Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/9/c/10


Как власть употребляет СМИ

Высшее руководство России и депутаты всех уровней не имеют достаточно времени на чтение газет и просмотр телепрограмм, поэтому для них создана отдельная сфера услуг - адресное пресс-обслуживание.

Каждый день на столе депутатов появляется стандартный набор ежедневных газет - "Коммерсантъ", "Время МН", "Время новостей", "Российская газета"; и журналов - "Власть", "Итоги" и "Российская Федерация сегодня". Издания распространяются по почтовым ящикам народных избранников и госчиновников. Набор изданий периодически изменяется, но не скудеет - на смену одной газете приходит другая. Причем сами редакции принимают решение о бесплатном распространении своего продукта в Госдуме, Совете федерации и администрации президента - способ саморекламы.

Некоторые издания, такие как "Общая газета", "Литературная газета", "Версты", "Российская Федерация", журнал "Огонек" и всякая партийная мелочевка (типа газет ЛДПР и СПС), пачками по 200-300 штук раскладываются в вестибюлях Госдумы. "Новую газету" всегда можно получить во фракции "Яблоко".

Остальные центральные и региональные издания распространяются по подписке. Каждый комитет Думы, фракции и вице-спикеры пользуются правом подписки на все существующие издания из средств госбюджета.

Кроме газет парламентариям поступают еженедельные дайджесты аналитических центров (например, фонда "Реформа" Мартина Шаккума - "Еженедельный мониторинг развития политической ситуации в России"; центра "ИНДЕМ" Георгия Сатарова - "Партинформ", освещающий деятельность партий в России). В них анализируются события прошедшей недели в сфере политики и бизнеса. Если "Мониторинг", основываясь на общеизвестных событиях вокруг президента, делает свои выводы и встраивает гипотезы о дальнейшем развитии ситуации в целом по стране, то "Партинформ" перечисляет события по датам, сопровождая их высказываниями лидеров тех или иных партий.

Чем проще, тем лучше

Политики и бизнесмены часто не в силах воспринимать весь объем предлагаемой им даже аналитической информации. Поэтому сотрудники пресс-служб обязаны вычленять из потока информации и класть на стол шефу статьи, представляющие интерес. Это не просто стопка газет с выделенными маркером статьями. Каждый газетный или журнальный материал отдельно отксеривается, аккуратно обрезаются лишние клочки бумаги. Полученная стопка разбивается по наиболее актуальным на каждый день темам: политика внутренняя и международная, экономика, общество и так далее. Пресс-секретарь должен также кратко пояснить, что шефу, на его взгляд, следует прочесть в первую очередь, и ввести его в курс кулуарных разговоров в Думе.

Этой методики решил, в частности, придерживаться руководитель ФЭП Глеб Павловский, создавая свою газету "Информационно-политическая картинка дня". Впрочем, это скорее не газета, а дайджест - информационный листок формата А-3, поступающий ежедневно на стол крайне ограниченному кругу подписчиков, одним из которых является президент России.

Идея создания "газеты" родилась в ФЭП примерно четыре года назад. Ей предшествовали подготовленные фондом стратегические доклады о президентских выборах ("Президент в 1996 году: сценарии и технология победы"), в которых анализировалась реакция электората на то или иное сценарное действие предвыборного марафона, оценивались шаги конкурентов, описывалась механика влияния на работу СМИ. Однако сотрудники администрации порекомендовали ФЭП избавиться от "заумных" фраз. Тогда Павловский стал выпускать еженедельный информационно-аналитический бюллетень. Но и здесь удача ему не улыбнулась: чиновников мало интересовала аналитика, и бюллетень вскоре также канул в Лету. Тем более что экс-президент Борис Ельцин, пояснил корреспонденту "Со-общения" источник в администрации, вообще не читал прессу, а о ситуации в стране узнавал главным образом от "лиц, особо приближенных".

Картинка дня

Работа ФЭП над дальнейшим упрощением информации для чиновников продолжалась. В итоге и получился ежедневный аналитический дайджест на одном листе бумаги, печатающийся не в типографии, а на цветном принтере. Помимо статей он густо напичкан таблицами и графиками, отражающими доли негативных и позитивных публикаций о президенте и премьере, рейтингами политиков. Специально перечисляются значимые заголовки центральной и региональной прессы и соотношения основных тем дня. Вкратце здесь описываются негативная пропаганда в СМИ по отношению к лидерам основных партий и движений, скандалы и конфликты, отдельно выделяются "заказные" материалы. В зависимости от происходивших наиболее значимых событий прошедшего дня даются и мнения региональных лидеров или депутатов Госдумы об их заседаниях, предоставляются цифры голосования одного из наиболее насущных законопроектов или постановлений. Представлены в этом издании обсуждения деятельности правительства и ожидания СМИ в связи с каким-то очередным действием президента, то есть единомоментное отношение общества к определенным действиям властей или ситуации в стране.

Аналитика в дайджесте представлена на основе ночной обработки утренних газет и журналов, вечерних теле- и радиопередач, обзора информагентств и Интернета. Работа над "газетой" обычно завершается в шесть утра. Выпускают ее посменно несколько редакторов, которые сами обрабатывают лишь часть данных, а основную работу проводит информцентр ФЭП, ежедневно обрабатывающий примерно 600 региональных и центральных источников включая более 500 печатных изданий, 22 телеканала, 34 ленты агентств. Массив статей выглядит так: общее число материалов - более 6,5 тысячи, в том числе общественно-политические - около 2,5 тысячи, статьи печатных СМИ - около 3,5 тысячи, сообщения на лентах агентств - около 3 тысяч, сюжеты телевыпусков - около 200.

В результате получается информация настолько ценная, что порядок доступа к ней определяет глава президентской администрации. Да и подборка в "газете" такова, что при ее беглом просмотре вполне возможно получить представление о настроениях в обществе. Читать "газету" Павловского Владимир Путин начал незадолго до инаугурации. А спустя два месяца затребовал на стол и оригиналы некоторых печатных изданий с распечатками аналитических телепрограмм. Но рабочий день в Кремле начинает президент с чтения дайджеста ФЭП - правда, не могу утверждать, что каждый.

Дата публикации: 23:17 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.