Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/2/practice/25


Праздник нон-стоп

Праздники в организации можно и нужно планировать. Предлагаем вам составить свой собственный календарь праздников на год.
Общеизвестно, что внутренние корпоративные мероприятия, или, другими словами, праздники, поддерживают в компании атмосферу взаимной доброжелательности и укрепляют корпоративную идентичность сотрудников фирмы. В России это особенно важно, поскольку в нашей корпоративной традиции очень большое значение придается неформальным отношениям между сотрудниками. Они, несомненно, очень сильно влияют как на такую тонкую материю, как общий климат в коллективе, так и непосредственно на результативность работы организации.

Зачем нужны праздники?

Если сотрудники видят друг в друге не только штатную единицу, с которой общаться необходимо в силу пересечения функциональных обязанностей, но и живого, хорошо знакомого человека, они работают лучше и эффективней. Быстрее решаются многие вопросы, облегчается обратная связь между сотрудниками, возрастает уровень психологического комфорта. Создаются все условия для того, чтобы люди чувствовали себя единой командой. На праздничных мероприятиях могут решаться простые организационные задачи - знакомство сотрудников разных отделов, что особенно актуально для больших организаций. Формирование из сотрудников слаженной команды единомышленников - это более сложная задача, также решаемая в том числе и на общих мероприятиях.

Праздники содержат в себе и эмоциональную составляющую: отстранение от прошлых забот и трудностей, совместное планирование будущего. Праздничные мероприятия - хорошее место для развития и укрепления корпоративной культуры организации, акцентирования ее миссии и целей.

Если вы намерены систематически проводить различные праздничные мероприятия своей фирмы и часть из них сделать традиционными, то желательно составить календарь праздников на весь год. Поскольку большинство организаций в своей работе придерживается схемы "от отпусков до отпусков", что обусловлено сезонной спецификой деловой активности, имеет смысл начать планирование с сентября и закончить его августом. Процедура допускает коллективное творчество, поэтому к придумыванию мероприятий полезно привлечь заинтересованных коллег и, разумеется, утвердить календарь вместе с примерной сметой каждого мероприятия.

Проводя какое-либо мероприятие из года в год (ежеквартально, ежемесячно), вы с каждым разом будете затрачивать на него все меньше усилий. Во-первых, люди уже знают, "к какому дню готовить свое сердце", во-вторых, руководители все легче выделяют на это деньги, поскольку привыкают к новой традиции.

Что отмечаем?

Для облегчения творческой задачи приведем условную классификацию возможных праздников и мероприятий фирмы.

Календарные праздники - "красные дни календаря", которые уместно отмечать в коллективе сотрудников:

- новогодний праздник;

- День защитника Отечества;

- 8 марта;

- профессиональный праздник.

Разумеется, с учетом профиля вашей организации вы можете планировать и другие календарные праздники. Так, если основными деловыми партнерами вашей фирмы являются представители стран дальневосточного региона, вы вполне можете после обычного Нового Года отметить еще и китайский; если профиль вашей организации - торговля нефтепродуктами, то отпраздновать День нефтяника тоже не возбраняется. Несмотря на то что календарные праздники проводились (и проводятся) каждый год и что-то новое в их сценарий добавить трудно, творческий подход к подготовке события может совершенно преобразить любое протокольное мероприятие.

Календарный праздник в основном решает внутренние задачи по гармонизации оргструктуры фирмы. В проведении подобных мероприятий заинтересованной стороной является руководство фирмы.

"Празднование Дня защитника Отечества" в одной из фирм проводилось следующим образом: утром все мужчины, не исключая руководителей, нашли у себя на столах "повестки", приказывающие явиться к 18.00 на "сборный пункт" (им оказалась столовая), где "командующий парадом" строил войска в соответствии с воинским званием для торжественного поздравления. Разумеется, воинские звания личного состава не всегда соответствовали положению сотрудника в структуре фирмы, поэтому завхоз-отставник, например, командовал лейтенантом-директором. На стене висел "боевой листок", для которого заранее были собраны фотографии сотрудников из "дембельских альбомов". Люди с удовольствием приняли эту игру, и началось то самое живое творчество масс, что для организатора есть верный признак удавшегося праздника.

Презентационный праздник нужен всем сотрудникам фирмы, поскольку очевидная цель презентационных мероприятий любой компании - укрепление своих рыночных позиций. Мероприятие направлено на позиционирование фирмы как единого организма в окружающей бизнес-среде, в основном, с внешними PR-целями. Название подобных мероприятий может быть различное:

- день рождения фирмы, 5-летие, 10-летие или любой юбилей;

- презентация нового проекта;

- открытие (сдача в эксплуатацию), закладка (запуск) объекта (проекта), и наоборот (закрытие и тому подобное);

- конкурс красоты "Мисс упаковка (репортер, дизайн, супермаркет...)".

Во всех случаях мероприятия этой категории призваны заявить о фирме, вызвать некий резонанс во внешнем мире, привлечь внимание прессы, и просто лишний раз напомнить окружающим о вашей организации.

Спортивные мероприятия, праздники и конкурсы способствуют формированию командного типа работы в фирме, укрепляют межличностные неформальные отношения и помогают проявлению индивидуальных качеств служащих.

