Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Детали совершенства / Гуманитарные фабрики

Dress code


Иван Голунов
специально для журнала "Со-Общение"
golun@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Требования к офисной одежде сотрудников
Общества единомышленников с давних времен старались чем-то выделиться: цветом и покроем одежды, манерой поведения и другими внешними атрибутами, по которым можно было отличить "своих" от "чужих". Впервые термин "корпоративная культура" использовал в середине прошлого века немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке. В те времена отношения в армии регулировались не только кодексом чести и уставом, но и дуэлями. Поэтому обязательным атрибутом любого немецкого офицера был шрам от сабли на лице. Такое же внимание к корпоративным отличиям унаследовали и современные компании.


Диктатура одежды

В крупных западных корпорациях требования к одежде бывают очень жесткими - на нескольких листах детально прописано, как работник компании должен быть одет, оговаривается абсолютно все - от прически до процента содержания полиэстра в ткани костюма. Как правило, сотрудникам запрещается приходить на работу в джинсах, кроссовках. Обычно dress code предусматривает послабление по пятницам (casual Fridays), когда юристам и брокерам разрешают снять галстук.

Основные рекомендации для работников консалтинговой компании Ernst& Young:

Рекомендации для мужчин

Костюм: американский покрой, пиджак с разрезом сзади, двумя или тремя пуговицами, шерсть 100%, в крайнем случае смесь с полиэстером (не более 20%). Ткань должна быть гладкой, возможны "продернутая" вертикальная цветная нитка, полоски тоном светлее основного цвета или "приглушенная" клетка. Рубашка: длинный рукав, отложной воротник, 100% - хлопок. Рубашку, концы воротника которой пристегиваются пуговками, носят только с однобортным костюмом. Цвет: белый, бледно- или светло-голубой (дополнительные возможности: белая рубашка в одноцветную полоску).

Рекомендации для женщин

Костюм: однобортный пиджак с одной пуговицей и узкая юбка одного цвета (темно-синего, серого, черного, цвета бургундского вина), шерсть 100%. Блузка: белая, бежевая, пастельных тонов (дополнительные расцветки: красный, фуксия, бирюзовый), хлопок или шелк.

Вне офиса, например на улице, сотрудникам ркекомендуется носить бежевые плащи. Мужчинам рекомендуется зонт-трость (черного цвета). Такие же подробные рекомендации касаются: галстука, брюк, носков, обуви, ремня, украшений и даже часов. Руководство Ernst& Young советует своим служащим иметь не менее пяти костюмов, к каждому должны подходить три рубашки и два галстука.

Наука одеваться

Иногда "первичные инвестиции" в одежду своих сотрудников делает сама компания. Так, например, до кризиса 1998 года в московском представительстве Intel всех сотрудников, отправляемых на заграничную стажировку, вели в какой-нибудь дорогой магазин и подбирали им костюмы, отвечающие всем канонам делового этикета. Это был не просто шикарный подарок, сотрудники запоминали правила выбора и знали, на что ориентироваться в будущем. Но, как правило, новый сотрудник должен сам покупать костюм.

Если сотрудник сомневается в выборе одежды, он должен проконсультироваться с менеджером. В противном случае ему придется ехать домой переодеваться. Такое правило свойственно не только крупным западным корпорациям, но и многим российским холдингам. Нарушение карается штрафом от $5 до $50, в некоторых компаниях несоблюдение этих правил может стать даже причиной увольнения.

Обычно за внешним видом сотрудников наблюдает вышестоящий начальник. Но в некоторых компаниях у входа в офис специальный сотрудник отмечает неаккуратно одетых служащих.

Иногда сотрудники выражают недовольство такими строгостями. Недавно в Нью-Йорке в "свободную пятницу" два молодых менеджера пришли в офис, аккуратно причесанные, в идеально белых рубашках, но в черных, чуть выше колен, юбках. Таким образом они бунтовали против кодекса одежды своей компании, который даже по пятницам запрещал появляться на работе в джинсах. Они воспользовались тем, что в правилах не было указано, какую одежду в "свободную пятницу" нужно носить мужчинам, а какую - женщинам.

Российский офисный стиль

В отечественных компаниях, где в уровень зарплаты в основном ниже, чем в зарубежных компаниях, системы кондиционирования установлены не везде и цены на одежду выше, чем на Западе, руководство не требует строгого следования кодексу. Однако на важных встречах сотрудники должны быть одеты по всем правилам.

