Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/12/s/sreda1


Тормоз на пути всех достижений - у нас в голове

Интервью с Джо Эпли, президентом международной сети PR-агентств Worldcom
Джо Эпли больше тридцати лет работает в области public relations. Он является основателем агентства по связям с общественностью Epley Associates и президентом регионального отделения американского Общества по связям с общественностью (PRSA) в Северной Каролине. Недавно Джо Эпли приезжал в Россию. Делегаты осенней сессии Worldcom решили принять в международную PR-сеть независимых агентств еще одного русского партнера - агентство "Корпорация "Я"". Джо Эпли согласился ответить на вопросы журнала "Со-Общение", а также рассказал о ситуации в американском PR-бизнесе.

- С кем вы сотрудничаете в России?

- Мы давно хотели, чтобы в России наша сеть была представлена достойным партнером. Теперь эта мечта сбылась. У нас есть традиция знакомиться с деятельностью наших новых членов. Хотя на самом деле мне не нужна была дополнительная информация, потому что президент "Корпорации "Я"" Владимир Мединский - мой старый друг, а к тому же человек очень влиятельный, умный и довольно необычный.

- Каким вы видите будущее "Корпорации "Я"" в Worldcom'е?

"Корпорация "Я"" приобретает еще 99 партнеров по всему миру: они окажут поддержку, им можно передать клиентов, с ними возможно осуществление совместных проектов. А если кому-то из системы Worldcom понадобится поддержка в России, то первым, кому мы позвоним, безусловно, будет агентство "Корпорация "Я"". Здесь очень важен наш лозунг, который мы используем в бизнесе: "Думай глобально, но ищи подходы, приемлемые для той страны, где ты работаешь". К тому же компаниям, входящим в Worldcom, удобнее ориентироваться в московском PR-бизнесе с помощью "Корпорации "Я"".

- Как вы оцениваете уровень российского PR в целом? И можно ли сравнить его с американским?

- Я считаю, что в последние годы российские специалисты достигли больших успехов, особенно в том, что произвели разносторонний обмен информацией. Специальность public relations развивается в России, безусловно, быстрее, чем это в свое время было в Америке. Во время нашей встречи президент РАСО Сергей Беленков сказал, что у этой организации уже есть филиал в Санкт-Петербурге. Правда, в Америке 120 таких отделений, и выпускают они профессионалов более высокого уровня. Насколько вы помните, профессия public relations в Америке в 6 раз старше, чем в России. И, конечно, у нас численное превосходство. Поэтому сравнивать российский PR c американским немного некорректно.

- Около 10 лет назад по вашей инициативе было заключено соглашение о программе стажировок российских PR-специалистов и студентов в ведущих американских компаниях. Повлияла ли эта программа на качество российского PR?

- Да, в 1992 году, еще на заре формирования российской школы PR, мы предложили программу стажировок, чтобы россияне, начинающие работать в области, увидели практическое применение PR и его возможности. В США 250 высших учебных заведений, которые имеют сертификат на подготовку PR-специалистов. Некоторые из них предлагают степень магистра или баклавра в области PR.

Но 10 лет назад российская школа PR только зарождалась, тогда еще не было серьезных преподавателей, которые смогли бы помочь в становлении этой профессии. Когда я приехал в Россию в этом году, то увидел, что появилось много людей, достигших успехов в этой области деятельности. И сейчас уже американские специалисты могут проходить стажировку в России.

- В каком состоянии находится сейчас американское PR-образование?

- В США система образования в области PR прогрессирует - на данный момент она на голову выше, чем, скажем, 20 лет назад. Сейчас возросла общая база наших знаний, и PR превратился в настоящую науку. У нас очень много PR-специалистов, занимающих ответственные посты или уже отошедших от дел, в свое время получивших ученую степень. И самое удивительное, что, уходя со своих постов, они не бросают PR, а становятся преподавателями и с профессорской кафедры рассказывают о практике применения PR. И это безусловно здорово, потому что студенты получают и теоретическую основу, и практические знания.

- Что было самым сложным в развитии PR в США и чего следует ожидать или опасаться этой еще юной профессии в России?

- Могу сказать, что, когда я только начинал свой бизнес, у нашей компании была проблема кадров: единственный человек, который хоть немного разбирался в связях с общественностью, был военным. Я же до этого работал журналистом. Получалось, что мы были первопроходцами, "пахали целину public relations". Постепенно, анализируя рекламу и паблисити, мы приходили к современному пониманию того, что есть PR. Мы достигли таких важных высот в этой сфере деятельности, как: управление кризисными ситуациями, коммуникации в условиях кризиса, отношения с местными организациями, правительством, инвесторами. На сегодняшний день мы подошли к такому сложному в PR моменту, как управление репутацией. Безусловно, мы достигли больших успехов, набрались опыта и теперь хотим все свои знания передать молодому поколению.

