Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / СМИ и PR: любить нельзя ненавидеть / Мнение

О странной любви телезвезд к папарацци


Юрий Богомолов
телекритик
Версия для печати
Послать по почте

В отношениях ТВ с газетами сложностей и проблем не меньше, чем у телеканалов с Кремлем. Претензии телевизионщиков к "шавкам" из газет примерно те же, что у Кремля к "шавкам" с каналов: вы не так нас отражаете, ничего не понимаете, не конструктивно критикуете, позволяете себе нас учить, ничего не видите положительного, дезинформируете и так далее. Словом, могущественная четвертая власть в эфире по части самомнения ничем не отличается от первых трех.

Есть еще одна обида телевизионщиков на газетчиков: вы паразитируете на нашей популярности, говорят первые. Но и она не оригинальна. Она в рамках общего счета, что предъявляют звезды кино, эстрады, политики к папарацци. С другой стороны, как презираемые папарацци не могут жить без звезд политики и шоу-бизнеса, так и уважаемые его акулы не способны обойтись без неуважаемых прилипал. Похоже, конфликтующие стороны связывает неосознанный ими принцип дополнительности Нильса Бора.

Это видно хотя бы потому, что ни одно популярное издание не может обойтись без того, чтобы не отводить дорогостоящую площадь газеты под публикацию телепрограмм. С размножением каналов растут объемы публикаций: сначала была одна полоса, потом разворот, на очереди - четырехстраничная вкладка. Множатся издания, специализирующиеся только на теле- и радиопрограммах. К примеру, "ТВ-Парк" и "Семь дней".

Телевидение все эти годы отвечало взаимностью, хотя и не столь горячей. Где-то в начале 90-х на первом канале появилась непринужденно-ироничная программа "Пресс-экспресс" - обзор ежедневных газет. Она носила отчетливо выраженный авторский характер. Появилась она в тот момент, когда наблюдался газетный бум, и передача Алексея Егошина взяла на себя труд лоцмана в море печатных текстов. По мере снижения читательского интереса программа сначала была сдвинута с "прайма", затем задвинута глубоко за полночь. Потом она эмигрировала на РТР и закончила свое существование около года назад на ТВЦ.

Тем не менее и в пору, когда наша страна уже вроде превратилась из страны читающей в страну по преимуществу глазеющую, федеральное ТВ не оставило своим вниманием печатные издания - на каждом канале в новостной программе существует рубрика, в которой дается обзор наиболее значимых для общества публикаций. На НТВ одно время выходила не просто обзорная, но аналитическая программа Александра Герасимова. В ней телевизионный журналист вчитывался в газетные материалы, сопоставлял их, оценивал, выявлял ту или иную тенденцию. То есть занимался примерно тем, что делают газетные журналисты в отношении телевизионных передач. Скоро, однако, выяснилось, что зрителям это не очень интересно. Программа имела почти нулевой рейтинг, и канал был вынужден отказаться от нее. Правда, в этом сезоне планируется возрождение передачи. Но уже не совсем ради зрителей. Она по замыслу должна стать инструментом в информационной войне, которая разгорелась сразу после финиша президентской кампании: программа будет не просто обозревать печать, но и полемизировать с ней.

Это нечто новое: телевидение с аудиторией, исчисляемой миллионами, ввязывается в дискуссию с газетой, у которой счет читателей идет на тысячи. Этот случай - крайность, свидетельствующая лишь о том, что наши СМИ пребывают все еще в зазеркалье: у них все еще не отлажен функциональный механизм. Они иногда слишком увлекаются ролью агента влияния коммерческой группы или политической структуры. Пример тому - сегодняшнее НТВ. И не до конца осознали свою роль как агента зрительского интереса. Связано это скорее всего с тем обстоятельством, что у нас нормальная рыночная конкуренция протекает в условиях информационных войн, не прекращающихся ни на один день.

В нормальных условиях, то есть при информационном мире, печатные и электронные СМИ занимаются взаимным пиаром по умолчанию. ТВ транслирует для широкой публики животрепещущие газетные и журнальные сюжеты, отыскивает их героев, с тем чтобы представить их зримо, воочию, приглашает в эфир известных и авторитетных газетных журналистов, а также публицистов. Газеты же представляют читающей публике раскрученных персонажей ТВ, судят и пересуживают их достоинства, вытаскивают на обозрение все, что связано с их закадровой жизнью. Возможна и серьезная аналитика программ, углубленная рефлексия по поводу собственно телевизионного репертуара. Причем ярко субъективная. Недаром столь заметен у газетной аудитории спрос на телеобзоры.

Впрочем, в механизме взаимодействия ТВ и печати есть фактор абсолютно внерыночный. ТВ и радио по природе - нечто синхронное, сиюминутное. Газета, журнал, не говоря о книге, - это уже диахрония, нечто развернутое во времени, нечто более материальное, вещественное, словом, то, что можно потрогать. Эфирная картинка - вот она есть, а вот ее нет. То, что она записана, овеществлена, - это в психологическом отношении не имеет никакого значения. В этом смысле телекартинка не воробей: вылетела - не поймаешь. "Поймать" ее способно записанное и напечатанное слово о ней. В этом и заключен принцип дополнительности, завязывающий в один коммуникационный узел эфирное ТВ и печатную прессу.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






СМИ и PR: любить нельзя ненавидеть
Контекст
Третья, информационная
Даниил Дондурей
Осенние замороз(ч)ки медиа-рынка
Алексей Панкин
Как власть употребляет СМИ
Елена Фомина
СМИренные зрители
Николай Попов
Телепиарщики стригут купоны
Оксана Беркут
Рынок печати: еженедельники рванули вперед
Светлана Ермоченкова
Памяти Андрея Щербакова
Среда
PR и СМИ
Марина Щедровицкая
Пресса и PR: любить нельзя ненавидеть
Леонид Бершидский
Агентская плата
Михаил Маслов
Кризис еще не катастрофа
Наталья Кожевникова
"Треугольник" станет многогранником
Александр Моисеев
Второй рейтинг PR-агентств: новые правила и старые проблемы
Практика
Новая информационная реальность
Россию обогатит PR
Вячеслав Степанов
Мнение
Медиа-рынок должен быть прозрачным
О странной любви телезвезд к папарацци
Юрий Богомолов
Интернет
Копия популярнее оригинала
Иван Давыдов
Академия
Зомбирующий эффект
Эллиот Аронсон
Гуманитарные фабрики
Роликовые заклинания
Юлия Попова
Магистр
"Президенты" избираются в Форосе
Анна Федорова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.