Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Эпоха информационных войн заканчивается / Контекст

Репутация СМИ и их ответственность перед обществом


Александр Любимов
председатель Совета директоров телекомпании "ВИД"
Версия для печати
Послать по почте

Хочу согласиться с Петром Щедровицким в том, что у нас действительно была информационная война. Она была связана с прошедшей избирательной кампанией, а сейчас с теми событиями, которые происходят вокруг "Медиа-Моста", одной из крупнейших структур медиа-рынка. Главная тенденция нашего медиа-сообщества - подмена понятий: на самом деле происходит не борьба за свободу слова, а борьба за репутацию.

Злоупотребление свободой слова

Сказанное не означает, что свобода слова не важна. Просто наибольшую угрозу для нее представляют сейчас сами журналисты, потому что они злоупотребляли своей свободой в течение всех последних лет. Борьба за свои издания, за свой личный бизнес, за свои корпорации часто ставилась на первое место и значила больше, чем те общественные функции, для выполнения которых и существуют средства массовой информации. Поэтому борьба за репутацию у журналистов сейчас одновременно становится и борьбой за свободу слова.

Данную проблему можно расширить: мы перешли на тот этап, когда само понятие демократии нуждается в уточнении. Нужно не просто заявлять, что слово - свободное. Нужно еще и объяснять, что все мы не свободны от ответственности, которую несем перед обществом. Проблема эта, как мне кажется, касается всех, кто связан с информацией.

"Медиа-Союз" и его цели

Журналистское сообщество должно стать саморегулирующейся системой, в которой поддерживалась бы тенденция к борьбе за репутацию. Способствовать возникновению такой системы намерена недавно созданная общественная организация, которая называется "Медиа-Союз", а подробнее - Творческий союз работников средств массовой информации. Недавно на конференции в Новгороде мне предложили очень удачное название для нашей организации: "Союз состоятельных и состоявшихся журналистов". "Состоятельных", потому что они пригласили меня в дорогой для Новгорода ресторан - меня это удивило. "Состоятельных" еще и потому, что они способны состоятельно и квалифицированно и оппонировать власти и строить взаимоотношения с местными корпорациями. В провинции это гораздо сложнее, чем в Москве. В любом городе, который меньше Москвы, второй уровень переговоров - это уже бандиты, а первый уровень - это всегда губернатор. "Состоявшиеся" же потому, что они состоялись как личности, как люди, способные анализировать и обобщать непростые процессы, происходящие в обществе.

Мы бы хотели объединить те издания и тех журналистов, которые думают о своей репутации. В вопросе о репутации, на мой взгляд, есть две темы: это этика, то есть что можно и что нельзя, и технология - как эту репутацию отстаивать на практике. Для журналиста основная проблема в том, чтобы не брать деньги, уметь противостоять соблазну, когда зарплата небольшая. Для главного редактора ситуация оказывается сложнее. Ему приходится учитывать интересы хозяев, власти, мощных лоббистских организаций. Противостоять им, или, точнее, приходить к согласию с ними, очень сложно.

Скажу подробнее о целях "Медиа-Союза". Мы претендуем на роль посредника между средствами массовой информации, с одной стороны, и властью и корпорациями - с другой. У нас есть необходимый опыт, есть состоятельность и "состоявшесть", извините за такое слово. Мы умеем и знаем, как это делать.

Задача заключается, во-первых, в том, чтобы объяснить власти, что такое рынок информации. Нужно объяснять ей, что если про тебя хорошо пишут, то это не обязательно хорошо.

Во-вторых, нужно, чтобы журналистское сообщество начинало выполнять свою общественно значимую функцию: правильно мотивировать людей по отношению к тому, что предлагает им власть, и продвигать те интересы, которые поддержаны большими финансами. Потому что если интересы поддержаны деньгами, то, как правило, это важные, общественно значимые интересы. Конечно, я не говорю о маргинальных вещах - организованной преступности, наркомафии и прочем.

Суть технологии - создать драму с хорошим концом

В том, что касается технологии, основная системная проблема состоит в следующем: корпорации и власть не могут предложить "медии" драмы. Драмы, в которой есть персонажи, есть действующие лица. Ведь зрителю или читателю нужны, условно говоря, сериалы. Даже новости по телевизору - это такой длинный многосерийный телесериал, где действуют некие персонажи: президент, министр, губернатор... В результате в голове у человека складывается определенная картина мира, пусть и не во всем соответствующая реальности.

