Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / СМИ и PR: любить нельзя ненавидеть / Практика

Россию обогатит PR


Вячеслав Степанов
генеральный директор агентства "Три КиТа"
Версия для печати
Послать по почте

Инвесторы должны быть уверены в том, что вкладывать деньги в нашу страну выгодно и безопасно
Investor relations - одно из новых направлений PR-бизнеса в России. До сих пор ему не уделяли должное внимание ни госструктуры, ни корпорации, инвестирующие в различные отрасли экономики. У представителей власти и бизнеса сложилось устойчивое мнение, что инвестиции привлекаются только путем прямых переговоров партнеров. Однако без грамотного PR-сопровождения работа по привлечению инвестиций и их освоению многократно усложняется. К тому же сегодня мало кто понимает, насколько важно не только добиться денежных вливаний из-за рубежа, но и поставить инвестиционный процесс в центр общественного внимания - иначе его эффективность может ощутимо снизиться.


Инвестиции украдкой

Для любого западного инвестора PR-поддержка его проектов - дело обычное. В России же вложение средств зачастую происходит не только без PR-обеспечения, но и вообще без огласки. Инвесторы молчат из соображений секретности, коммерческой тайны, конкурентности, опасения привлечь нежелательное внимание налоговых служб и так далее. Но для многих компаний, особенно для тех, что занимаются разработкой полезных ископаемых, информационная поддержка совершенно необходима. Для того, например, чтобы убедить общественность, что начавшиеся в новом месте нефтяные разработки не наносят вреда экологии, а жителям района даже принесут реальную пользу - создадут рабочие места, улучшат инфраструктуру. Если же о такой информационной поддержке не побеспокоиться, то неприятностей не избежать: как минимум "Гринпис" может провести свои знаменитые акции, способные негативно повлиять не только на ход проекта, но и на репутацию самой компании.

Хлеб-соль - уже не выход

Случилось так, что автору этих строк пришлось заниматься разработкой Investor relations еще в начале 90-х годов, когда в России наблюдался инвестиционный бум и настоящий наплыв западных инвесторов. Тогда, впрочем, обеспечение инвестиционных проектов сводилось к тому, чтобы с русской широтой и хлебосольством встретить иностранных гостей.

Сложности в привлечении инвестиций вызваны не только негативной переменой в восприятии россиянами Запада. Изменилось отношение к проблеме и другой стороны, то есть самих западных инвесторов, которые теперь уверены, что "прежде всего - дело". Так что "хлебом-солью" инвесторов уже не привлечешь: они стремятся воочию убедиться в том, что делать вложения в российскую экономику выгодно и безопасно. Следовательно, работы специалистам в области общественных коммуникаций предостаточно - тем более что от госструктур помощи ждать, как правило, не приходится.

Однако за последние годы ситуация принципиально изменилась. Экономического чуда не произошло, и доверие и к Западу, и Запада оказалось подорванным. Не так давно мы проводили ряд социологических исследований, которые выявили следующую тенденцию: все большее число жителей России считают, что в нынешних проблемах российской экономики есть и вина Запада. По нашим данным, около 80% россиян убеждены, что в стране есть все необходимое, чтобы отказаться от внешних инвестиций. А более половины опрошенных утверждают, что нам и вовсе не нужна никакая помощь от западных стран. Есть, правда, и те, кто считает сотрудничество с Западом целесообразным в таких, например, формах, как совместные предприятия, научные и технические проекты, лизинг. Но подобная точка зрения среди россиян - скорее исключение, чем правило.

Негативную роль играет и шумиха вокруг внешних займов - в частности, разговоры о том, что премьер-министр Михаил Касьянов якобы причастен к пропаже большой денежной суммы. И пусть займы и инвестиции - отнюдь не одно и то же, но определенные социальные группы не видят между ними никакой разницы. И думают примерно так: мол, откуда-то пришли деньги и их кто-то украл, воруют сейчас, а отдавать придется нашим детям. Раскрутка этого сюжета - благодатная почва для противников инвестиций.

Союз пиара и власти

Следует отметить, что специалисты традиционно разделяют два основных направления в Investor relations: во-первых, PR государства в целом, во-вторых, продвижение регионов и конкретных региональных предприятий. В вопросах привлечения западных инвестиций особенно велика роль первой составляющей, поскольку инвестор вкладывает деньги не просто в тот или иной проект или предприятие, а в страну в целом. Поэтому можно сказать, что в идеале все государство должно представлять собой единую систему PR. И тем не менее на федеральном уровне формированием общественного мнения относительно инвестиций, по сути, никто целенаправленно не занимается. Никакой государственной идеологии в этом плане нет, и каждая PR-фирма реализует инвестиционные заказы исходя лишь из собственных представлений. На региональном же уровне позитивные примеры наблюдаются, но они пока единичны. Словом, формирование политики по привлечению инвестиций исходит не "сверху", то есть от властей предержащих, а "снизу" - от независимых PR-агентств, другими словами, от частного к общему.

Есть примеры грамотной инвестиционной политики региональных властей. Уже около года наше агентство выполняет заказ администрации Красноярского края. Суть его в том, чтобы привлечь внимание инвесторов, обеспечить информационную поддержку и сопровождение различных проектов, а также повысить внимание общественности к этой деятельности. Оговоримся сразу, что непосредственной работы с инвесторами агентство не ведет, так как мы не являемся специалистами по содержательным вопросам проектов, требующих инвестиций. Но подготовить общественность к восприятию этих проектов - задача не менее важная. Демонстрируя техническую сторону проекта, но игнорируя при этом его значимость с точки зрения общественного мнения, инициаторы выполняют лишь половину своей задачи.

