Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Детали совершенства / Контекст

Управление репутацией и капиталом


Статья подготовлена редакцией по материалам агентства Standart& Poor`s
Версия для печати
Послать по почте

Корпоративное управление - инструмент создания стоимости компании
Результативное корпоративное управление является важным элементом эффективного функционирования компании на рынке. Акционеры и иные финансово заинтересованные лица должны иметь доступ к необходимой информации и возможность влиять на руководство компании с целью обеспечения использования активов компании в интересах всех этих лиц. Качество управления компанией оказывает влияние на ее способность исполнять свои финансовые обязательства и максимизировать рыночную стоимость активов фирмы.


Принципы корпоративного управления

Есть множество различных кодексов управления, учитывающих особенности законодательства, структуру органов управления и практику ведения дел в разных странах. Кроме этого, существуют политические, экономические и правовые стандарты. Единой же модели корпоративного управления, которая работала бы во всех странах и компаниях, нет. В англосаксонских странах, например, уделяется максимум внимания акционерам, а в Германии - как акционерам, так и другим заинтересованным лицам (инвесторам и кредиторам).

С учетом этого Консультационная группа коммерческого сектора по корпоративному управлению, работающая при ОЭСР (Организация по Экономическому Развитию и Сотрудничеству), в 1999 году разработала комплект основных принципов корпоративного управления (КУ): честность, прозрачность, подотчетность, ответственность. Они используются как основные критерии при оценке КУ на уровне страны в целом и отдельной компании. Эти принципы составляют основу изложенной ниже методологии, применяемой для составления рейтинга корпоративного управления. Кроме принципов ОЭСР, были использованы также результаты разработки кодексов и правил Всемирного банка, TIAA-CREF, CACG, Европейской ассоциации дилеров по ценным бумагам и другие.

Комплексная оценка деятельности компании

Рейтинг корпоративного управления (РКУ) компании отражает мнение экспертов о том, как компания соблюдает выработанные на основе лучшей практики корпоративного управления кодексы и правила, служащие интересам финансово заинтересованных в этой компании лиц (акционеров и кредиторов). Это не аудит, не кредитный рейтинг, не финансовое консультирование и не рекомендация по осуществлению каких-либо конкретных действий. Кредитный рейтинг, как правило, представляет собой заключение относительно финансовой способности лица выполнять свои долговые обязательства в соответствии с их условиями. РКУ представляет собой комплексную оценку различных аспектов деятельности компании.

Услуга по определению рейтинга корпоративного управления состоит из двух компонентов:

Определение рейтинга компании: сюда входит оценка эффективности взаимодействия менеджмента, совета директоров, акционеров и других заинтересованных лиц. Прежде всего оценивается внутренняя структура и процессы управления в отдельной компании.

Анализ национального фона: оценивается эффективность правовой, нормативной и информационной инфраструктуры в стране. В рамках этого анализа оценивается, каким образом внешние силы на макроэкономическом уровне могут влиять на качество корпоративного управления компании. Это позволяет рассматривать оценки, присваиваемые отдельным компаниям, на международном уровне и сравнивать практики управления в различных странах.

Такие компоненты на микро- и макроуровнях имеют важное значение для практики корпоративного управления. В отдельных компаниях могут быть определены дополнительные факторы оценки.

Рейтинг компании

Аналитики выполняют серии взаимосвязанных наблюдений, руководствуясь набором контрольных вопросов, которые были разработаны таким образом, чтобы полностью осветить качество существующих приемов корпоративного управления. Информация оценивается в соответствии с разработанными агентством Standard & Poor's правилами оценки.

В процессе принимают участие аналитики службы рейтинга корпоративного управления агентства Standard & Poor's. По мере необходимости к процессу могут также привлекаться сотрудники местных юридических фирм и специалисты в области корпоративного управления. Аналитики изучают всю доступную общественности информацию об оцениваемой компании и проводят совещания с руководством и другими лицами, причастными к компании.

Компании присваивается рейтинг корпоративного управления (РКУ). Он отражает заключение аналитиков о том, как компания в своей деятельности соблюдает кодексы и правила лучшей практики корпоративного управления. При этом используется шкала от РКУ-10 (высший рейтинг) до РКУ-1 (низший рейтинг). Кроме того, отдельные баллы по шкале от 10 (высший) до 1 (низший) присваиваются каждому из четырех перечисленных ниже компонентов РКУ.

* Структура собственности
* Отношения с финансово заинтересованными лицами
* Финансовая прозрачность и раскрытие информации
* Состав и практика работы совета директоров

Каждый из перечисленных компонентов оказывает свое влияние на общий процесс присвоения рейтинга. В тех случаях, когда финансовая прозрачность практически отсутствует, оценка других факторов корпоративного управления может оказаться либо невозможной, либо компания получит низкий рейтинг качества управления.