Григорий Луковитский, руководитель отдела организационной культуры компании "Русский алюминий":

- Как такового dress code у нас в компании не существует, стиль одежды сотрудников - офисный. Перед тем как новый служащий приступает к работе, он должен пройти так называемую ориентационную программу, где подробно рассказывается, что такое "офисный стиль" в представлении компании и какими бы она хотела видеть своих сотрудников. Если у новичка сложилось неправильное представление об офисном стиле одежды компании, мы корректно помогаем ему выбрать оптимальный вариант.

В основном же в российских компаниях существует облегченный, по сравнению с западным, свод правил, который сотрудники стараются соблюдать. В случае его нарушения жесткие санкции не применяются.

Льготы в одежде в основном предоставляются творческим сотрудникам. К примеру, в компьютерной компании ABBYY программистам разрешается ходить на работу в любой одежде, хоть в домашних тапочках.

Анастасия Савина, руководитель отдела информации, рекламы и связей с общественностью компании ABBYY:

- Разработчики программ не должны отвлекаться от творческого процесса. Одежда должна быть комфортной - никаких других требований не предъявляется. Но отдел маркетинга не может позволить себе такую роскошь: встречи с клиентами и партнерами диктуют свои правила.

Наиболее точно по этому поводу выразилась сотрудница одной из российских инвестиционных компаний, в обязанности которой не входит ведение переговоров с клиентами:

- Строгий внешний вид уже с утра готовит к серьезному отношению к работе. Летом в костюме, конечно же, жарко, но если надеть майку и шорты, то вместо работы захочется на пляж.

Кодекс одежды компании Andrews consulting, традиционный для большинства компаний

Любые правила относительно внешнего вида сотрудников действуют для всех без исключения и в течение всего рабочего времени (т.е. пока офис открыт и в нем кто-то есть) в будние дни. Если сотрудник, находясь в отпуске, посетил офис, он не обязан соблюдать эти правила.

Сотрудники должны опрятно выглядеть и быть аккуратно причесаны. Компания рекомендует сотрудникам собирать в пучок или иным образом слишком длинные волосы.

Сотрудники не должны приводить себя в порядок непосредственно в офисе: причесываться, использовать парфюмерно-косметические средства, чистить обувь и одежду и пр.

Запрещено носить следующие вещи:

- трикотажные майки, джемпера, водолазки без пиджаков;
- слаксы и любые другие брюки с видимым указанием торговой марки;
- сарафаны и другие платья свободного покроя;
- свитера под горло и с высоким воротом без пиджака;
- джемпера с V-образным вырезом или другие джемпера поверх рубашек, т.е. вместо пиджаков;
- декольтированные платья;
- шорты и бриджи;
- сапоги;
- солнечные очки (они также не должны лежать на столах сотрудников и в любых других открытых местах);
- обувь без задника (сабо, тапочки и пр.);
- белые и светло-серые носки c темной обувью;
- прозрачные платья, юбки, блузки.

Допускается носить следующие вещи:

- трикотажные жакеты неярких цветов;

- босоножки с закрытым мыском;

В случае несоответствия внешнего вида сотрудника настоящим правилам он может быть отправлен домой, но время его отсутствия компанией оплачено не будет. За соблюдением правил должен следить один из менеджеров отдела. Но даже менеджер другого отдела или директор вправе сделать замечание сотруднику о недопустимости нарушения правил.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Детали совершенства
Контекст
Корпоративная культура - миф или реальность?
Марина Щедровицкая
Миссия выполнима
Елена Харитонова
Управление репутацией и капиталом
Победа разума над хаосом
Ирина Остаркова
Вопросы корпоративной культуры
Марина Щедровицкая
Правило для творчества
Среда
Время "Ч" для российских PR-специалистов
Сергей Михайлов
Детали совершенства
Медиаполе-2002
Юлия Агеева
Престижные бублики
Новости
Поведение акционерных обществ будет регулироваться кодексом
CERP Students - теперь в России
Яблоко рекламы
Молодежь и политика
Практика
Под чужим брэндом
Сергей Саркисов
PR в небе
Александр Федотовских
Слагаемые успеха - цвет, шрифт, знак
Универсальный язык бизнеса
Юрий Аммосов
"Озеленение" имиджа
Тимон Афинский
Интернет
Навстречу простым решениям
Катерина Медведева
Академия
Корпоративная культура глазами исследователей
Ирина Лаврухина
Гуманитарные фабрики
Dress code
Иван Голунов
Книжный стенд
Мемуары политтехнолога
Екатерина Соколова
1001 вопрос про PR
Юлия Агеева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.