Гордость за малую родину

В Красноярском крае сложилась идеальная ситуация с точки зрения промоции региона, что облегчает и PR-обслуживание конкретных проектов. Во-первых, край привлекателен для инвесторов богатыми природными ресурсами и возможностью внедрить новые технологии. Во-вторых, руководство региона понимает важность процесса привлечения инвестиций не на сиюминутные цели, а для реализации долгосрочных стратегических задач, и создает адекватную законодательную базу.

Кроме того, красноярская администрация проводит стратегические программы презентации региона. Одна из них - программа "Сибирь на рубеже веков", призванная показать все богатства края и возможности в целом. Весной в рамках этой инициативы была проведена представительная международная конференция. На презентации красноярских проектов присутствовали не только потенциальные, но и уже давно работающие в крае иностранные инвесторы. Кстати, они выступали в роли своеобразных инвестиционных гарантов.

Готовя каждую конференцию такого рода, мы проводили тщательную работу со СМИ, организовывали встречи журналистов с интересующими их инвесторами. В результате эффект в работе с общественным мнением был достигнут. Да и жителям края нам важно было показать, что их регион развивается динамично и им интересуются инвесторы. Мы учитывали, что сибиряки - люди степенные, вдумчивые и не ожидающие мгновенного решения всех проблем края. Информационную работу с ними мы ориентировали на формирование у людей гордости за их малую родину.

Ядерные отходы приносят доходы

Впрочем, специалисты по Investor relations отнюдь не ограничиваются лишь осуществлением проектов по промоции регионов, а выполняют порой самые неожиданные задачи. Например, наше агентство вело проект, связанный с проблемой захоронения отработанного ядерного топлива. Этот вопрос весьма актуален для России в целом, но особенно остро стоит он в Челябинске, Железногорске Красноярского края и некоторых других регионах. Допустим, строится атомная станция и ядерные источники энергии рано или поздно отрабатывают свой ресурс. Что с ними делать? Сооружаются специальные хранилища, одно из которых находится как раз в Железногорске и заполнено лишь на треть.

В этом плане одна из проблем заключается в несовершенстве федерального законодательства, ведь по действующим законам в Россию нельзя ввозить ядерные отходы из-за рубежа. Исключение делается лишь для топлива с тех зарубежных станций, которые мы строим, например, на Украине. Естественно, за это Украина платит нам деньги, но суммы здесь в несколько раз меньше, чем стоимость ядерных отходов зарубежных стран. Казалось бы, вполне логично и выгодно было бы брать швейцарские и другие зарубежные ядерные отходы, а взамен получать весьма значительные средства, которые реально присутствуют на мировом рынке. Ведь это тоже своего рода инвестиции, которые позволили бы построить новые хранилища и заводы по переработке топлива.

Нужен PR для промоции IR

Российские "зеленые" категорически против этого. Их лозунг известен - "Не дадим засорить страну!" Но ведь в любом случае придется хранить российское топливо, а денег на то, чтобы устроить это профессионально и по-настоящему безопасно, на отечественном рынке не хватает. Так, в том же Железногорске было начато строительство завода по переработке ядерных отходов и брошено на полпути, в результате чего огромные средства оказались замороженными. И если ситуация останется без изменений, через десять лет мы столкнемся с серьезными экологическими проблемами: старое хранилище заполнено, нового не построено, нет и завода по переработке отходов.

Оказывается, ведущие страны на этом рынке, как это ни парадоксально, - Англия и Франция. Почему богатые и благополучные государства занимаются этим бизнесом? Причина проста: во-первых, он приносит прибыль, а во-вторых, при правильном подходе достаточно безопасен. И наша задача в данном проекте была в том, чтобы через публикации в различных СМИ разъяснить общественности, что на эту проблему нельзя закрывать глаза. А также, что она может и должна решаться разумно и цивилизованно - не с помощью демонстраций, а путем обсуждения, привлечения мнений экспертов.

Опыт показывает, что потенциал, стоящий за развитием Investor relations, по-настоящему огромен. Но еще до конца не осознан теми, кто сегодня принимает решения. Так что нельзя исключать, что вскоре потребуются специальные PR-проекты для промоции Investor relations как особой и перспективной сферы деятельности пиарщиков.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






СМИ и PR: любить нельзя ненавидеть
Контекст
Третья, информационная
Даниил Дондурей
Осенние замороз(ч)ки медиа-рынка
Алексей Панкин
Как власть употребляет СМИ
Елена Фомина
СМИренные зрители
Николай Попов
Телепиарщики стригут купоны
Оксана Беркут
Рынок печати: еженедельники рванули вперед
Светлана Ермоченкова
Памяти Андрея Щербакова
Среда
PR и СМИ
Марина Щедровицкая
Пресса и PR: любить нельзя ненавидеть
Леонид Бершидский
Агентская плата
Михаил Маслов
Кризис еще не катастрофа
Наталья Кожевникова
"Треугольник" станет многогранником
Александр Моисеев
Второй рейтинг PR-агентств: новые правила и старые проблемы
Практика
Новая информационная реальность
Россию обогатит PR
Вячеслав Степанов
Мнение
Медиа-рынок должен быть прозрачным
О странной любви телезвезд к папарацци
Юрий Богомолов
Интернет
Копия популярнее оригинала
Иван Давыдов
Академия
Зомбирующий эффект
Эллиот Аронсон
Гуманитарные фабрики
Роликовые заклинания
Юлия Попова
Магистр
"Президенты" избираются в Форосе
Анна Федорова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.