Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/4/k/19


Власти PRедержащие

Учебник для амбициозных студентов

Существуют ли хорошие учебники?

Именитые специалисты в области связей с общественностью редко пишут полезные учебные пособия. Они как будто побаиваются готовить себе достойных конкурентов или хотя бы хороших помощников. Вышедшая в этом году книга А.Чумикова "Связи с общественностью" - удачное исключение из этого правила. Благодаря данному учебнику можно многое понять в профессии пиарщика: то ли потому, что как профессор кафедры управленческих технологий ИГУиСи МГУ Чумиков понимает важность подготовки хороших специалистов, то ли потому, что основу этого пособия составила его же книга "Креативные технологии "паблик рилейшнз"", удостоенная Национальной премии в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник".

Чумиков А.Н.
Связи с общественностью:
Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., Дело, 2001. 296 с. (Серия "Наука управления")

PR для менеджеров

Книга "Связи с общественностью" начинается с главы, безусловно, необходимой каждому учебнику, где описываются "понятие, история, структура PR". Эта глава изобилует фактами, кочующими из одного отечественного учебника в другой, а также общеизвестными определениями из Блэка и прочих западных авторов. Особый интерес представляет лишь конец главы, посвященный рассмотрению показателей эффективности PR-деятельности. Впрочем, рейтинг PR-агентств, составленный на основе этих показателей, неоднократно признавался сомнительным.

Нужно особо отметить, что книга писалась "под читателя" - студентов управленческих специальностей вузов - на привычном для "управленцев" языке, в привычной для них форме (с развернутыми примерами из жизни корпораций), под привычным углом зрения, т. е. изнутри компании. Особенно хороша глава о стратегическом планировании, которую лишь большой силой воображения можно связать с PR-деятельностью. Книга рассчитана на подготовку менеджеров, занимающихся организацией PR-деятельности, и не дает представления ни о креативной работе PR-специалиста, ни об анализе состояния общественного мнения, ни о работе по его изменению.

Название книги не соответствует ее содержанию: "связям с общественностью" она не учит. Это пособие - не для тех, кто хочет сделать PR своей профессией, а для тех, кто хочет в будущем управлять пиарщиками, - для властей PRедержащих.

Форма и содержание

И все же эта книга может стать настольной для начинающих пиарщиков. Чумиков рассматривает имидж компании и внутрикорпоративный PR, PR-деятельность как "управление информацией и конструирование новостей", как "управление кризисными ситуациями" и как метод "привлечения инвестиций". В отдельной главе перечислены "формы подачи информационно-новостных материалов".

Учебник построен очень удачно - минимум теоретических обобщений и максимум примеров из опыта деятельности "Международного пресс-клуба" и известных крупных корпораций. Это не только делает материал доступным, но и позволяет при организации работы PR-службы выбрать для нее оптимальную структуру в зависимости от специфических функций, подобрать сотрудников, определить направления деятельности, эффективно управлять информационными потоками.

В книге - практика, в приложениях - этика

Последнее время в российских работах по PR большое место отводится обсуждению этических аспектов PR-деятельности. Но долгие и сугубо теоретические рассуждения о чистоте технологий и профессиональных помыслов всех уже утомили. Поэтому особенно приятно, что Чумиков избежал обсуждения этого вопроса в самой книге и перенес его в Приложения. Так, в Приложении 1 он приводит список основных PR-ассоциаций, их краткую характеристику, кодексы профессионального поведения. Это дает возможность ознакомиться с нормами этики своей профессии, не набив оскомину и не исказив представления о реальной деятельности абстрактными предположениями о чистоте нравов.

Дата публикации: 07:22 | 24.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.