И проблема в том, что корпорациям важно продвигать законы, а медиа нужны герои. И наша общая задача, как мне кажется, - придумать вместе, как сделать продвижение корпоративных или общественно значимых интересов историей, сказкой, драмой. Я бы это назвал "формирование позитивного конфликта". Описание конфликта разных персонажей есть та форма, в которой мы рассказываем главную новость, или message. Позитивный же он потому, что это - драмы с хорошим концом. Именно они нужны сейчас стране. Они создают в людях правильную мотивацию: ходить на работу, созидать что-то, строить, относиться друг к другу лучше. В такой обстановке и нам будет легче взаимодействовать на рынке.

Вопрос: Существуют, с одной стороны, PR-агентства, с другой - СМИ. В чем смысл созданния "Медиа-Союза"?

Любимов: "Медиа-Союз" должен выполнять посредническую функцию. Мне кажется, такая функция важна для поддержания репутации любого средства массовой информации, особенно в условиях незрелой демократии, боязней, соблазнов и просто личной незрелости. Такая организация защищает любое СМИ от негативных суждений его коллег, определяет для него правила игры, нормы "что можно, что нельзя". Но на роль арбитров мы не претендуем.

Вопрос: Кому в тройке "корпорация, СМИ, PR-агентство" принадлежит главная задача в формировании "драмы"?

Любимов: Я думаю, что журналистам. И поскольку они с этим плохо справляются, я сюда и пришел. Помогайте!

Беленков: Есть такой тезис, что журналистам надо помогать. Помогать делать свою работу. Они сами ее хорошо сделают. Надо им не мешать, а если помогать, то в изобретении "драмы". Поэтому настоящий профессиональный пиарщик - это не специалист по расстановке стульев и настройке микрофонов на пресс-конференции, а специалист, который сможет установить коммуникацию между клиентом и журналистами так, чтобы от этого все были в выигрыше. Эта работа, если хотите, - интеллектуальная, стратегическая, творческая.

Щедровицкий: А пока, как я понял Александра, ситуация скорее выглядит так: показывают по телевизору эту самую мыльную оперу, она же "драма", вдруг заходят какие-то случайные люди, говорят: "Мы представители такой-то корпорации", что-то декламируют и уходят, мешая зрителю следить за развитием сюжета.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Эпоха информационных войн заканчивается
Колонка редактора
Время конструктивной работы
Марина Щедровицкая
Контекст
Эпоха гражданской войны заканчивается
Петр Щедровицкий
PR-практик и журналист: несогласие как условие совместного существования
Сергей Беленков
Репутация СМИ и их ответственность перед обществом
Александр Любимов
Работа с корпоративной информацией
Леонид Бершидский
Технологии развития общественных связей между компаниями и СМИ
Сергей Михайлов
Редакционная политика и использование корпоративной информации
Александр Привалов
Среда
Хрустальный витамин для студентов
Екатерина Соколова
Корпоративное бессознательное
Борис Новинский
Сытый банк голодному СМИ не товарищ
Владимир Данилов
Сериал под названием "PR-2001"
Александр Моисеев
Дни PRодвижения и PRосвещения
Анна Федорова
Мнение
Контрольное взвешивание СМИ показало
Марина Щедровицкая
Заявление Исполнительного Совета РАСО
Провокация - это не выход
Сергей Михайлов
Покушение с негодными средствами
Глеб Павловский
Цель оправдывает средства?
Практика
Проекты - дипломанты конкурса "Серебряный Лучник"
Анна Федорова
В одной лодке с боссом
Воспарим над конкуренцией
Праздник нон-стоп
Вадим Алейников
Интернет
Вызовы электронного века
Александр Моисеев
Академия
Долго ли проживут российские брэнды?
Михаил Черныш
Магистр
Мы все учились понемногу...
Сергей Борисов
Книжный стенд
Философия псевдонаучного PR
Екатерина Соколова
Мужской род, единственное число
Екатерина Соколова
Письмо
Судьба России - странный PR


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.