Я могу с уверенностью сказать, что ваша молодежь, которая сейчас приходит в PR, тоже по-своему будет "пахать целину". Очень важно, чтобы они понимали это.

Самое главное в нашей профессии - уметь добиваться консенсуса между различными частями общества, государством, и общественными организациями. Важно использовать по максимуму все инструменты PR.

То, что мне доставляет самое большое удовольствие и в то же время каждый день создает какие-то проблемы, - это постоянное обновление информации. Наверное, есть какая-то универсальная схема, которая помогла бы найти ключ к решению всех проблем сразу. Но есть еще одна проблема, стоящая на пути решения всех вопросов в области PR, - это проблема умственных способностей тех, кто этим занимается. Если сказать абстрактно, то возможности человека неограничены, но главный тормоз на пути всех достижений - у нас в голове.

- Расскажите немного о ситуации, сложившейся в американском PR-бизнесе в 2001 году.

- Стоит отметить, что несмотря на то что PR-бизнес в Америке достиг серьезных высот, он все еще продолжает развиваться. Новые агентства появляются чуть ли не каждый день. Не все из них сразу получают известность, но несколько наиболее успешных я все-таки назову. Tech 100 - английское агентство, совсем недавно появившееся на американском рынке, но рост его значимости уже многие отметили. Еще стоит отметить Public Strategy - агентство, организованное официальным представителем президента Клинтона.

Вместе с новыми агентствами появляются новые конгломераты. В настоящий момент фирмы практически не закрываются: как только небольшая компания начинает терпеть убытки, сразу находится серьезная фирма, готовая купить агентство-неудачника. Это происходит на каждом шагу. При этом гиганты PR-рынка объединяются. Одним из самых заметных было слияние такого титана, как Weber, с не менее глобальным Shandwick.

- Были ли в этом году реализованы PR-проекты, которые заслуживают особого внимания?

- Считаю, что ответ нужно разделить на две части: до 11 сентября и после. До террористических атак на Нью-Йорк заметным событием в общественных отношениях и их регулировании была ситуация с несколькими электрическими компаниями, снабжающими электроэнергией Западное побережье Америки, в особенности Калифорнию. Их отношения с правительством штата Калифорния нанесли огромный ущерб его репутации. Еще несколько лет назад эти компании находились под жестким контролем различных государственных комитетов, и вот, как только правительство ослабило рычаг регулирования, компании приняли ряд необоснованных действий, в результате которых пострадали сотни тысяч жителей Калифорнии. Им просто-напросто без предупреждения отключали электричество на протяжении нескольких месяцев. Вследствие разногласий между правительством штата Калифорния и руководством электрокомпаний пиарщикам обеих сторон пришлось изрядно потрудиться, чтобы погасить очаги общественного возмущения.

После террористических акций наша нация заметно изменилась, она сплотилась. Снова можно почувствовать боевой дух, который объединял американских граждан во время Второй мировой войны. Сейчас правительство, бизнесмены, представители СМИ стараются не потерять общественное доверие. Очень профессионально работают все системы информации. Я заметил, что многие специалисты в области PR на общественных началах предлагают свою помощь таким организациям, как Армия спасения и Красный крест. Мое агентство помогает осуществлять коммуникацию между полицией, пожарными, другими специальными службами и американскими гражданами. Мы хорошо пониманием, что в такое сложное для нашей нации время помощь любых специалистов должна быть добровольной.

- Какие задачи стоят перед специалистами в области коммуникации в следующем году?

- Безусловно, все внимание страны сейчас сфокусировано на ситуации, сложившейся после террористических акций. Америке придется приложить большие усилия, чтобы вернуть доверие как американцев, так и иностранных граждан. У нас возникли серьезные проблемы в сфере туризма. К тому же опасная ситуация сложилась вокруг почтовых служб.

Также одной из самых сложных задач будет попытка уверить мусульман в том, что действия Америки в Афганистане - это война не против ислама, а против тех, кто нарушил его главные заповеди.

Честно говоря, все задачи в сложившейся ситуации представляются мне не самыми легкими. Но помогает общественное осознание того, что нам всем надо держаться вместе. Я еще раз повторю, что такой сплоченности американцев не было со времен Второй мировой войны.

Дата публикации: 02:38 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.