Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Все вокруг PR / Контекст

Глобализация надвигается


Петр Щедровицкий
научный руководитель ЦСР "Северо-Запад"
Версия для печати
Послать по почте

Глобализация - это путь к экономическому единству, которое реально означает экономическое неравенство
После второй мировой войны глобальная экономика из замысла и проекта элит превратилась в реальность экономической, социальной и политической жизни. Процессы перемещения товаров и услуг стали трансграничными, трансрегиональными и по большому счету мировыми.


Прессинг глобализации

Ключевыми субъектами глобализации являются транснациональные производственные и торговые корпорации. Они осуществляют свою деятельность в различных регионах мира, используя ценовые различия факторов производства.

Организованные международными корпорациями финансовые и торговые потоки способны разорвать традиционные административные и экономические границы национальных государств, которые еще 30 лет назад задавали и определяли их целостность. Сегодня многие национальные государства испытывают мощное давление со стороны глобальной экономики и зачастую не справляются с теми вызовами, которые она предъявляет традиционным государственным институтам.

Вслед за финансами и торговлей влияние глобализации испытывают традиционные культурные коды (язык, искусство, литература и т.д.), социальная структура общества и человеческий капитал. Повышается мобильность человеческих ресурсов: наиболее квалифицированные кадры перемещаются вслед за финансовыми и торговыми потоками, что дополнительно ослабляет национальные экономики.

Гипотетически процесс глобализации постепенно должен привести к выравниванию различий между развитыми и развивающимися странами, к формированию единой экономической и социальной среды. Однако кризис 97-99 годов показал, что разрыв в уровне развития между странами первичной индустриализации и странами, живущими по модели догоняющей модернизации, не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Более того, активно развернувшийся в последние десятилетия XX века процесс глобализации только усилил различия между отдельными регионами внутри самих стран, разделив их на богатые и бедные территории. В мировой литературе появился термин "пуантилизм" (или "точечность"), характеризующий факт концентрации ресурсов развития в небольшом числе мест, прежде всего в крупных мегаполисах.

В индустриальном обществе основной социальный конфликт разворачивался между противоречиями труда и капитала. Современное общество, иногда называемое постиндустриальным, также подвержено социальной дифференциации, но в другой оппозиции: носители знания-исполнители. Управленческая элита крупных транснациональных компаний и международных профессиональных сетей за последние 25 лет увеличила свои доходы в несколько раз, притом что исполнители (люди и организации) существенно снизили свои доходы. Социальный контракт, достигнутый в индустриальном обществе и гарантировавший его устойчивость, оказался нарушенным.

Бороться - нельзя ассимилироваться /
Бороться нельзя - ассимилироваться

Именно в силу этого нарушения конец прошлого века характеризовался ростом сопротивления со стороны традиционных институтов по отношению к глобальным процессам. Однако нельзя назвать ни одного успешного примера закрытия границ и формирования экономических или культурных автаркий либо замкнутых, закрытых территориальных ареалов. Это означает, что единственным приемлемым способом преодоления переживаемого сегодня многими странами кризиса глобализации является выработка пакета позитивных программ адаптации. Необходимы постепенные и целеноправленные действия по адаптации сложившихся национальных экономик к происходящим глобальным процессам, а также действия по увеличению доступа экономических и культурных субъектов к ресурсам развития. При этом сегодня можно констатировать, что стратегия чисто финансовой глобализации, осуществляемая в конце ХХ века, не оправдала себя.

В настоящее время актуальна необходимость разработки стратегии социо-культурной глобализации. Она могла бы опереться на позитивное использование многообразия культур и на идею создания нового социального контракта между государством, бизнесом и общественными институтами, а также на кооперацию региональных экономик в формирующемся глобальном мире. Выработка подобных позитивных программ невозможна без использования широкого комплекса гуманитарных технологий - от социальной адаптации и приспособления к меняющимся условиям до выработки навыков коллективного и индивидуального творчества.

Большая часть гуманитарных технологий связана сегодня с развитием систем общественной коммуникации. Это организация межпрофессиональной и междисциплинарной коммуникации, освоение инноваций и переобучение, создание брэндов и торговых марок и даже - образов будущего. Сегодня практически любая крупная компания и другие субъекты экономической и социальной активности стоят перед решением следующих задач: формирование мобильных корпораций и временных творческих коллективов; использование возможностей и ресурсов коллективного мышления; формирование новых потребительских ожиданий, стилей жизни и стилей потребления; распространение конструктивных экологических критериев оценки проектов и организации среды обитания.

Российские компании, долгое время жившие под зонтиком государственного протекционизма, часто перекладывали свои убытки на плечи потребителей или более успешных компаний. Кризис 98 года был первым симптомом того, что российская экономика фактически интегрировалась в мировые процессы, что давление геоэкономики на отдельные предприятия и регионы с этого момента стало только возрастать. Это означает, что на смену коммерциализации и частичной маркетизации (рыночному приспособлению) приходит необходимость работы с системами общественных коммуникаций, формирования позитивного имиджа предприятия или целой отрасли не только внутри страны, но и в масшатабах мировой экономики. Для этого прежде всего необходимы построение более эффективных систем управления, работа по созданию репутационного менеджмента и брэнд-менеджмента и т.д., поскольку единственной подлинной защитой современного предприятия (или компании) является не непоследовательное и слабое государство, а созданные самим предприятием (или компанией) реальные сети потребителей. Именно они обеспечивают системы общественной поддержки в формах реального платежеспособного спроса. В современном мире государство может помочь только сильным, а они, как известно, могут помочь себе сами.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Все вокруг PR
Контекст
О силе воздействия PR
Марина Щедровицкая
Как закалялась IKEA
Марина Щедровицкая
Глобализация надвигается
Петр Щедровицкий
Боевые будни Nike
PR-экономика
Марина Щедровицкая
Среда
Третий PR-показ состоялся
Борис Новинский
Мнение участников, посетителей и организаторов выставки "Консалтинг, PR, Выборные технологии"
Власть не терпит анонимности
Анна Федорова
Русское поле экспериментов
Анна Федорова
PR для бизнеса
Мнение
Главное в ИМК - маркетинговая позиция
Владимир Чернец
Практика
Игры с начальством
Юлия Абашина
Могущество корпоративного PR
Наталия Мандрова
Ощутимый результат без больших затрат
Юлия Рыбальченко
Банки становятся ближе и доступнее
Елена Потоцкая
Разноцветный PR избирательных кампаний
Марина Мараховская
Новости
Регулирование рынка "снизу". PR-ресурс для широкого круга. PR в Питере. Будни рекламы на Северо-Западе
Гуманитарные фабрики
Ералаш от "Петровича"
Екатерина Дранкина
Проект
Российский производитель сам себя поддержит
Анна Федорова
Технологический PR для технических новинок
Анна Федорова
Регион, в котором нравится жить
Анна Федорова
Книжный стенд
Игры патриотов
Анна Федорова
Власти PRедержащие
Екатерина Соколова
Письмо
"Большое видится на расстоянье"


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.