Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Все вокруг PR / Среда

Третий PR-показ состоялся


Борис Новинский
журналист, специально для "Со-Общения"
Версия для печати
Послать по почте

Политическое консультирование выходит из моды. В ближайших сезонах мода на бизнес-PR будет расти
PR-агентства пока не имеют возможности проводить на рынке системный маркетинг своих услуг. Поэтому "Дни PR" во многом выполняют эту функцию. Третья выставка "Консалтинг, PR и выборные технологии", состоявшаяся 27 февраля - 2 марта, в этом году стала финальным событием "Дней PR". Число ее участников снизилось на 20%, но интерес посетителей, особенно студентов профильных вузов, к тематике выставки продолжает расти.


Иллюзия присутствия

Для начала немного истории. Напомним, дебютная выставка 1999 года вызвала огромный ажиотаж в СМИ и активный интерес потенциальных клиентов. В 2000 году - из-за резкого снижения интереса к политконсалтингу в связи с окончанием думских и президентских выборов - заказчиков на выставке явно поубавилось. Мероприятие скорее стало просто поводом для цехового и клубного общения пиарщиков, и многих участников такое положение явно не устроило. А в этом году их число уменьшилось еще (42 против 51 в 2000-м).

Как мы видим, общее количество и состав заявленных участников прошлого и нынешнего мероприятий различаются не существенно. Однако у посетителей нынешней выставки неизбежно возникало впечатление, что число экспонентов снизилось чуть ли не вдвое - настолько сильным было чувство пустоты. Не удивительно: из 42 организаций-участниц лишь у 28 были стенды. Причем только 9 из них принадлежали "главным героям" мероприятия - PR-агентствам и 2 - рекламным компаниям. Вероятно, по опыту двух предыдущих выставок многие профессионалы убедились, что практически не имеют возможности продвигать свои услуги посредством стендовых презентаций. Так, побывавшие на выставке в качестве посетителей представители "PR-Центра" и "НОВОКОМа" - наиболее активные участники прошлогоднего мероприятия - прямо заявили, что работа на стендах не принесла им должной отдачи. И теперь они не считают целесообразным тратиться на оплату квадратных метров в Малом (Новом) манеже. Похоже, реальную пользу от демонстрации своих услуг на стендах могут извлечь лишь две категории участников. Во-первых, сервисные фирмы, которые имеют возможность показать товар лицом: базы данных, технические характеристики экранов, мониторов и другого презентационного оборудования. Во-вторых, наши коллеги-журналисты: на стендах большинства СМИ осуществлялась не только презентация изданий, но и весьма бойкая торговля.

В выставках 2000 и 2001 годов приняли участие:

ГодPR-агент-
ства
СМИПрофес-
сиональ-
ные объеди-
нения
Реклам-
ные фир-
мы
Сервис-
ные ком-
пании
Исследо-
ватель-
ские и аналити-
ческие центры
Директ-марке-
тинго-
вые агент-
ства
Гос-
струк-
туры
200015116661021
20011312434122

Не хватает зрелищности

Другой недостаток нынешней выставки - полная статичность. На это обстоятельство профессионалы сетовали и раньше, но на сей раз за все три дня работы не состоялось ни одной сколько-нибудь запоминающейся акции, ни одной острой дискуссии. Пиарщики, критиковавшие прошлую выставку, отмечали, что лишь яркие и динамичные акции позволили хоть как-то всколыхнуть однообразность мероприятия. Все помнят проводы "грязных технологий", организованные теми же "PR-Центром" и "НОВОКОМом", - запуск в солнечное небо воздушных шаров с надписями "ложь", "клевета" и т.п. Большой ажиотаж вызвало и неожиданное выступление Александра Починка - в то время министра по налогам и сборам РФ, который пообещал навести порядок в налогообложении субъектов PR-рынка, а в целях повышения их налоговой культуры даже раздал всем участникам подборки российских законов о налогах. Да и споры между коллегами-пиарщиками о судьбах профессии принимали порой достаточно острый характер. Теперь внимание посетителей привлекали зазывавшие всех на стенд агентства "Четвертая Власть" двое артистов в белом и черном костюмах, что, вероятно, символизировало противостояние "белого" и "черного" PR. В остальном, как говорится, тишь да гладь...