В коллективе спортивные праздники и соревнования проходят всегда оживленно и почти всегда успешно, если вы сумели превратить их в праздник. Здесь имеются в виду не стандартные бесконечно растянутые теннисные матчи между отделами, а те состязания, что организованы по определенному сценарию и носят характер шоу. Это могут быть, кстати, не только соревнования в известном виде спорта, но и в придуманном или экзотическом виде, а также соревнования в профессиональном мастерстве (например конкурс дизайнеров). Можно устроить конкурс граффити - именно так одна строительная фирма, задав в качестве единой темы свою торговую марку, сумела красочно прорекламировать себя для жителей района, оживив серый бетонный забор вокруг объекта и собрав при этом доброжелательную прессу.

Фольклорные праздники могут быть представлены в вашем календаре мероприятий как привычной Масленицей, так и более экзотическим Праздником урожая. Звучит немного непривычно, но стоит попробовать.

Развлекательные мероприятия - общее название для праздников, которые в основном выполняют функции по организации совместного времяпрепровождения и развлечения сотрудников, например дискотеки. Самое главное - заниматься организацией дискотеки должны профессионалы, которые не только составят программу по вашим заявкам, но и привезут свою аппаратуру. Конечно, вы можете перетащить музыкальный центр из кабинета генерального директора и попросить всех сотрудников принести любимые компакты из дома. Но это очень напоминает дискотеку в средней школе. Подобные мероприятия наиболее популярны в небольших городах, где нет общей развлекательной инфраструктуры для молодежи. В больших городах сотрудники соответственно своим предпочтениям и вкусам выберут для своего посещения определенные клубы и дискотеки.

Игры также могут сопутствовать любому серьезному корпоративному мероприятию, при правильной подготовке атрибутики они вполне могут превратиться в полноценное зрелище. Наполнив форму новым содержанием, можно организовать и с блеском провести, например, КВН по соответствующей тематике (для программистов, для менеджеров, для банкиров...). Если Вы придумаете несколько новых конкурсов, успех обеспечен.

Помимо общих праздников очень действенным средством сплочения сотрудников являются мероприятия, проводимые на базе отдельных подразделений или в форме соревнования между отделами. Желаемый эффект вовлечения достигается за счет того, что большинство сотрудников являются не пассивными зрителями, а активными участниками акции.

Примерный календарный
план мероприятий на год

ИЮЛЬ

День рождения фирмы. Крупный корпоративный праздник по специально разработанному сценарию. В программе: официальная часть (история фирмы в занимательной форме, вручение памятных наград и дипломов наиболее отличившимся сотрудникам), конкурс граффити на изображение логотипа, фуршет для прессы, банкет для клиентов и сотрудников и т. д.

СЕНТЯБРЬ

"Праздник урожая". Небольшой праздник для желающих угостить сотрудников своего подразделения плодами урожая с собственного дачного участка (собирается общий стол, критерий допуска на праздник - взнос в виде "домашних заготовок"). В программе: конкурс на самое оригинальное варенье, конкурс садовой экзотики, ландшафтного дизайна (фото) и т. д. Одной из скрытых задач праздника является обмен впечатлениями после отпусков, настрой на будущий рабочий год, своего рода "корпоративная зарядка".

ОКТЯБРЬ

Ежегодное собрание коллектива с пресс-конференцией руководства.

ДЕКАБРЬ

Новогодний праздник.

ЯНВАРЬ

"Татьянин день". Праздник студенчества - для молодых специалистов, недавно работающих в фирме. Скрытая цель праздника - "посвящение в рекламщики" (программисты, дизайнеры и т. п.) новых, особенно молодых, сотрудников.

ФЕВРАЛЬ

"Валентинов день". Конкурс на лучших Валентина и Валентину среди сотрудников; проходит в несколько этапов; зрители одновременно являются активными болельщиками; возможен шуточный тотализатор.

"День защитника Отечества".

МАРТ

Не упускайте возможности 8 марта поздравить всех коллег и сотрудниц как вашей фирмы, так и ваших клиентов и партнеров.

АПРЕЛЬ

День Смеха (существует авторская разработка - новый тип зрелищной командной интеллектуальной игры) с привлечением в качестве соперников представителей другой компании (не обязательно конкурирующей, главное - не менее, а лучше более известной, чем ваша).

МАЙ

Хорошее время для спортивных мероприятий, тем более что майские праздники иногда растягиваются на неделю. Возможно проведение футбольного, волейбольного и т. п. "Матча века".

Восемь шагов к успеху

Если у вас есть календарный план, то половину работы вы уже сделали. Подготовка каждого мероприятия - это всего лишь выполнение ранее запланированного. Она состоит из нескольких этапов:

1. Формирование рабочей группы.

2. Расстановка сил и определение возможностей.

3. Утверждение сметы и подготовка приказа по предприятию, в котором указаны задачи отдельных служб и подразделений.

4. Разработка и написание сценария. Обсуждение с рабочей группой режиссерского сценария.

5. Составление технологической карты мероприятия (место, время, количество участников).

6. Разработка, изготовление атрибутики.

7. Подготовка декораций, костюмов (если требуется), реквизита.

8. Проведение 1-2 необходимых репетиции.

Каждый из этих этапов (некоторые из них вполне могут осуществляться параллельно) следует рассмотреть отдельно.

Термин "атрибутика мероприятия" необходимо пояснить, чтобы уверенно использовать в дальнейшем. Атрибутика - это набор необходимых элементов оформления каждого мероприятия. Сюда входят:

Дата публикации: 04:36 | 24.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.