Структура собственности

Понимание структуры собственности компании имеет важнейшее значение, особенно в тех случаях, когда известен держатель контрольного пакета акций либо когда можно де-факто сделать вывод о существовании контрольного пакета акций. Аналитики изучают отношения держателей таких пакетов с компанией, чтобы определить, в какой степени держатель крупного пакета акций действует в интересах всех акционеров.

Прозрачность структуры собственности

Аналитики полагают, что общественности должна в достаточном объеме предоставляться информация относительно структуры собственности компании, включая, если это необходимо, информацию о подлинных владельцах пакетов акций.

Концентрация собственности и влияние со стороны собственников

В случае существования держателей крупных пакетов акций, они не должны оказывать влияние, наносящее ущерб интересам других заинтересованных лиц. Интересы акционеров не должны ущемляться руководством и акционерами-сотрудниками компании.

Отношения с финансово заинтересованными лицами

Важно понимать, как компания соблюдает права финансово заинтересованных лиц, а также то, как строятся отношения между ней и такими лицами: регулярность собраний акционеров, обеспечение доступа на собрания и наличие информации о них. Процессы и процедуры, используемые для уведомления акционеров об общих собраниях, должны обеспечивать равный доступ для всех акционеров.

Порядок голосования и процедуры работы собраний акционеров

Акционеры (не менее 10% обладающих правом голоса) должны иметь возможность созывать чрезвычайное общее собрание. Акционеры должны иметь возможность задавать вопросы совету директоров в ходе собрания, а также вносить вопросы в повестку дня до собрания. Собрание акционеров должно иметь возможность контролировать принятие решений посредством процессов, обеспечивающих участие всех акционеров.

Права собственности

Держатели акций должны иметь возможность ими распоряжаться без каких бы то ни было ограничений. Структура акционерного капитала компании должна быть четкой. Права контроля, присваиваемые акциям одной категории, должны быть едиными и доступными для понимания. Все акционеры должны иметь равные финансовые права, включая право получения справедливой доли прибыли.

Финансовая прозрачность и раскрытие информации

"Прозрачность" предполагает своевременную публикацию адекватной информации относительно результатов производственной и финансовой деятельности компании, а также практики корпоративного управления. Это дает акционерам, кредиторам и директорам возможность осуществлять контроль за деятельностью руководства и компании, способствует созданию четкого представления об истинном положении компании. Опубликование устава компании, внутренних нормативных документов и четко сформулированная цель деятельности компании также способствуют соблюдению высоких стандартов прозрачности.

Качество и содержание раскрываемой информации

Финансовая отчетность и раскрываемая информация должна содержать четкие формулировки и выполняться на высоком уровне.

Сроки раскрытия и доступность раскрываемой информации

Инвесторы и акционеры должны без задержек и осложнений получать доступ ко всей раскрываемой информации. Компания должна иметь сайт в Интернете и размещать на нем годовую отчетность, краткие отчеты и иную важную информацию.

Независимость аудитора компании

Аудиторы должны быть независимы от совета директоров и руководства и не должны быть заинтересованы в эффективной деятельности компании. Кроме того, компания, проводящая аудит, должна иметь хорошую репутацию.

Состав и практика работы совета директоров

Этот аспект определяет роль совета директоров компании и его способность обеспечивать независимый контроль за качеством работы органов управления, обеспечивать открытость работы руководства. Советы директоров с высокой степенью подотчетности характеризуются наличием сильного состава независимых сторонних директоров, обеспечивающих соблюдение интересов всех акционеров.

Структура и состав совета директоров

Структура совета директоров должна обеспечивать справедливое и объективное представление интересов всех акционеров.

Роль и эффективность совета директоров

Совет директоров должен нести общую ответственность за показатели работы компании.

Роль и независимость сторонних директоров

Независимые или сторонние директора должны обеспечивать представление стратегических интересов всех акционеров.

Избрание директоров должно происходить по четкой системе, в которой сами они участвовать не должны.

Выплаты вознаграждения директорам и членам руководства

Директора и члены руководства должны получать справедливое вознаграждение и иметь стимулы для обеспечения успешной деятельности компании. Должна существовать четко сформулированная политика и планы в отношении оценки результатов работы и обеспечения преемственности директоров, являющихся сотрудниками компании.

