Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Информационная мобилизация кремля / Магистр

Диплом не гарантирует успеха


Анна Федорова
корреспондент журнала "Со-общение"
Версия для печати
Послать по почте

Если выпускник PR-факультета не "обкатался" на практике
Торжественные выпуски-2000 на PR-факультетах состоялись. Старательные и усидчивые студенты с наслаждением помахивают заветными "корочками". Родных и близких дипломы впечатляют вполне, а вот потенциальных работодателей - не всегда. Теперь молодому специалисту предстоит провести первую и, пожалуй, самую важную в его жизни PR-кампанию по промоции себя самого. Предстоит убедить потенциального работодателя в том, что именно он соответствует длинному списку требований к кандидату, что именно он обладает нужными знаниями, необходимой в этой профессии интуицией и первичными навыками практической работы. Словом, заставить руководителя поверить, что без данного сотрудника ему никак не обойтись.


Владимир Фролов, заместитель генерального директора по управлению проектами КГ "ИМИДЖ-Контакт":

- Кадры - вопрос номер один для любого агентства, потому что наш бизнес основан на конкретных людях, на их профессионализме, на их личностных качествах, на их опыте. Есть классный специалист - будет классный проект. Нет классного специалиста - и как бы ты ни старался, будет стандартная программа. Поэтому кадровая политика для консалтинговых компаний - это дело номер один. Она складывается из следующих составляющих: как найти нужного специалиста, как удержать его у себя и как организовать его жизнь таким образом, чтобы он мог развиваться сам и наращивать мощь всей компании. А развиваться он может по разному: во-первых, он может учиться, во-вторых, должен овладевать опытом - то есть должны быть постоянные проекты.

В настоящее время в сфере развития общественных связей работают профессионалы самых разных направлений. Любопытно, что многие из тех, кто сейчас вполне преуспевает в сфере PR, в студенческие годы вряд ли помышляли, что будут заниматься подобной деятельностью. Отечественные PR-структуры создавались людьми, получившими дипломы по самым разным, но в основном гуманитарным специальностям. Это прежде всего журналистика, социология, психология, политология, история, культурология и так далее. В России факультеты, которые готовят специалистов по "связям с общественностью" или по "коммуникационному менеджменту", появились относительно недавно, и тем не менее сегодня возможность специализироваться в этой области предоставляют уже более пятидесяти российских вузов.

Между тем престиж и, следовательно, востребованность данной профессии сегодня настолько высоки, что недостаток мест на факультетах в вузах повсеместно обусловил переполненность всевозможных платных курсов, семинаров и тренингов. Отчасти и поэтому в настоящее время сами специалисты по развитию связей с общественностью утверждают, что их отрасль в России практически сформирована, определена некая "расстановка сил" на рынке, где каждая компания имеет устойчивую общественную репутацию и деловую специализацию.

Означает ли это, что критерии рекрутирования потенциальных работников также определены и диктуются общей стратегией развития компании? Само понятие "кадровая политика" предполагает, что на рынке труда есть достаточное количество квалифицированных специалистов и руководители компании могут выбирать работников, предъявляя им дифференцированные требования.

Вот три основных вопроса, ответы на которые, с нашей точки зрения, отражают сущность кадровой политики российских PR-агентств и консалтинговых компаний:

1. Каким образом осуществляется подбор специалистов?
2. Чего работодатели ждут от своих служащих?
3. Имеют ли выпускники "профильных" факультетов хорошие шансы на то, чтобы получить работу в сфере PR и консалтинга?

Вакансии были и есть

В PR-среде, да и за ее пределами, распространено мнение, будто PR-агентства тяготеют к крайней закрытости, к некому гомеостазу, то есть к постоянству существующей структуры и кадрового состава. Из этого представления нередко делается вывод, будто без рекомендации инсайдеров (уже работающих в агентствах специалистов) "внедриться" в сферу PR практически невозможно. Этот миф имеет под собой некоторые основания, прежде всего потому, что в компаниях, работающих в жестких конкурентных условиях, корпоративный дух и личные связи играют чрезвычайно важную роль на всех стадиях деятельности.

