Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2001/10/c/cont4.htm


Реклама глазами законодателей

Агрессивная реклама табака и алкоголя недопустима
Реклама алкоголя и табака на телевидении была запрещена в 1996 году. В апреле 1997 года при активном участии Общественного совета по рекламе в закон о рекламе были внесены изменения, спор о которых не прекращается до сих пор. Речь идет о статье 16 "Особенности рекламы отдельных видов товаров", в которой регламентируется создание и распространение рекламы алкогольных напитков, табачных изделий, медикаментов и всех видов оружия.

О рекламе алкогольной и табачной продукции распространяются самые разные слухи: кто-то говорит о полном ее запрете, а кто-то прогнозирует ее появление на экранах телевизоров. Чем вызваны жесткие ограничения? Каким еще поправкам подвергнется закон о рекламе в ближайшее время? Существует ли выход из сложившейся затруднительной ситуации вокруг рекламы табачной и алкогольной продукции? На эти и другие вопросы ответил государственный советник Госдумы РФ, консультант Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимир Андреевич Ребриков.

- Государственная Дума РФ готовит поправки к закону о рекламе, в соответствии с которыми объемы рекламы табачных изделий будут постепенно сокращены к 2004-2006 году. Насколько серьезно настроены законодательные органы?

- На данном этапе рекламные кампании табака и алкоголя достаточно агрессивны, этим производители рекламной продукции сами подводят депутатов Госдумы к решению запретить любую форму рекламы этого рода товаров.

Ультиматум таков: если не изменится характер рекламной информации, если в ней не появится социальная направленность, то ей нет места в обществе.

- Правда ли, что крупные западные компании - производители табачной продукции лоббировали запрет рекламы табака на телевидении, для того чтобы не пустить на рынок новые российские марки?

- Я не раз сталкивался с представителями западных компаний и знаю, что у них с точки зрения технологии этот процесс хорошо отработан. И когда идет война за рынок, то они, конечно, такие наработки успешно используют. Увидев резкое отторжение табака обществом на Западе, они переориентировались и быстро подготовили нишу для сбыта своей продукции к нам, в Россию или, например, в Азию. И сделали это очень грамотно. И получилось, что наши производители к этому не готовы. Они оказались один на один с рыночной экономикой, и это можно сравнить с ситуацией на беговой дорожке, где есть профессиональные спортсмены и есть любители, которые находятся в хорошей спортивной форме, но не знают техники. Наши производители - пока только любители. Поэтому еще рано говорить о каком-то равенстве и здоровой конкуренции.

- И все-таки, чем вызвано негативное отношение депутатов Госдумы к рекламе алкогольной и табачной продукции?

- Инициатива убрать из СМИ рекламу табака и алкоголя принадлежит не только государственному аппарату. Ограничение такой рекламы - желание общества, выраженное через депутатов. В первую очередь, законодательство должно защищать права потребителей, а не тех, кто продвигает эту продукцию и получает прибыль.

- А как же свобода информации? Не является ли запрет на рекламу табака и алкоголя нарушением конституционных прав потребителя - ведь он не получает информацию о новой продукции?

- В комитете, который я представляю, существует несколько мнений по поводу рекламы: одни депутаты защищают права предпринимателей, другие - права потребителей. Я, например, придерживаюсь второго мнения. Реклама - это прежде всего право покупателя получать правдивую информацию о рекламируемом продукте. Сейчас же информация, которую потребителям "поставляют" через СМИ, недостоверна и в большинстве случаев антиобщественна. О какой свободе в этом случае может идти речь?

Острее всего стоит вопрос о телевизионной рекламе, потому что она самая действенная и самая агрессивная. Она, образно говоря, врывается в дом. Без предупреждения в эфир поступает информация, на которую приходится обращать внимание. Порой реклама похожа на гипноз. А ведь у телезрителей не спрашивают разрешения на подобное зомбирование. И поскольку способы подачи рекламы не меняются, общество постепенно добивается ее ограничения. Вот почему самым злободневным вопросом является реклама таких "сложных" продуктов, как алкоголь и табак. Общество, в первую очередь, опасается за свое будущее, то есть за здоровье детей.

- Из вашего ответа следует, что реклама - враг человека?

- Ни в коем случае! Я не согласен с мнением некоторых несведущих политиков, которые требуют просто убрать рекламу табака и алкоголя и таким способом решить вопрос здравоохранения. Это неправильный подход. Мы прекрасно понимаем, что без рекламы не будет развитого рынка, но форма, в которой подается информация, заставляет Госдуму принимать решения об ограничении рекламы.

- На сколько, на ваш взгляд, правомерно размещать рекламу пива на телевидении?

- Пиво содержит алкоголь, значит, это алкогольный напиток. Иногда оно оказывает более сильное действие, чем продукция с высоким содержанием алкоголя. Из этого следует, что с рекламой этого продукта надо быть осторожными. А рекламисты нарушают закон, пропагандируя легкую жизнь, которую якобы обеспечивает пиво, вместо того чтобы знакомить с продуктом и торговой маркой. Опять всплывает проблема формы и содержания.

- Россия вступила в Совет Европы, а на территории европейских государств действует конвенция "О трансграничном вещании", допускающая на телеэкранах рекламу алкогольных напитков всех видов. Получат ли наши производители такое же разрешение?

- Я разговаривал с представителями разных рекламных организаций и агентств, которые требуют выпустить рекламу алкогольной и табачной продукции на телеэкран. Как представитель законодательных органов я выдвигаю ответное требование: необходимо совместными усилиями (для того, чтобы все интересы были соблюдены) выработать поправки к закону о рекламе, регламентирующие форму и содержание рекламной информации. Только в этом случае можно рассматривать вопрос о возвращении рекламы алкоголя на телевидение. Обязательно участие специалистов разных отраслей: представителей общественности, депутатов, политиков, экономистов, рекламистов, психологов, - которые выработают определенные нормы и формы подачи рекламной информации.

- Какого рода требования к форме рекламы должны быть учтены в этом случае в соответствующих поправках к закону о рекламе?

- Я считаю, что рекламодатели, во-первых, должны предложить изменения в законе, которые бы упорядочили их поведение на рекламном рынке. Во-вторых, реклама алкоголя должна обязательно сопровождаться информацией, помогающей потребителю удостовериться в подлинности того или иного брэнда. Обязательно должны даваться характеристики продукта, отличающие его от аналогичных. Информация должна подаваться в такой форме, чтобы я как потребитель мог определить, что данная фирма работает только с натуральными винами и что степень подлинности этого товара удостоверяется такими-то защитными знаками. В этом случае реклама будет помогать очищать рынок от поддельной продукции.

Сегодня, по данным Правительства Москвы, из десяти бутылок спиртного только две легальные. Сплошь и рядом производят подделки, так называемую контрафактную продукцию. Она может быть даже не хуже, чем настоящая, но она нарушает права как интеллектуальных собственников, то есть владельцев, брэнда, так и права потребителей.

Я думаю, что сегодня самая главная задача рекламы - уменьшить рынок поддельной продукции в России. Вот на что стоит обращать внимание в первую очередь.

Беседу вела Катерина Медведева

Дата публикации: 18:35 | 28.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.