Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2001 / Стратегии продвижениям / Контекст

Реклама глазами законодателей


Версия для печати
Послать по почте

Агрессивная реклама табака и алкоголя недопустима
Реклама алкоголя и табака на телевидении была запрещена в 1996 году. В апреле 1997 года при активном участии Общественного совета по рекламе в закон о рекламе были внесены изменения, спор о которых не прекращается до сих пор. Речь идет о статье 16 "Особенности рекламы отдельных видов товаров", в которой регламентируется создание и распространение рекламы алкогольных напитков, табачных изделий, медикаментов и всех видов оружия.


О рекламе алкогольной и табачной продукции распространяются самые разные слухи: кто-то говорит о полном ее запрете, а кто-то прогнозирует ее появление на экранах телевизоров. Чем вызваны жесткие ограничения? Каким еще поправкам подвергнется закон о рекламе в ближайшее время? Существует ли выход из сложившейся затруднительной ситуации вокруг рекламы табачной и алкогольной продукции? На эти и другие вопросы ответил государственный советник Госдумы РФ, консультант Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимир Андреевич Ребриков.

- Государственная Дума РФ готовит поправки к закону о рекламе, в соответствии с которыми объемы рекламы табачных изделий будут постепенно сокращены к 2004-2006 году. Насколько серьезно настроены законодательные органы?

- На данном этапе рекламные кампании табака и алкоголя достаточно агрессивны, этим производители рекламной продукции сами подводят депутатов Госдумы к решению запретить любую форму рекламы этого рода товаров.

Ультиматум таков: если не изменится характер рекламной информации, если в ней не появится социальная направленность, то ей нет места в обществе.

- Правда ли, что крупные западные компании - производители табачной продукции лоббировали запрет рекламы табака на телевидении, для того чтобы не пустить на рынок новые российские марки?

- Я не раз сталкивался с представителями западных компаний и знаю, что у них с точки зрения технологии этот процесс хорошо отработан. И когда идет война за рынок, то они, конечно, такие наработки успешно используют. Увидев резкое отторжение табака обществом на Западе, они переориентировались и быстро подготовили нишу для сбыта своей продукции к нам, в Россию или, например, в Азию. И сделали это очень грамотно. И получилось, что наши производители к этому не готовы. Они оказались один на один с рыночной экономикой, и это можно сравнить с ситуацией на беговой дорожке, где есть профессиональные спортсмены и есть любители, которые находятся в хорошей спортивной форме, но не знают техники. Наши производители - пока только любители. Поэтому еще рано говорить о каком-то равенстве и здоровой конкуренции.

- И все-таки, чем вызвано негативное отношение депутатов Госдумы к рекламе алкогольной и табачной продукции?

- Инициатива убрать из СМИ рекламу табака и алкоголя принадлежит не только государственному аппарату. Ограничение такой рекламы - желание общества, выраженное через депутатов. В первую очередь, законодательство должно защищать права потребителей, а не тех, кто продвигает эту продукцию и получает прибыль.

- А как же свобода информации? Не является ли запрет на рекламу табака и алкоголя нарушением конституционных прав потребителя - ведь он не получает информацию о новой продукции?

- В комитете, который я представляю, существует несколько мнений по поводу рекламы: одни депутаты защищают права предпринимателей, другие - права потребителей. Я, например, придерживаюсь второго мнения. Реклама - это прежде всего право покупателя получать правдивую информацию о рекламируемом продукте. Сейчас же информация, которую потребителям "поставляют" через СМИ, недостоверна и в большинстве случаев антиобщественна. О какой свободе в этом случае может идти речь?

Острее всего стоит вопрос о телевизионной рекламе, потому что она самая действенная и самая агрессивная. Она, образно говоря, врывается в дом. Без предупреждения в эфир поступает информация, на которую приходится обращать внимание. Порой реклама похожа на гипноз. А ведь у телезрителей не спрашивают разрешения на подобное зомбирование. И поскольку способы подачи рекламы не меняются, общество постепенно добивается ее ограничения. Вот почему самым злободневным вопросом является реклама таких "сложных" продуктов, как алкоголь и табак. Общество, в первую очередь, опасается за свое будущее, то есть за здоровье детей.

- Из вашего ответа следует, что реклама - враг человека?

