Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/4/practice/23


Игры с начальством

Что могут дать компании командные игры сотрудников на природе? Формирование команды, или Team Building, - одно из самых интересных направлений корпоративного PR
Сегодня большинство топ-менеджеров различных компаний признают, что именно корпоративность является одним из залогов успешной работы их организации. Они очень хорошо понимают, что иметь у себя в штате профессионалов и специалистов необходимо, но недостаточно. Грамотная корпоративная политика направлена на формирование из сотрудников фирмы сплоченной команды единомышленников, слаженно и эффективно продвигающихся навстречу поставленным целям.

Что нам стоит всех построить

Укреплять командный дух компании - постоянная задача любого корпоративного PR. Но делать это можно по-разному. Столь популярные еще два-три года назад так называемые корпоративные тренинги (круглые столы, семинары, кадровые форумы, дискуссии) перестают быть основной формой работы с персоналом. Причин несколько. Первая - примеры плохой подготовки тренеров этого модного занятия. Вторая - отсутствие четкого понимания у руководства, кого и чему надо учить. Третья - использование тренингов как лекарства на все случаи жизни.

Даже в самых серьезных устремлениях, например в желании развить в вашей фирме столь же неуловимый, сколь и необходимый корпоративный дух, можно легко избежать муштры и занудства. Нужно просто всех сотрудников посадить в одну лодку... Буквально

Но, как известно, ничто не стоит на месте, поэтому специалисты по корпоративному PR готовы предложить вам новый вид услуг - создание команды в процессе активных действий в искусственно смоделированных условиях. Подобная практика по развитию общественных связей внутри трудового, например англоязычного, коллектива не одно десятилетие существует на Западе и называется Team Building (строительство, или формирование, команды). Поскольку это требует соответствующих затрат, то до недавнего времени настоящий метод был у нас почти неизвестен.

Вид этого тренинга особенно интересен тем, что с его помощью выявляются скрытые способности сотрудников. Непонимание между сотрудниками устраняется, конфликты, имеющиеся в любом коллективе, нейтрализуются. При этом команда формируется не "сверху", а "изнутри". Происходит занятная метаморфоза. Нередко лидерами становятся не имеющие высокого должностного статуса люди, чьи качества по тем или иным причинам не могли реализоваться на работе. И часто случается так, что формальные руководители чувствуют себя органичнее в роли ведомых.

Приведем примеры типичных проблем больших организаций, легко решаемых с помощью Team Building.

В лодке все равны

Можно годами работать в крупной корпорации и ни разу не повстречаться с представителями высшего руководства. В больших организациях стратегическое и окончательное решение, как правило, принимают коллегиальные органы или топ-менеджмент. При этом неоправданно много времени занимает процесс согласования. Team Building позволяет установить дружеские и деловые связи на всех уровнях служебной иерархии, что повышает доступность руководства, а значит, и оперативность принятия решений. Например, корпоративный тренинг для транснациональной компании MARS был устроен в Сочи, в знаменитом ущелье Ахцу на реке Мзымта. Среди прочих заданий участникам предлагался экстремальный "заплыв" на надувных плотах-рафтах по бурной реке. Во время тренинга инструкторам невозможно было хотя бы приблизительно определить должностной статус участников. Как выяснилось позднее, на этом "заплыве" присутствовал весь топ-менеджмент, включая президента представительства компании MARS в России. В экстремальных ситуациях произошло полное освобождение от условностей. Руководство компании, проведя час в рафте и стараясь вместе со своими сотрудниками не оказаться в холодной воде, несомненно значительно лучше узнало и стало понимать своих подчиненных. А подчиненные, в свою очередь, не будут теперь так сильно трепетать, направляясь с инициативой к руководителю, с которым они больше часа гребли в одной лодке.

Большие проблемы больших корпораций: многочисленность персонала, строгая иерархия, коллегиальность в принятии решений. Последствия: недоступность руководства; ощущение его отрыва от основной массы сотрудников; отсутствие гарантий, что талантливого сотрудника заметят и займутся его карьерным ростом; снижение энтузиазма сотрудников, равнодушие к имиджу организации.

Новая задача меняет привычные роли

Количество персонала в крупных организациях, как правило, таково, что руководство не имеет возможности охватить своим вниманием всех перспективных сотрудников. Решению этой непростой задачи опять же могут помочь активные тренинги, выявляющие у людей наиболее полезные в деловом отношении качества. Способность стратегически мыслить и быстро принимать решения, безусловно, ценна. Но не менее ценна и способность быстро понять указание, творчески его осмыслить и грамотно выполнить. По результатам Team Building легко определить, на какую роль может претендовать тот или иной сотрудник. Так, на том же тренинге для MARS вслед за "заплывом" на рафтах была организована переправа через ущелье с помощью бревен. И на первый план неожиданно выдвинулись такие сотрудники о существовании которых в силу их скромных должностей прежде никто и не подозревал. Они грамотно и решительно выбирали маршрут, распределяли задачи, кому и в какой последовательности передвигаться, как лучше класть бревна... и в конце концов успешно переправились через ущелье. Автор этих строк воочию видел, как директор по персоналу с готовностью ловил указания своего сотрудника. Добавим, что экстремальные ситуации мгновенно выявляют психологическую совместимость людей. Сотрудники не только начинают видеть друг в друге коллег по работе, а выходят на новый уровень взаимопонимания.

В помощь новичкам

Все знают, что создание новых отделов и управлений первое время негативно отражается на работе их сотрудников и что процесс адаптации может затянуться надолго. Компания "Тетра Пак", в которой произошло слияние отделов, столкнулась с подобными трудностями и обратилась за помощью в PR-агентство.

В процессе игры были сформированы две смешанные команды из новичков и ветеранов. Одно из заданий состояло в следующем. На площадке была натянута волейбольная сетка, через которую по сигналу судьи нужно было "выстреливать" мячами. Победителем становилась та команда, на чьей территории после финального свистка оставалось меньше мячей. Выигрывала команда, грамотно распределившая игроков, другими словами, быстро сориентировавшаяся в ситуации. Конечно, одними играми полностью не решить проблемы, но сломать коммуникативный барьер, безусловно, можно, что и было сделано.

Корпорация как дом родной

Вы ведь сталкивались с равнодушным отношением сотрудников к собственной организации? Эта проблема ввиду нашего российского менталитета обычно считается второстепенной. Сотрудник совсем необязательно испытывает чувство сопричастности к успехам фирмы, к исключительности своей принадлежности к ней. В основном ему все равно, где он работает: специфичность и масштабы деятельности компании, а также внутренние события фирмы его обычно мало интересуют. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходима долговременная кропотливая работа. В этом смысле Team Building - только одна из ступеней в решении даннной задачи. Специфические тренинги по "оптимизации отношения к компании", как правило, проходят в ее "имиджевом поле". Примером служит корпоративный тренинг, проведенный для компании Philip Morris. Мероприятие проходило в Дмитровском районе Московской области. Каждый из трех дней был посвящен определенной марке сигарет, которую выпускает корпорация. В первый день задания были разработаны в "космическом" ключе, в соответствии с маркой "Союз Аполлон"; второй день был отмечен "рыцарской" тематикой (марка Chesterfield). Ну а третий день был посвящен "дикому Западу": участникам было предложено "путешествие в Страну Marlboro". Если участники не сильно лукавили, то, по их собственному признанию, почти каждый из них по окончании тренинга ощутил себя частью родной корпорации. Некоторым даже удалось по-новому взглянуть на свою роль в ней.

Дата публикации: 07:22 | 24.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.