Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/3/mg/25


Мы все учились понемногу...

Высокая стоимость образования не является гарантией качества
Современная реклама только кажется простой и доступной. Собственно, в этом и состоит ее суть - иллюзия внешней простоты при внутренней сложности. Поэтому реклама должна изучаться не от случая к случаю в ряду других специальностей, а систематически на протяжении пяти лет.

Количество, не перешедшее в качество

Сегодня в России насчитывается более тридцати вузов, которые проводят подготовку дипломированных специалистов по специальности 350700 "реклама". Из них 13 территориально расположены в Москве и Московской области, остальные - в регионах России. На данный момент государственный общеобразовательный стандарт по специальности "реклама" уже утвержден, и ему присвоен номер 350140. По существующей классификации реклама относится к межотраслевым специальностям (в этой группе присутствуют также Public Relations, таможенное дело, информатика). Любопытно, что прежде рекламу относили к искусству и культуре.

Из 1174 высших учебных заведений России и их филиалов каждый третий вуз осуществляет подготовку специалистов по смежным с рекламой специальностям (PR, дизайн и другие).

Среди специализаций значатся:
- менеджмент в рекламе;
- маркетинг в рекламе;
- копирайтинг (писание текстов);
- режиссура в рекламе;
- реклама и PR;
- реклама и дизайн;
- социология в рекламе;
- психология в рекламе;
- информационные технологии и коммуникации в рекламе.

Тонкости будущей профессии

Пятилетний план обучения будущих рекламщиков состоит из двух блоков. Первый - стандарт по специальностям ГСЭ (гуманитарные, социальные, экономические дисциплины), что является общефедеральной составляющей курса для всех учебных заведений, которые включают в свои программы такую дисциплину, как реклама. Второй - это предметы профессионального и общеспециального циклов, в которых можно менять название, часы, содержание; УМО определяет лишь общее направление того или иного специального предмета.

Раньше вопрос о специализациях носил разрешительный характер: вуз заявлял специализацию, а УМО должно было дать заключение о способности института реально соответствовать требованиям по обучению этой специальности. Теперь вступил в силу "заявительный" порядок: при лицензировании институт обязан заявить хотя бы одну специализацию и в дальнейшем после выдачи лицензии может открывать у себя и другие без согласования с УМО.

Однако высокая стоимость обучения не является гарантией качества. Одна из главных проблем рекламного образования состоит в том, что сейчас мало кто занимается развитием специализаций, поскольку до сих пор в рекламно-образовательных кругах не выработалось единого понимания того, чему же, собственно, нужно учить будущих специалистов. Поэтому выбор специализаций в том или ином институте или университете определяется субъективным мнением преподавателей и руководства вузов. Такое положение в итоге привело к тому, что на сегодняшний день качество образования зависит от того, кто руководит кафедрой.

Учебный годКол-во вузов в МосквеКоличество выпускников по специальности "реклама"
1998\19995200
1999\2000 11 380
2000\2001 13 1150

До системного подхода к рекламному образованию еще очень далеко. Отсутствует полноценная система обратной связи между рекламной отраслью и вузами, которые, по замыслу, готовят для нее специалистов. К сожалению, и представители рекламных агентств до последнего времени не видели в студентах своих помощников и сотрудников, а предпочитали набирать кадры из близких к рекламному бизнесу специальностей.

Источники подбора персонала рекламными агентствами:

- рекрутинговые агентства (для крупных и богатых РА) - 10 %;
- круг внештатных специалистов - 50 %;
- студенческая среда (например в качестве волонтеров) - 10 %;
- объявления в собственных и специализированных СМИ - 30 %.

Информация предоставлена "Единым научно-методическим центром Международного института Рекламы".

Cтоимость обучения (в долларах США)
МГИМО (информация и связи с общественностью)5000
Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы (коммерция, маркетинг и реклама)3000
Государственный университет управления (связи с общественностью, реклама)2500
"Государственный университет "Высшая школа экономики"" (политология, корпоративные связи с общественностью)2500
Российский государственный гуманитарный университет (связи с общественностью, реклама)2300
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. Литовчина (режиссура, мультимедиа, реклама)1900
МГУ им. М. В. Ломоносова (журналистика, реклама)1500
Институт социальных связей (РИСК) (реклама и PR)1300
Университет бизнеса и искусства (менеджмент, дизайн визуальной рекламы)1200
Московский социально-педагогический институт (МОСПИ) при МПГУ им. Ленина (социологоия, социология рекламы)1150
Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой (журналистика и рекламное дело)1100
Московский гуманитарный университет культуры и искусств (культуроведение, реклама)900
Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова (журналистика, реклама и PR)850
Российский новый университет (РоСНОУ) (социально-культурный сервис и туризм, рекламный сервис)850
Московский гуманитарно-экономический (журналистика, радиожурналистика, тележурналистика)760
МГУ сервиса (мода и дизайн, ИЗО и рекламное искусство)720

Образование и бизнес - "встреча на Эльбе"

 

Сергей Горлов


исполнительный директор Совета Учредителей Международного института рекламы

В образовании всегда присутствовала традиция научной рефлексии, анализа, систематизации. Неудивительно, что реклама стала для образования материалом, на котором происходит совершенствование педагогических методик и образовательных технологий, научных изысканий и теоретических обобщений. Психология и логика рекламного бизнеса, в свою очередь, диктуют рекламным агентствам тактику "набега викингов" на вузы и кафедры в тех случаях, когда речь заходит о кадровой политике.

Подготовка будущих рекламных специалистов страдает и от отсутствия четких квалификационных требований к выпускникам, которые должна сформулировать рекламная отрасль, и от недостатка практических связей вузов и отрасли. Давно назрела необходимость стратегической "встречи на Эльбе" вузов и рекламной отрасли.

Примером удачного сотрудничества стал совместный проект BBDO-Москва с Международным институтом рекламы. Студенты, прошедшие специальный конкурс, работают в агентстве над коммерческими проектами в качестве практикантов, а затем стажеров. При этом ребята имеют возможность сочетать работу с учебой в институте.

Этот позитивный опыт может в дальнейшем получить более широкое распространение. Практика студентов в рекламных агентствах должна проходить в течение полутора-двух месяцев - не меньше. Чтобы не отвлекать студентов от учебы, нужно организовывать практику в январе-феврале. Возможен и "целевой" заказ агентств, при котором на 3-4 курсе происходит отбор и "доводка" будущего специалиста под конкретные запросы и требования рекламного агентства.

Дата публикации: 05:42 | 24.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.