Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Информационная мобилизация кремля / Интернет

Чиновники в Сети


Иван Давыдов
Фонд эффективной политики
ivand@russ.ru
Версия для печати
Послать по почте

В России Интернет пока не стал средством общения власти и населения

Приступая к анализу ситуации с представлением государственных органов в Интернете, априори можно выделить проблемы, с которыми неизбежно должны столкнуться разработчики такого рода сайтов.

Первая и, пожалуй, главная: большинство россиян идут в Интернет "за новостями", рассматривая Сеть в качестве источника информации. Правительственные же ресурсы таковыми не являются - властные структуры, хоть и генерируют информационные поводы, но сравнивать их, например, с редакцией web-журнала неуместно.

Отсюда вытекает вторая проблема: возможность оказаться в вакууме и остаться без потребителя. Безусловно, правительственные ресурсы просто не могут ориентироваться на широкую публику. Они остаются каналами специфической информации, адресованной относительно узкому кругу заинтересованных потребителей. Однако представители этого узкого круга куда более требовательны, чем мифический "рядовой пользователь" социологических отчетов. Их могут привлечь две вещи - эксклюзив и оперативность. И сайты госструктур должны либо удовлетворять спрос, либо... смириться с ролью презентационных картинок, существующих с непонятно какой целью. Вроде как дань моде.

Проблема адресата является одним из проявлений отчужденности власти, причем не только в Интернете. Не секрет, что большинству интернет-пользователей малоинтересно то, что происходит в коридорах власти. Наши соотечественники привыкли существовать в особой, независимой от государства системе координат. О власти они вспоминают только в экстремальных ситуациях. Соответственно, задача любых информационных каналов государства, в том числе и сетевых, - заставить граждан изменить сформировавшееся отношение. А способов принудить сограждан больше интересоваться делами власти не так много. В частности, разработчики государственных PR-стратегий склоняются к тому, чтобы доводить число экстремальных ситуаций (в которых гражданин так или иначе начинает зависеть от государства) до максимума. Хотелось бы, понятно, иных решений - пусть даже более ресурсоемких.

Зачем госструктурам Интернет

Кроме того, существует и обратная проблема. Журналисты привыкли обозначать словом "власть" громадное количество людей, занятых в сфере госуправления. Интенция власти, интенция тех, кто стоит наверху, реализуется лишь в том случае, если политическим лидерам удается суммировать векторы усилий этого значительного числа людей. В России даже наиболее прогрессивные высшие чиновники, ответственные за распространение информации, не всегда понимают, зачем им Интернет. Простой и ясный ответ на вопрос такого рода появится только тогда, когда Интернет по своему статусу будет сопоставим с традиционными средствами массовой информации. Стоит ли говорить о том, сколь велика инерция менеджеров среднего госзвена, получивших сверху приказ разработать сайт и непосредственно контактирующих с программистами. Ведь госструктур, выходящих на web-сайты, на данный момент крайне мало. Госорганизация любого уровня, поставив себе цель заиметь сайт, вынуждена обращаться к частным разработчикам.

Попробуем сформулировать условия, при которых сетевые сайты госорганов могут стать посещаемыми.

Во-первых, сайт должен просто хорошо выглядеть, поскольку он являет собой подобие визитной карточки владельца. Качественный современный дизайн, соответствие требованиям времени на уровне структуры и технологий обязательны для любого сайта, а для правительственного, пожалуй, в первую очередь. Можно, разумеется, пренебречь российской интернет-аудиторией, сославшись на ее малочисленность. Но недооценивать иностранных посетителей российской Сети не стоит. Показателен пример с Борисом Немцовым: в бытность вице-премьером он стал одним из первых российских чиновников высшего ранга, открывших собственный официальный сайт. Тот оказался достаточно посещаемым, но проведенный анализ показал, что большую часть пользователей составляли не россияне, а иностранцы (главным образом из США и Европы).