В то же время специалисты, работающие в известных PR-агентствах, утверждают, что их компании используют самые различные способы привлечения новых сотрудников. И впрямь, при самом беглом поиске в Сети можно обнаружить не менее тридцати-сорока открытых вакансий (только в крупных фирмах) в области PR, рекламы и консалтинга. Помимо размещения объявлений о вакансиях на собственных сайтах, PR-структуры достаточно часто пользуются услугами агентств по подбору персонала. В частности, на сайте www.rupr.ru постоянно высвечивается не менее пятнадцати предложений. Несколько реже используются печатные издания - в агентстве "Михайлов и Партнеры" нам назвали, например, Moscow Times и "Известия".

Открытые вакансии можно найти практически на всех уровнях кадровой иерархии и по всем направлениям деятельности PR-агентств. Тем не менее существуют некоторые нюансы, связанные с внутренней структурой компаний. Например, в КГ "ИМИДЖ-Контакт" работают штатные специалисты (как правило, менеджеры, аналитики, креаторы) и привлеченные специалисты - в том числе и менеджеры по отдельным проектам (маркетологи, психологи, социологи). Учитывая, что PR - это работа на конечный результат, агентства создают кадровую базу под отдельные проекты, для которых нужны специалисты различного профиля.

Владимир Фролов:

- Существует миф о том, что каждый специалист по связям с общественностью занимается "придумыванием". Это далеко не так. Креаторы - это действительно чрезвычайно важная профессия в рекламе и в PR. Нельзя быть легкомысленным и утверждать, что "креативить" могут все. Хороший креатор - это большая редкость. Но в области PR есть своя профессиография, свои "профессии", такие как копирайтеры, спичрайтеры, креаторы, аналитики, менеджеры, администраторы - список можно продолжать. Новичку нужно четко определиться, в качестве кого он хочет строить свою карьеру. Может быть, для этого ему и придется сначала заниматься всем понемножку, но в итоге он должен осознать, в чем хотел бы специализироваться.

У студентов, обучающихся на PR-факультетах, есть еще одна неплохая возможность обратить на себя внимание потенциальных работодателей. Руководители крупных московских PR-агентств читают лекции и работают со студентами в таких учебных заведениях столицы, как МГУ, МГИМО, ГУУ, Институт культуры, ГУ "Высшая школа экономики". Для некоторых выпускников это, конечно, дополнительный шанс на "гладкое" трудоустройство. Но, разумеется, не для всех: хорошее взаимодействие с преподавателем в аудитории отнюдь не всегда оборачивается для студента радужными профессиональными перспективами. Похоже, сегодня потенциальные работодатели еще недостаточно высоко оценивают качество "профильного" образования в сфере общественных связей.

Теория, конечно, важна, но...

Впрочем, большинство студентов, обучающихся по специальности "связи с общественностью", убеждено в том, что в современной России эта отрасль развивается наиболее динамично, и они, безусловно, найдут работу по специальности. В такой самооценке, конечно, больше юношеского максимализма, помноженного на веру в счастливое будущее, чем реализма.

Владимир Фролов:

- Для того чтобы осуществить проект, выполнить конкретные задачи, нужен опыт. Представьте себе молодого специалиста в ситуации, когда к нему обращается клиент с просьбой организовать кампанию, акцию или провести исследование. При этом клиент, как правило, не знает, что конкретно ему нужно. Когда такую задачу получает человек, только что закончивший вуз, то он оказывается в затруднительном положении. Он никогда этого не делал. Он об этом слышал или читал. Нам не нужно, чтобы он рассказывал мне, что такое PR и чем PR отличается от рекламы. Нам нужно другое: чтобы он написал грамотное предложение, которое понравится клиенту. Чтобы клиент сказал: да, это то, что мне нужно, и я готов заплатить за данный проект. После вуза студенты обычно готовы к участию в проектах, но не к самостоятельной разработке их. На сегодняшний день нам не нужно много людей, которые были бы готовы только к участию. Нужны люди, способные принимать решения и отвечать за результат.