Анализ национального фона

Анализ национального фона определяет, насколько внешние условия в той или иной стране способствуют или препятствуют здоровой практике управления на корпоративном уровне. Если внешние условия подвержены воздействию политики местных и региональных органов власти, экономической инфраструктуры соответствующего уровня, центр внимания такого анализа может быть смещен для учета соответствующих факторов влияния. Внешний фон может иметь большое значение для определения причин хорошей или плохой внутренней практики управления отдельных компаний. Кроме того, он имеет большое значение для выяснения того, какие права заинтересованных лиц определены существующим законодательством и нормативной практикой. Процесс анализа может дополнительно включать консультации с инвесторами, директорами компаний, юристами, бухгалтерами, представителями нормативных органов, ответственными сотрудниками фондовых бирж, экономистами и соответствующими профессиональными организациями.

Такой анализ в основном сосредоточен на четырех областях.

- Правовая инфраструктура

Эффективная правовая база является необходимым условием здоровой практики корпоративного управления. Юридические права заинтересованных лиц должны быть четко определены. Система правосудия должна обеспечивать последовательное и эффективное применение правовых норм в случае нарушения прав заинтересованного лица.

- Регулирование со стороны органов государственной власти

Для каждой страны характерен собственный режим регулирования, и существующую в каждой стране систему взаимодействия органов власти необходимо понять и оценить.

- Информационная инфраструктура

Здесь оценивается то, насколько стандарты, действующие в той или иной стране, способны обеспечить своевременное предоставление значимой информации. В некоторых странах, (в особенности в странах с развивающимся рынком), стандарты бухгалтерского учета могут быть неполными. В таких случаях рассматривается использование Международных стандартов бухгалтерского учета, Общепринятых принципов бухгалтерского учета США или других стандартов бухгалтерского учета, получивших международное признание.

- Инфраструктура рынка

На практику корпоративного управления оказывают влияние также другие аспекты функционирования рынка, характерные для той или иной страны. Нет никакого основания определять такие факторы как позитивные или негативные по своей природе; их просто необходимо понимать, чтобы видеть полную картину условий, в которых осуществляется корпоративное управление.

Значение оценки национального фона заключается в том, что она показывает степень защищенности, на которую могут рассчитывать инвесторы и прочие финансово заинтересованные лица в случае ухудшения изначально высоких стандартов корпоративного управления той или иной компании.

Формат отчета

Наблюдение за РКУ будет зависеть от характера задания на определение рейтинга. Проект может представлять просто оценку качества управления на определенный момент времени. Но наиболее адекватной формой поддержания рейтингов может быть наблюдение за рейтингом в течение определенного (или бессрочного) периода времени. Такое наблюдение может принимать форму постоянного диалога с компанией и, возможно, предполагать контрольные визиты не менее одного раза в год.

По итогам консультаций с компанией составляется подробный отчет, в котором излагаются основные элементы анализа и содержится общий РКУ, а также отдельные оценки по каждому из четырех компонентов. Отчет должен иметь следующий формат:

1. Вводная часть/обоснование. Здесь представляется общий рейтинг корпоративного управления с обоснованием, а также краткое изложение основных положений оценки отдельных компонентов; здесь же определяются основные преимущества и недостатки, выявленные по каждому компоненту.

2. Справка по компании: Основная информация относительно производственной деятельности, финансового положения, управления и собственности.

3. Методологическая часть:

* Прозрачность структуры собственности
* Отношения с финансово заинтересованными лицами
* Финансовая прозрачность и раскрытие информации
* Состав и практика работы совета директоров и руководства компании


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Детали совершенства
Контекст
Корпоративная культура - миф или реальность?
Марина Щедровицкая
Миссия выполнима
Елена Харитонова
Управление репутацией и капиталом
Победа разума над хаосом
Ирина Остаркова
Вопросы корпоративной культуры
Марина Щедровицкая
Правило для творчества
Среда
Время "Ч" для российских PR-специалистов
Сергей Михайлов
Детали совершенства
Медиаполе-2002
Юлия Агеева
Престижные бублики
Новости
Поведение акционерных обществ будет регулироваться кодексом
CERP Students - теперь в России
Яблоко рекламы
Молодежь и политика
Практика
Под чужим брэндом
Сергей Саркисов
PR в небе
Александр Федотовских
Слагаемые успеха - цвет, шрифт, знак
Универсальный язык бизнеса
Юрий Аммосов
"Озеленение" имиджа
Тимон Афинский
Интернет
Навстречу простым решениям
Катерина Медведева
Академия
Корпоративная культура глазами исследователей
Ирина Лаврухина
Гуманитарные фабрики
Dress code
Иван Голунов
Книжный стенд
Мемуары политтехнолога
Екатерина Соколова
1001 вопрос про PR
Юлия Агеева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.