Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / СМИ и PR: любить нельзя ненавидеть / Контекст

Телепиарщики стригут купоны


Оксана Беркут
журналист
Версия для печати
Послать по почте

Не секрет, что за определенную мзду телевизионные пиарщики размещают в эфире положительные материалы о политиках и бизнесменах. Обороты PR-средств на телеканалах на порядки больше, чем в прессе.

"Черный список" - крутые цены

Далеко не всем даже известным политикам и бизнесменам удается показать себя в печатном издании и тем более на телеканале. Владельцы газет и журналов, радио и телеканалов обычно составляют "черный список" нежелательных для них персон. Попадание в список, впрочем, не означает для данной персоны полного запрета - просто расклад цен за услуги для них начинается с других цифр, порой в десять раз больших, чем для людей вне "черного списка".

К примеру, в период думской кампании пресс-секретарь Сергея Шойгу откровенно говорила, что канал ОРТ работает главным образом на движение "Единство". Неудивительно, что ни Юрий Лужков, ни Геннадий Зюганов не могли "позитивно высветиться" в какой-либо передаче этого канала. Немало пришлось потрудиться пресс-службе "Отечества", чтобы "пропихнуть" на ОРТ хоть какого-то представителя своего движения. Получалось это редко и лишь с "отечественниками" не столь известными, как Евгений Примаков и Юрий Лужков. Коммунисты, как правило, заполняли лишь положенный им бесплатный эфир.

С учетом котировки "самого первого" канала суммы запрашивались там основательные - порядка 50 тыс. долларов за участие кандидата в одной из вечерних политпрограмм. Эти расценки оказались самыми высокими в ходе думской кампании. Правда, до сих мало кому известны расценки, установленные руководством НТВ за особый вид услуги для кандидатов - обещание не выдавать в эфир собранный на них компромат.

В то же время кандидатам с солидными бюджетами было проще работать с НТВ в ноябре-декабре прошлого года. Рекламный отдел канала заранее назвал каждой партии сумму, которую та должна заплатить за участие ее представителей в дебатах или в других передачах. Многие так и не смогли проскочить через "финансовое сито" НТВ. При этом в отличие от ОРТ люди Гусинского не гнушались и деньгами коммунистов.

Телекомпании, не имеющие своего эфирного времени (типа Авторского телевидения - АТВ), также стремились заработать путем заключения договоров с телеканалами на подготовку определенных программ. Делалось это через рекламные отделы, но до тех пор, пока каналы не решали сами завладеть деньгами наиболее рейтинговых проектов. В результате некоторые политики оказывались вынужденными проплачивать и АТВ, и ОРТ одновременно.

Технология сотрудничества

Так пиарщики работали в открытую, то есть "по-белому". Но активно задействовались и "черные" технологии. В российской практике существует несколько подходов к взаимодействию с телеканалами. Самый дешевый способ, но не дающий полной гарантии, это работа напрямую с корреспондентом. Пресс-служба или PR-агентство организует, например, пресс-конференцию ведомого им кандидата с тем, чтобы создать информационный повод. Затем корреспонденту предлагается уже подготовленный сюжет, который имеет шанс быть размещенным в новостной или в любой другой информационной программе. В случае успеха корреспондент кладет оговоренную сумму в собственный карман.

Другой способ - работа агентств с редактором какой-либо программы. В этом случае цены заметно возрастают, равно как и гарантии прохождения материала. Правда, если агентству удается самостоятельно "организовать" информационный повод, то реализация материала обходится ему дешевле. Если нет, то цена "проекта" возрастает. Договариваться с редактором пиарщики стараются заблаговременно, чтобы тот успел вовремя отправить корреспондента на место событий и убедить вышестоящего начальника в необходимости данного материала "для зрителя". Под определенного клиента агентства заказывают и тему целой передачи, готовят для нее сценарии и снимают отдельные сюжеты.

Взаимодействие агентств с радиостанциями выстраивается по той же схеме. Но на радио свои проблемы: кандидат должен уметь правильно говорить. Если человек не в состоянии внятно произносить слова, то не поможет никакой монтаж. Финансовые расценки на радио практически такие же, что и в печатной прессе, но рассчитываются не по строкам, а по минутам эфирного времени.

В отпуск "за свой счет"

Технические особенности взаимодействия пиарщиков с телевизионщиками во многом зависят от специфики менеджмента на канале. Самая простая система на НТВ: у каждой новостной программы свой ответственный редактор, который оценивает подобранные корреспондентами материалы и выпускает их в эфир. Редактор придерживается определенной политики канала, но согласовывать с руководством свои действия ему не нужно. Поэтому на НТВ весьма удобно работать непосредственно с корреспондентами. Техника проста: снимается фактура, монтируется заранее заготовленный текстовой сюжет. Это все логично привязывается к текущим событиям и вставляется в программу "Сегодня". Надо отметить, что перед парламентскими выборами подготовленные разными PR-агентствами "новости" ставились в программу в зависимости от того, кто больше заплатит. Если клиент за ту или иную "новость" выкладывал меньшую сумму, чем конкурент, то его "заявка" реализовывалась в менее рейтинговое время эфира. Схемы, понятно, работали неофициально. Как, впрочем, и в других СМИ.

Примерно такую же систему сотрудничества выстраивали пиарщики и с РТР. Правда, в последнее время цены на услуги размещения материалов на канале поползли вверх. Вероятно, это связано с усилиями государства в повышении значимости РТР в глазах россиян.

Большие сложности возникали во взаимодействии пиарщиков с ОРТ: там все сюжеты, так или иначе касающиеся "государственных проблем", требовалось согласовывать с генеральным директором. Первый канал не торопился "с колес" выдавать информацию о многих событиях, ожидая их оценки другими телеканалами. Все новостные программы строго отслеживала их директор Татьяна Кошкарева. Такая же ситуация складывалась и в других отделах. О спорных моментах сразу докладывалось гендиректору. Поэтому с корреспондентами ОРТ пиарщикам работать было бесполезно - в любой момент материал мог быть снят с эфира. Приходилось за большие суммы "согласовывать" материалы на уровне высшего начальства. Да и те начальники от своих "обязательств" нередко срочно уходили в отпуск ("за свой счет").


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






СМИ и PR: любить нельзя ненавидеть
Контекст
Третья, информационная
Даниил Дондурей
Осенние замороз(ч)ки медиа-рынка
Алексей Панкин
Как власть употребляет СМИ
Елена Фомина
СМИренные зрители
Николай Попов
Телепиарщики стригут купоны
Оксана Беркут
Рынок печати: еженедельники рванули вперед
Светлана Ермоченкова
Памяти Андрея Щербакова
Среда
PR и СМИ
Марина Щедровицкая
Пресса и PR: любить нельзя ненавидеть
Леонид Бершидский
Агентская плата
Михаил Маслов
Кризис еще не катастрофа
Наталья Кожевникова
"Треугольник" станет многогранником
Александр Моисеев
Второй рейтинг PR-агентств: новые правила и старые проблемы
Практика
Новая информационная реальность
Россию обогатит PR
Вячеслав Степанов
Мнение
Медиа-рынок должен быть прозрачным
О странной любви телезвезд к папарацци
Юрий Богомолов
Интернет
Копия популярнее оригинала
Иван Давыдов
Академия
Зомбирующий эффект
Эллиот Аронсон
Гуманитарные фабрики
Роликовые заклинания
Юлия Попова
Магистр
"Президенты" избираются в Форосе
Анна Федорова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.