Что у Починка в блокноте?

Проблемы, обсуждаемые в Малом манеже, актуальны, похоже, не для всего профессионального сообщества. Некоторых участников выставки настораживают усиление роли государства и возможность использования PR в пропагандистских целях. Так, по мнению специалиста Центра политических технологий Алексея Зудина, будущее рынка зависит от того, смогут ли пиарщики справиться с пропагандистским искушением. Другие участники мероприятия снова затронули тему сертификации и институциализации профессии. "До каких пор пиарщикам быть на полулегальном положении?!" - в очередной раз задали они риторический вопрос. Отвечая им, генеральный директор РАСО Сергей Беленков сообщил, что документы о процедуре сертификации благополучно разработаны и размещены на сайте ассоциации www.raso.ru. Кроме того, по словам руководителя РАСО, Александр Починок, ныне министр труда РФ, выслушав предложения о внесении профессии в реестр его министерства, а также о присвоении ей кода, что-то записал в свой блокнот. Зная нежное отношение Починка к представителям PR-профессии, можно предположить, что делу вскоре будет дан ход.

Как обратить на себя внимание

Однако большого ажиотажа все эти сообщения не вызвали. Основную массу пиарщиков, видимо, по-прежнему занимают главным образом повседневные проблемы бизнеса. На закрытии выставки звучали сентиментальные речи о том, как, мол, хорошо, что у нас есть такое, можно сказать, традиционное мероприятие. Вероятно, это было самовнушение: никто из выступавших так и не смог внятно объяснить, как именно выставка способствовала решению его бизнес-задач.

Заметим, что подобные пассажи в большинстве публикаций о выставке предваряют резкую критику ее организаторов. Однако на сей раз хочется воздержаться от упреков. И обратить внимание сообщества на следующее обстоятельство: наличие эффекта от участия в любых мероприятиях такого рода зависит не только от степени профессионализма организаторов, но и от умения каждого участника ярко и нестандартно продвигать свои услуги.

Ведь нельзя сказать, что выставка в принципе не интересна. Проблема в другом: как бы агентства ни расписывали себя на стендах, посетителю почти не за что зацепиться взглядом. Пиарщики и рекламщики нередко говорят, что, усложняя рекламное послание, перегружая потребителя информацией, авторы кампаний не обеспечивают своим фирмам популярности. Потребитель зачастую не готов тратить много времени на изучение рынка, и переориентировать его сразу не удается. Поэтому необходимо, чтобы и марка фирмы, и ее реклама сразу бросались в глаза. Этот принцип актуален и для продвижения PR-агентств: даже заинтересованный клиент быстро устает ходить от стенда к стенду, вчитываясь в довольно похожие друг на друга буклеты. Привлечь его внимание можно внятными, профессиональными докладами на семинарах.

