Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/9/c/14


Рынок печати: еженедельники рванули вперед

Не секрет, что за определенную мзду телевизионные пиарщики размещают в эфире положительные материалы о политиках и бизнесменах. Обороты PR-средств на телеканалах на порядки больше, чем в прессе.

"АиФ" остается лидером

Если обратиться к читательской аудитории Москвы, то за последние четыре года ее объем практически не изменился: в 2000 году, как и в 1996-м, 90% взрослого населения столицы признались в том, что по-прежнему охотно читают прессу. Однако при этом происходит перераспределение читательских предпочтений между различными сегментами периодики (диаграмма 1, где 1000-7000 - количество респондентов):

- неуклонно уменьшается число читателей ежедневных газет. За последние четыре года эти потери составили 43%. На сегодняшний день совокупная московская аудитория ежедневной периодики составляет менее трети общей аудитории прессы, или 2 046 300 человек;

- доля читателей еженедельных изданий за то же время возросла на 40% и составляет сегодня 3/4 рынка прессы. В 2000 году еженедельники оказались среди москвичей в 2,3 раза популярнее ежедневных газет, в то время как в 1996 году симпатии читателей к этим изданиям распределялись почти поровну;

- доля читателей ежемесячных журналов увеличилась в 1,8 раза и составляет сегодня более половины аудитории прессы. Она уступает аудитории еженедельников, но превышает аудиторию газет почти в два раза.

В результате этого перераспределения читательских предпочтений весной 2000 года на долю ежедневных газет пришлось менее трети всех читателей прессы, на долю ежемесячных журналов - около 60%, на долю еженедельников - 76%.

Ущерб понесли практически все газеты. Самыми значительными (от 2/3 до 3/4 аудитории) оказались потери "Известий" (-71%), "Труда" (-63%), "Комсомольской правды" (-60%). В два раза уменьшились московские аудитории "Российской газеты" (-53%), "Московского комсомольца" (-52%) и "Сегодня" (-50%). В несколько лучшем положении оказался "Коммерсантъ" (-32%).

Любопытно, что лидеры общероссийского рынка - "Труд" и "Известия" - понесли наибольший ущерб на рынке московском, лишившись до 3/4 своей столичной аудитории. В несколько лучшем положении оказалась "КП" - в столице она утратила 2/3 своих прежних читателей.

Эксперты Gallup Media подразделили еженедельники на четыре большие группы: общие и деловые газеты, деловые журналы, развлекательные газеты и развлекательные журналы.

Итак, самыми популярными у москвичей еженедельными изданиями являются общие и деловые газеты. В 2000 году к их читателям причислила себя половина всей аудитории еженедельников, что на 42% больше, чем четыре года назад. Второй по популярности сегмент еженедельников - развлекательные журналы. Их аудитория возросла в 2,3 раза, вплотную приблизившись к аудитории общих и деловых изданий (48% всех читателей еженедельников). Получается, что каждый третий читатель еженедельников предпочитает развлекательные и семейные газеты.

Несмотря на некоторые колебания объемов читательской аудитории за четыре года, лидером среди изданий этого сегмента остается газета "АиФ", опережающая "МК-воскресенье" по объему аудитории в 2 раза, а "толстушку" в 4,4 раза.

На долю развлекательных еженедельников приходится 27% читательского рынка всех еженедельных изданий в Москве. Безусловным лидером среди них остается газета "Мегаполис-Экспресс". Динамичный рост популярности еще одного издания этого сегмента - "Мира новостей" - позволил ему занять вторую позицию в рейтинге.

В целом совокупная аудитория цветных информационно-аналитических изданий в Москве невелика - 460 500 человек (8% москвичей). Понятно, что чтение этих изданий - удел представителей среднего класса (людей с высокими и средними доходами в Москве - от 5% до 10%).

Вместе с тем за четыре года аудитория этих журналов увеличилась на треть: "Эксперта" - в 7 раз, "Профиля" - в 5 раз, "Денег" - в 1,6 раза, "Итогов" - в 1,5 раза, "Власти" - на 24%.

График 1. Динамика изменений объемов московской читательской аудитории
График 2. Динамика изменений объемов московской читательской аудитории
График 3. Динамика изменений объемов российской читательской аудитории

Спрос на деловую информацию

Год назад читательская аудитория центральной прессы в России составляла 65% взрослого населения страны, в 2000 году - 56%. Эта тенденция отразилась на всех типах изданий - газетах, еженедельниках и ежемесячниках. При общем падении интереса к центральной прессе аудитория ежедневных газет уменьшилась на треть, еженедельников - на 14%, ежемесячников - на 5%. Наиболее популярным в регионах остается чтение еженедельников - на них приходится 3/4 всей аудитории прессы. Чтение ежемесячных журналов предпочитают 57% читателей периодики, а центральных ежедневных газет - 14%.

В 2000 году по сравнению с 1996 годом региональная аудитория еженедельников увеличилась на 25%. Особенно возлюбили читатели развлекательные журналы. Это произошло на фоне отказа россиян от чтения общих и деловых газет (-14%), развлекательных газет (-5%) и развлекательных журналов (-5%). В то же время за прошедшие годы значительно увеличилась совокупная аудитория цветных информационно-аналитических журналов - на 47%.

По-прежнему в структуре аудитории еженедельников преобладают читатели общих и деловых газет (72%). Читателей развлекательных журналов - 30%, а развлекательных газет - 21%. Доля деловых журналов в совокупной аудитории еженедельников - 5%.

В целом, 33 942 400 россиян (или 64%) хотя бы раз в полгода берут в руки какое-либо еженедельное издание, что на 8% меньше, чем три года назад.

Рост популярности деловых еженедельных журналов в России за последние четыре года сказался на увеличении численности читателей каждого из них. Исключение - "Коммерсантъ-Власть": аудитория журнала уменьшилась на 44%. Аудитория "Эксперта" выросла в 3,2 раза и составила в 2000 году 192 300 человек.

Дата публикации: 23:17 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.