- Ни в коем случае! Я не согласен с мнением некоторых несведущих политиков, которые требуют просто убрать рекламу табака и алкоголя и таким способом решить вопрос здравоохранения. Это неправильный подход. Мы прекрасно понимаем, что без рекламы не будет развитого рынка, но форма, в которой подается информация, заставляет Госдуму принимать решения об ограничении рекламы.

- На сколько, на ваш взгляд, правомерно размещать рекламу пива на телевидении?

- Пиво содержит алкоголь, значит, это алкогольный напиток. Иногда оно оказывает более сильное действие, чем продукция с высоким содержанием алкоголя. Из этого следует, что с рекламой этого продукта надо быть осторожными. А рекламисты нарушают закон, пропагандируя легкую жизнь, которую якобы обеспечивает пиво, вместо того чтобы знакомить с продуктом и торговой маркой. Опять всплывает проблема формы и содержания.

- Россия вступила в Совет Европы, а на территории европейских государств действует конвенция "О трансграничном вещании", допускающая на телеэкранах рекламу алкогольных напитков всех видов. Получат ли наши производители такое же разрешение?

- Я разговаривал с представителями разных рекламных организаций и агентств, которые требуют выпустить рекламу алкогольной и табачной продукции на телеэкран. Как представитель законодательных органов я выдвигаю ответное требование: необходимо совместными усилиями (для того, чтобы все интересы были соблюдены) выработать поправки к закону о рекламе, регламентирующие форму и содержание рекламной информации. Только в этом случае можно рассматривать вопрос о возвращении рекламы алкоголя на телевидение. Обязательно участие специалистов разных отраслей: представителей общественности, депутатов, политиков, экономистов, рекламистов, психологов, - которые выработают определенные нормы и формы подачи рекламной информации.

- Какого рода требования к форме рекламы должны быть учтены в этом случае в соответствующих поправках к закону о рекламе?

- Я считаю, что рекламодатели, во-первых, должны предложить изменения в законе, которые бы упорядочили их поведение на рекламном рынке. Во-вторых, реклама алкоголя должна обязательно сопровождаться информацией, помогающей потребителю удостовериться в подлинности того или иного брэнда. Обязательно должны даваться характеристики продукта, отличающие его от аналогичных. Информация должна подаваться в такой форме, чтобы я как потребитель мог определить, что данная фирма работает только с натуральными винами и что степень подлинности этого товара удостоверяется такими-то защитными знаками. В этом случае реклама будет помогать очищать рынок от поддельной продукции.

Сегодня, по данным Правительства Москвы, из десяти бутылок спиртного только две легальные. Сплошь и рядом производят подделки, так называемую контрафактную продукцию. Она может быть даже не хуже, чем настоящая, но она нарушает права как интеллектуальных собственников, то есть владельцев, брэнда, так и права потребителей.

Я думаю, что сегодня самая главная задача рекламы - уменьшить рынок поддельной продукции в России. Вот на что стоит обращать внимание в первую очередь.

Беседу вела Катерина Медведева


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Стратегии продвижениям
Контекст
Самый трудный PR
Марина Щедровицкая
Аспирин - это UPSA
Интервью с Сергеем Топилиным
Реклама в законе
Прививка качественным алкоголем
Армен Варданян
Реклама глазами законодателей
Нужна ли реклама табака в России?
Виктор Васильевич Стефашин
Среда
Мы в зеркале брэндинга
Анна Федорова
Главный приз - собственное будущее
Екатерина Медведева
Водка без брэнда - деньги на ветер
Игорь Крылов
Новости
В Берлине состоялась очередная конференция IPRA
Топ-менеджеры осваивают PR-тематику
РАСО - 10 лет
Реклама - искусство возможного
Практика
Еще раз о репутации
Мария Орджоникидзе
Интернет
Смелее в сеть!
Владимир Серов
Академия
Откуда берутся цены?
Фархад Ильясов
Газетная топография
Анна Федорова
Гуманитарные фабрики
Девушка по имени Martell
Лина Ландо
Журнал для богатых курильщиков
Арсен Гаспарян
Кино для всех
Игорь Фомин, Сергей Суслов
Книжный стенд
Немыслимое искусство
КГ "Имидж-Контакт"
Герой нашего времени - профессиональный пиарщик
Екатерина Медведева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.