щедровицкая
Все, что вы хотели спросить о глубоком интервью и фокус-группе, но не решались
Елена Осипова
Письмо
Третьему сектору требуется срочная PR-помощь


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.