Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/3/k/22


Мужской род, единственное число

PR обретает историю и теорию
При чтении этой книги возникает ощущение, что автор решил расставить все точки над i. Предметом рассмотрения оказываются: время и число PR, его наиболее правомерное определение, вся совокупность социальных практик и сфер, связанных с PR-деятельностью.

Основным достоинством книги является привлечение широкой историографической базы. Обращаясь к любой проблеме, будь то классификация понятий PR или периодизация его развития в Америке и России, автор сначала описывает существующие в отечественных и западных исследованиях подходы. К сожалению, большинство предложенных самим автором определений и характеристик представляют собой компиляции взглядов других исследователей, составленных на субъективных, подогнанных под цели исследования основаниях.

Лингвистические тонкости

Книга Марины Анатольевны Шишкиной "Паблик рилейшнз в системе социального управления"

Первая глава книги полностью посвящена определению понятия PR и введению автором нового понятия "пиарологии" - науки о PR. В начале Шишкина замечает, что понятие PR в России "находится на первой стадии заимствования", и поэтому нужно писать "public relations", а не "паблик рилейшнз" и употреблять "PR" в мужском роде и единственном числе. Далее она приводит наиболее значимые определения PR и выделяет в них ключевое слово. По ее мнению, это слово - деятельность. Подробно проанализировав цель, характер, содержание, результаты и процесс этой специфической деятельности, а также предложив развернутую классификацию ее субъектов, автор в конце главы сводит все это в таблицу сущностных характеристик PR и предлагает его определение. "Паблик рилейшнз" - это управленческая коммуникативная рыночная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействия со значимыми сегментам социальной среды (с его общественностью)".

Самое интересное будет дальше

Во второй главе автор плавно подводит читателя к основной идее книги: PR должен быть этичным и социально ответственным. После масштабных теоретических отступлений, содержащих изложение теории системного действия Парсонса, Шишкина приходит к рассмотрению PR как особого социального института. Наибольшее внимание уделяется его функциям: PR адаптируется к социальной среде и преобразует ее. Важнейшими социосистемными функциями института PR является стабилизация общества, достижение социального компромисса. Вывод напрашивается сам собой: PR как институт должен иметь обратную связь, учитывать требования общественности, а значит - быть более этичным.

Сопоставив ход развития PR-практики в США и России, автор отмечает, что американский PR приобрел "двухсторонний", более этичный характер. Специалисты по связям с общественностью учитывают состояние общественного мнения и не извращают существующие в обществе дискурсы. В России связи с общественностью еще далеки от этого, но игнорирование общественного мнения, по убеждению автора, способно привести к провалу PR-проекта. "Я глубоко уверена, - пишет в заключении Марина Шишкина, - что именно Россия даст новый импульс PR, вернув связям с общественностью их истинную суть - достижение согласия и компромисса".

Герои PR: кто они?

Третья глава книги посвящена рассмотрению тех качеств, которые необходимы современному специалисту по связям с общественностью. Автор предлагает свой взгляд на различие систем PR-образования, сложившихся на Западе и в России. Проанализировав современные типы PR-специалистов (заметно влияние веберовских идеальных типов), Шишкина предлагает и новый вариант набора качеств PR-специалиста будущего и собственную модель PR-образования.

Дата публикации: 05:42 | 24.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.