Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Эпоха информационных войн заканчивается / Магистр

Мы все учились понемногу...


Сергей Борисов
сотрудник маркетингового центра Международного института рекламы
Версия для печати
Послать по почте

Высокая стоимость образования не является гарантией качества
Современная реклама только кажется простой и доступной. Собственно, в этом и состоит ее суть - иллюзия внешней простоты при внутренней сложности. Поэтому реклама должна изучаться не от случая к случаю в ряду других специальностей, а систематически на протяжении пяти лет.


Количество, не перешедшее в качество

Сегодня в России насчитывается более тридцати вузов, которые проводят подготовку дипломированных специалистов по специальности 350700 "реклама". Из них 13 территориально расположены в Москве и Московской области, остальные - в регионах России. На данный момент государственный общеобразовательный стандарт по специальности "реклама" уже утвержден, и ему присвоен номер 350140. По существующей классификации реклама относится к межотраслевым специальностям (в этой группе присутствуют также Public Relations, таможенное дело, информатика). Любопытно, что прежде рекламу относили к искусству и культуре.

Из 1174 высших учебных заведений России и их филиалов каждый третий вуз осуществляет подготовку специалистов по смежным с рекламой специальностям (PR, дизайн и другие).

Среди специализаций значатся:
- менеджмент в рекламе;
- маркетинг в рекламе;
- копирайтинг (писание текстов);
- режиссура в рекламе;
- реклама и PR;
- реклама и дизайн;
- социология в рекламе;
- психология в рекламе;
- информационные технологии и коммуникации в рекламе.

Тонкости будущей профессии

Пятилетний план обучения будущих рекламщиков состоит из двух блоков. Первый - стандарт по специальностям ГСЭ (гуманитарные, социальные, экономические дисциплины), что является общефедеральной составляющей курса для всех учебных заведений, которые включают в свои программы такую дисциплину, как реклама. Второй - это предметы профессионального и общеспециального циклов, в которых можно менять название, часы, содержание; УМО определяет лишь общее направление того или иного специального предмета.

Раньше вопрос о специализациях носил разрешительный характер: вуз заявлял специализацию, а УМО должно было дать заключение о способности института реально соответствовать требованиям по обучению этой специальности. Теперь вступил в силу "заявительный" порядок: при лицензировании институт обязан заявить хотя бы одну специализацию и в дальнейшем после выдачи лицензии может открывать у себя и другие без согласования с УМО.

Однако высокая стоимость обучения не является гарантией качества. Одна из главных проблем рекламного образования состоит в том, что сейчас мало кто занимается развитием специализаций, поскольку до сих пор в рекламно-образовательных кругах не выработалось единого понимания того, чему же, собственно, нужно учить будущих специалистов. Поэтому выбор специализаций в том или ином институте или университете определяется субъективным мнением преподавателей и руководства вузов. Такое положение в итоге привело к тому, что на сегодняшний день качество образования зависит от того, кто руководит кафедрой.

Учебный годКол-во вузов в МосквеКоличество выпускников по специальности "реклама"
1998\19995200
1999\2000 11 380
2000\2001 13 1150

До системного подхода к рекламному образованию еще очень далеко. Отсутствует полноценная система обратной связи между рекламной отраслью и вузами, которые, по замыслу, готовят для нее специалистов. К сожалению, и представители рекламных агентств до последнего времени не видели в студентах своих помощников и сотрудников, а предпочитали набирать кадры из близких к рекламному бизнесу специальностей.

Источники подбора персонала рекламными агентствами:

- рекрутинговые агентства (для крупных и богатых РА) - 10 %;
- круг внештатных специалистов - 50 %;
- студенческая среда (например в качестве волонтеров) - 10 %;
- объявления в собственных и специализированных СМИ - 30 %.

Информация предоставлена "Единым научно-методическим центром Международного института Рекламы".