Получается, что вчерашние студенты могут в принципе претендовать на должности в "производственной" части агентства, да и то если уже приобрели опыт подобной работы. Один из путей получения такого опыта еще во время учебы - практика или неоплачиваемая стажировка в PR-агентствах. Как правило, специалисты, преподающие в вузах, благосклонно относятся к тому, что их студенты "приходят учиться на реальных проектах". Однако сейчас "ИМИДЖ-Контакт" постепенно отходит от этой практики. Причина тому, увы, простая - недостаток времени. Руководители консалтинговой группы полагают, что к практике студентов нужно относиться серьезно, а у штатных работников зачастую не хватает времени тщательно "опекать" стажеров.

Еще один путь обретения молодыми людьми практического опыта - это участие в студенческих организациях данного профиля. В России наиболее известна Российская ассоциация студентов, изучающих "общественные связи" (РАСиОС). Молодежные организации помогают студентам получить представление о необходимых навыках и перспективах своей профессиональной деятельности. В настоящее время РАСиОС разрабатывает для студентов, специализирующихся в развитии общественных связей, проект "Биржа труда", который позволит молодым специалистам лучше ориентироваться в процессе трудоустройства.

Во имя клиента

Сфера РОС (развития общественных связей) в России прогрессирует достаточно динамично. Это обстоятельство, а также ситуация конкуренции с западными агентствами вполне объясняют жесткие требования, которые работодатели предъявляют к потенциальным сотрудникам.

Вот одно из стандартных объявлений о вакансиях в Imageland PR: "Требуется аccount Manager по работе с зарубежными клиентами. Условия: высшее образование, английский язык, опыт в самостоятельном ведении крупных PR-проектов для зарубежных клиентов, включая все стадии работы. Желательно наличие полезных деловых связей в СМИ, PR-среде..." В подобных объявлениях на сайте "Михайлов и Партнеры" (www.prnet.ru) общим требованием является также "идеальный письменный и устный русский язык".

Требования к новым специалистам достаточно высоки, однако они дифференцируются в зависимости от конечной цели того или иного проекта. Если говорить о "стартовых условиях", то опыт журналистской, аналитической, психологической работы может оказаться весьма полезен. Приветствуется опыт работы в госструктурах и в области рекламы. Показательно, что условие наличия высшего образования, как правило, не конкретизируется и чаще всего не подразумевает высшего гуманитарного образования или высшего образования в сфере гуманитарных технологий. Похоже, что работодатели, как и сами студенты, не склонны преувеличивать ценность и значение диплома по специальности "связи с общественностью".

Дмитрий Бородин, агентство "Михайлов и Партнеры", руководитель отдела корпоративного консультирования:

- Агентство видит залог успеха в реализации клиентоориентированной политики, основанной на союзе менеджер-специалист. Этим определяются и требования к персоналу, в частности, при наборе кадров. Общие ориентиры при проведении аттестации, ревизии проектов, каждодневной работе с клиентами следующие: успешность деятельности в целом, расширение проекта (деятельности), удовлетворенность клиентов, удовлетворенность сотрудников, работающих с руководителем. Более дифференцированные требования диктуются внутренней структурой компании: понятно, что требования к сотрудникам департамента по привлечению клиентов, департамента по работе с клиентами или департамента сервисов и подрядов различны. Но все они подчинены главной задаче - работе на клиента.

Несмотря на сложность и трудоемкость отбора, необходимо заметить, что на рынке в настоящее время достаточно большое число квалифицированных специалистов. Прежде всего это люди, прошедшие школу PR во внутренних структурах крупных компаний, а также специалисты, приехавшие из-за рубежа. Мы также охотно берем на работу выпускников вузов, прежде всего МГУ, МГИМО, института "RISK", специалистов с дипломом MBI.

Считается, что слишком высокие требования, указанные в объявлениях о вакансии, могут отпугнуть потенциальных работников. Так, рекрутеры из агентства "Михайлов и Партнеры" стараются учитывать еще около двух десятков параметров (кроме перечисленных), но при этом считают нецелесообразным с ходу "оглашать весь список" требований к кандидату.