Политтехнологи займутся бизнесом

Некоторые политконсалтиновые агентства все же сумели использовать участие в выставке для продвижения своих услуг и нового позиционирования на рынке. В первую очередь, это ЦКТ "PRОПАГАНДА": в ходе своего семинара компания отказалась от голословной саморекламы и общих деклараций и представила конкретный проект по улучшению имиджа ТНК в Тюменской области и по сопровождению избирательной кампании мэра Нижневартовска. А руководители "Никколо М" и "ИМА-Консалтинг" своими выступлениями продемонстрировали, что их компании готовы расширить специализацию и предложить клиентам серьезные услуги в области неполитических проектов. Чем, кстати, вызвали определенные опасения у представителей коммерческого сектора рынка. Так, по мнению директора КГ "Треугольник" Андрея Теребенина, переориентация "монстров" политконсалтинга, имеющих мощную многоуровневую структуру, может резко усилить конкуренцию на рынке бизнес-PR. Сумеют ли переквалифицировавшиеся политтехнологи потеснить агентства, специализирующиеся исключительно на бизнес-PR, - судить пока сложно. Как бы там ни было, ясно одно: роль бизнес-PR на рынке действительно возрастает с каждым днем. Даже самым именитым компаниям - для сохранения выгодных позиций на рынке - одного только мастерства в области избирательных технологий может оказаться недостаточно. По крайней мере, организатор выставки Александр Кацнельсон, долго и упорно не соглашавшийся отвести коммерческому PR место в ее названии и позиционировании, наконец сдался. Следующее мероприятие этого цикла будет озаглавлено "Консалтинг, PR и бизнес-коммуникации".

Результаты опроса посетителей, проведенного по инициативе РАСО

1. Оценка "Дней PR" в 2001 г. (%)
Достаточно ли было мероприятий:
достаточно - 54
нужна более насыщенная программа - 34
слишком много - 10

2. Достаточно ли было внимание СМИ к выставке (%):
нет - 84
да - 12
не ответили - 4

3. Пожелания организаторам "Дней PR" в 2002 году (%)
Оптимальная продолжительность:
неделя - 46
две недели - 30
месяц - 24

4. Нужно ли ввести льготы участникам (%):
нужны студентам - 34
нужны преподавателям - 6
нужны и тем и другим - 40
не нужны в принципе - 20

5. Нужен ли единый билет на все мероприятия (%):
да - 80
нет - 20

6. Предпочтительная форма организации (%):
единый оргкомитет - 36
единый пресс-центр - 24
и то и другое - 20
независимые организаторы - 18
затруднились ответить - 2

7. Данные о посетителях (количество человек):
общее число - 1387
аккредитованные журналисты из 92 СМИ - 111
студенты - 180
В том числе:
москвичи - 779
жители регионов - 153
жители стран ближнего и дальнего зарубежья - 26

8. Профессиональный состав - представители (количество человек):
федеральных органов исполнительной и законодательной власти - 200
региональных органов исполнительной и законодательной власти - 137
избиркомов - 55
коммерческих структур - 126
консалтинговых, маркетинговых и PR-агентств - 318
рекламных агентств - 96
зарубежных компаний - 26


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Все вокруг PR
Контекст
О силе воздействия PR
Марина Щедровицкая
Как закалялась IKEA
Марина Щедровицкая
Глобализация надвигается
Петр Щедровицкий
Боевые будни Nike
PR-экономика
Марина Щедровицкая
Среда
Третий PR-показ состоялся
Борис Новинский
Мнение участников, посетителей и организаторов выставки "Консалтинг, PR, Выборные технологии"
Власть не терпит анонимности
Анна Федорова
Русское поле экспериментов
Анна Федорова
PR для бизнеса
Мнение
Главное в ИМК - маркетинговая позиция
Владимир Чернец
Практика
Игры с начальством
Юлия Абашина
Могущество корпоративного PR
Наталия Мандрова
Ощутимый результат без больших затрат
Юлия Рыбальченко
Банки становятся ближе и доступнее
Елена Потоцкая
Разноцветный PR избирательных кампаний
Марина Мараховская
Новости
Регулирование рынка "снизу". PR-ресурс для широкого круга. PR в Питере. Будни рекламы на Северо-Западе
Гуманитарные фабрики
Ералаш от "Петровича"
Екатерина Дранкина
Проект
Российский производитель сам себя поддержит
Анна Федорова
Технологический PR для технических новинок
Анна Федорова
Регион, в котором нравится жить
Анна Федорова
Книжный стенд
Игры патриотов
Анна Федорова
Власти PRедержащие
Екатерина Соколова
Письмо
"Большое видится на расстоянье"


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.