Cтоимость обучения (в долларах США)
МГИМО (информация и связи с общественностью)5000
Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы (коммерция, маркетинг и реклама)3000
Государственный университет управления (связи с общественностью, реклама)2500
"Государственный университет "Высшая школа экономики"" (политология, корпоративные связи с общественностью)2500
Российский государственный гуманитарный университет (связи с общественностью, реклама)2300
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. Литовчина (режиссура, мультимедиа, реклама)1900
МГУ им. М. В. Ломоносова (журналистика, реклама)1500
Институт социальных связей (РИСК) (реклама и PR)1300
Университет бизнеса и искусства (менеджмент, дизайн визуальной рекламы)1200
Московский социально-педагогический институт (МОСПИ) при МПГУ им. Ленина (социологоия, социология рекламы)1150
Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой (журналистика и рекламное дело)1100
Московский гуманитарный университет культуры и искусств (культуроведение, реклама)900
Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова (журналистика, реклама и PR)850
Российский новый университет (РоСНОУ) (социально-культурный сервис и туризм, рекламный сервис)850
Московский гуманитарно-экономический (журналистика, радиожурналистика, тележурналистика)760
МГУ сервиса (мода и дизайн, ИЗО и рекламное искусство)720

Образование и бизнес - "встреча на Эльбе"

 

Сергей Горлов


исполнительный директор Совета Учредителей Международного института рекламы

В образовании всегда присутствовала традиция научной рефлексии, анализа, систематизации. Неудивительно, что реклама стала для образования материалом, на котором происходит совершенствование педагогических методик и образовательных технологий, научных изысканий и теоретических обобщений. Психология и логика рекламного бизнеса, в свою очередь, диктуют рекламным агентствам тактику "набега викингов" на вузы и кафедры в тех случаях, когда речь заходит о кадровой политике.

Подготовка будущих рекламных специалистов страдает и от отсутствия четких квалификационных требований к выпускникам, которые должна сформулировать рекламная отрасль, и от недостатка практических связей вузов и отрасли. Давно назрела необходимость стратегической "встречи на Эльбе" вузов и рекламной отрасли.

Примером удачного сотрудничества стал совместный проект BBDO-Москва с Международным институтом рекламы. Студенты, прошедшие специальный конкурс, работают в агентстве над коммерческими проектами в качестве практикантов, а затем стажеров. При этом ребята имеют возможность сочетать работу с учебой в институте.

Этот позитивный опыт может в дальнейшем получить более широкое распространение. Практика студентов в рекламных агентствах должна проходить в течение полутора-двух месяцев - не меньше. Чтобы не отвлекать студентов от учебы, нужно организовывать практику в январе-феврале. Возможен и "целевой" заказ агентств, при котором на 3-4 курсе происходит отбор и "доводка" будущего специалиста под конкретные запросы и требования рекламного агентства.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Эпоха информационных войн заканчивается
Колонка редактора
Время конструктивной работы
Марина Щедровицкая
Контекст
Эпоха гражданской войны заканчивается
Петр Щедровицкий
PR-практик и журналист: несогласие как условие совместного существования
Сергей Беленков
Репутация СМИ и их ответственность перед обществом
Александр Любимов
Работа с корпоративной информацией
Леонид Бершидский
Технологии развития общественных связей между компаниями и СМИ
Сергей Михайлов
Редакционная политика и использование корпоративной информации
Александр Привалов
Среда
Хрустальный витамин для студентов
Екатерина Соколова
Корпоративное бессознательное
Борис Новинский
Сытый банк голодному СМИ не товарищ
Владимир Данилов
Сериал под названием "PR-2001"
Александр Моисеев
Дни PRодвижения и PRосвещения
Анна Федорова
Мнение
Контрольное взвешивание СМИ показало
Марина Щедровицкая
Заявление Исполнительного Совета РАСО
Провокация - это не выход
Сергей Михайлов
Покушение с негодными средствами
Глеб Павловский
Цель оправдывает средства?
Практика
Проекты - дипломанты конкурса "Серебряный Лучник"
Анна Федорова
В одной лодке с боссом
Воспарим над конкуренцией
Праздник нон-стоп
Вадим Алейников
Интернет
Вызовы электронного века
Александр Моисеев
Академия
Долго ли проживут российские брэнды?
Михаил Черныш
Магистр
Мы все учились понемногу...
Сергей Борисов
Книжный стенд
Философия псевдонаучного PR
Екатерина Соколова
Мужской род, единственное число
Екатерина Соколова
Письмо
Судьба России - странный PR


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.