Индивидуал в командной игре

Интуитивная уверенность студентов в том, что самое главное это демонстрация упорства и желания работать, - имеет под собой некоторые основания. Личные качества потенциального работника действительно играют решающую роль. Но не следует недооценивать и важности такого требования, как умения кандидата работать в команде. Комментируя устойчивый миф о закрытости PR-сообщества, молодые специалисты утверждают, что самое сложное - это "попасть в команду" и адаптироваться к новым условиям. Поэтому при отборе работников рекрутеры стараются выявлять степень психологической совместимости кандидата с коллективом, в котором ему предстоит работать.

Вот приблизительный список личных качеств, которыми должен обладать кандидат (информация из агентства "Михайлов и Партнеры"):

- точное выполнение своих обязанностей;
- работа "на клиента";
- коллективизм и комфортность при работе в коллективе;
- здоровый образ жизни;
- знание английского языка;
- профессиональное развитие;
- креативность;
- универсальность;
- знание рынка клиента;
- умение вести несколько работ одновременно;

Кроме того, как правило, особо выделяется фактор устойчивости кандидата к стрессу и его готовность работать вне обычного режима.

Бесспорно, эти качества должны быть "приложением" к высокой компетентности и профессионализму. Однако "специфика службы" и творческий в общем-то характер деятельности специалистов по развитию общественных связей позволяют надеяться на то, что талант и здоровые амбиции студентов, которые выбрали для себя "профессию, основанную на интуиции", все-таки будут востребованы.

Учиться и учиться

Высокий конкурс при приеме на факультеты public relations многими студентами воспринимается чуть ли не как гарантия их будущей престижной работы и безбедной жизни. Однако вряд ли стоит впадать в подобные иллюзии: после получения заветной "корочки" от выпускника потребуется еще немало усилий, прежде чем он ощутит себя полноценным специалистом и утвердится в этом качестве среди коллег.

По мнению директора Лондонской школы PR Джона Дальтона, современный пиарщик должен обладать следующими качествами:

1. Уметь писать внятные тексты.
2. Вести беседу в нужном русле, сопротивляясь попыткам партнера сменить тему беседы.
3. Мыслить категориями бизнес-задач: заботиться об увеличении продаж или прибыли клиента.
4. Выслушивать партнера и четко определять суть его высказываний.
5. Неукоснительно соблюдать сроки взятых на себя обязательств.
6. Безукоризненно владеть компьютером, активно использовать Интернет.
7. Бегло владеть иностранным языком.
8. Уметь работать в команде.
9. Мыслить творчески и неординарно.
10. Уметь представлять свою работу в выгодном свете.

PR-агентства заинтересованы в формировании отечественной школы развития общественных связей. И уже есть серьезный задел: в России существуют оригинальные разработки в этом направлении, методики и концепции, адаптированные к отечественной специфике РОС; действуют образовательные институты, цель которых - передача и распространение интеллектуальных новаций. Однако качество образования зависит во многом от эффективности взаимодействия между PR-структурами и вузами данного профиля. Стратегия же развития всех крупных PR-структур предполагает дополнительное обучение и постоянное повышение квалификации их персонала. Словом, связка учеба-практика становится все более прочной.

Антон Чичилимов, руководитель проектов РОС агентства "Михайлов и Партнеры" с марта 1999 года

- Приехав в Москву из Тирасполя, поступил не в тот институт, в который хотел: в Институте стран Азии и Африки почему-то стали требовать прописку, а в Институте им. Мориса Тореза - справку из туберкулезного диспансера. Поступив в итоге на географический факультет МГПИ им. Ленина постоянно подрабатывал, в основном переводчиком и гидом по Москве, - обычный удел немосквича, живущего в общежитии.

Профессиональную карьеру начал в 1992 году - еще студентом четвертого курса. Мне позвонил знакомый и сообщил, что в Москву приехал его приятель-американец, который займется здесь любопытным бизнесом: будет консультировать Анатолия Чубайса, для чего ему требуется "толковый двуязычный персонал". Американец, как потом выяснилось, оказался одним из руководителей компании Sawyer Miller Group, которая взялась консультировать PR-сопровождение Всероссийской программы приватизации.

Сейчас, спустя восемь лет, интересно вспомнить, что благодаря этой компании тогда не только я приобщился к PR-бизнесу, но сделали свой выбор и такие ныне признанные пиарщики, как Андрей Трапезников (сейчас начальник департамента по работе со СМИ РАО "ЕЭС"), Юрий Котлер (в настоящее время работает консультантом в Центре стратегических исследований при правительстве РФ), Алексей Кондратьев (топ-менеджер PRPG) и многие другие.

Когда ищешь место для трудоустройства, то полезно хоть немного представлять себе проблемные зоны бизнеса потенциального работодателя. Тогда ты интересен и виртуально полезен руководству компании.


Марианна Дихтярь, директор по работе с клиентами агентства специальных проектов "Ювэрс"

- После окончания в 1986 году филологического факультета МГУ я была распределена в школу-новостройку, которую, кажется, не построили до сих пор. Поиски работы привели меня в справочно-информационный отдел Библиотеки им. Ленина. Затем была аспирантура Литературного института, которую я закончила в 1992 году.

Проболтавшись без работы около полугода, по случайному газетному объявлению попала в риэлтерскую компанию "Вавилон" - расселяла коммуналки и продавала квартиры. Через некоторое время стала работать в рекламном отделе: мои "таланты" совпали с потребностями компании. С этого все и началось. Когда закончились "золотые времена" в риэлтерском бизнесе, в компании начались сокращения. Я перешла на работу в рекламный отдел. Пришлось делать все: от составления медиа-планов и организации пресс-конференций до рисования рекламных макетов для прессы и написания статей, речей и даже частушек. Училась "по ходу дела" на практике, скупала всю литературу по рекламе, PR, маркетингу.

Затем меня пригласили поработать в проекте по "раскрутке" нового журнала. Занималась и организацией массовых мероприятий (первый московский автомобильный фестиваль "Экзотика-97" - наших рук дело), и планированием рекламных кампаний, и продвижением торговых марок, писала рекламные тексты, поработала в наружной рекламе.

Специального образования нет, периодически возникает мысль о втором образовании, но учеба ограничивается чтением специальной литературы.

Уверена, что при желании работу можно найти всегда. Правильным и эффективным считаю поиск работы через агентства по трудоустройству. В этом я смогла убедиться как на собственном опыте, так и на опыте моих друзей. С какого-то момента работа меня стала находить сама.

 


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Информационная мобилизация кремля
Контекст
Государство - это "он"
Александр Шумилин
Без мобилизации информресурсов Кремлю не обойтись
Сергей Марков
Репутационный прорыв невозможен
Петр Неев
Президентские Думы
Елена Фомина
У власти наконец дошли руки разгрести медиа-завалы
Среда
Усиление государственного PR: благо или угроза для независимых агентств?
Михаил Беглов
Рефлексия в интересах PR-отрасли
Александр Моисеев
Рейтинг как неизбежность
Борис Новинский
PR-рейтинги по-английски
Владимир Данилов
Без правильного PR компании не разбогатеют
Сергей Михайлов
Практика
PR-усилия НАТО не безупречны
Китайский PR: от Конфуция до Цзян Цзэминя
Евгений Верлин
Атаковать конкурентов не словом, а делом
Ирина Шелекетова
Повторение пройденного перед новым стартом
Марина Щедровицкая
Мнение
Государство не усиливается, а воссоздается
Петр Щедровицкий
Интернет
Чиновники в Сети
Иван Давыдов
Академия
В поисках обратной связи
Игорь Задорин, Елена Молчанова
Магистр
Диплом не гарантирует успеха
Анна Федорова
Конкуренты для мэтров
Анна Федорова
Новости
Философия PR-доверия
АКОС против хед-хантеров
"Сплетни" запущены в Сеть
Имидж России будут улучшать из Лондона
Бизнес озабочен репутацией страны


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.