Во-вторых, сайт должен оперативно обновляться. Возможности Интернета позволяют свести разрыв от появления новости до ее публикации буквально к нескольким минутам. И пожалуй, на сегодняшнем этапе развития российской Сети это единственное качество, благодаря которому Интернет может конкурировать с традиционными информационными каналами.

В-третьих, информация должна быть эксклюзивной. И для государственных ресурсов эксклюзив - чуть ли не единственная возможность привлечь пользователей.

И наконец, в-четвертых, интерактивность. Ничто не привлекает пользователя сильнее, чем возможность напрямую задать вопрос представителям власти или просто поделиться мнением о предпринимаемых ими действиях. Второе заманчиво еще и потому, что теоретически Интернет предоставляет возможность высказываться анонимно.

А про Ельцина забыли

Теперь зададимся вопросом: насколько основные сайты госорганов отвечают описанным требованиям? Начать стоит с "Официальной России" (http://www.gov.ru) - своеобразного входного портала, объединяющего ссылки на внушительное количество официальных web-ресурсов, от сайта президента РФ до страниц местных администраций.

Даже в 1998 году, когда сайт был открыт, его внешний вид не поражал воображения. А сегодня тем более он не может быть витриной российских госорганов: с тех пор ни разу не менявшийся дизайн уместнее смотрелся бы, например, на личной странице какого-либо одинокого энтузиаста, не очень близко знакомого с интернет-технологиями.

Стоит, однако, посетителю перейти к другим страничкам сайта, как та самая первая уже покажется вполне удачной. Мысль о единстве структуры и оформления, видимо, никогда не посещала разработчиков. Подобное делалось в 1998 году, когда русский Интернет переживал пору своего детства. Но с тех пор многое изменилось.

Предполагалось, что gov.ru станет доменной зоной, внутри которой будут располагаться сайты различных властных органов. На сегодняшний день это исполнено только для Совета безопасности (http://www.scrf.gov.ru/), Совета Федерации (http://www.council.gov.ru/), Государственной думы (http://www.duma.gov.ru/), и правительства (http://www.government.gov.ru/). Президент обитает на другом домене третьего уровня (http://president.kremlin.ru/), а судебные органы - на самых разнообразных сайтах. Равно как и каждое министерство имеет свой сайт.

Подробного рассмотрения из всех перечисленных ресурсов заслуживают только сайты президента и правительства. Все прочие - монстры образца того самого 1998 года, одного взгляда на которые опытному пользователю достаточно для того, чтобы сделать вывод о бессмысленности их повторного посещения. Стоит также отметить, что сайты обновляются крайне нерегулярно, как правило, новая информация появляется на них с опозданием в день-два (и это в лучшем случае!). Использовать эти сайты трудно даже в качестве справочников: почти на всех есть протокольные, малосодержательные биографии чиновников, довольно бедные подборки (естественно, критические материалы отсутствуют) публикаций из прессы, да разные нормативные акты, регламентирующие работу того или иного органа. Словом, о надеждах на эксклюзив лучше забыть.

Сайт президента появился незадолго до победы Путина на выборах. После отставки Ельцина там долгое время маячила надпись "Извините, в стадии разработки". Что точно отражало ситуацию, но давало повод для иронии. Теперь сайт открыт, структура его довольно стандартна, а внешний вид - вполне приемлем, по крайней мере, по сравнению с прочими государственными ресурсами. Пресс-служба работает достаточно оперативно: сообщения публикуются по мере их появления, то есть, переходя на принятый в Интернете профессиональный жаргон, "в режиме реального времени". Прямо на сайте президенту можно задать вопрос при помощи специальной формы или написать письмо. Специальная форма для вопроса - стандарт в Интернете, на прочих перечисленных сайтах есть только адрес для писем (без малейших пояснений, кто, собственно, эти письма читает). Но и на счет президентского сайта не стоит обольщаться: несмотря на то, что место под архив ответов предусмотрено, самих ответов в архиве нет. Кроме того, не вполне понятен факт отсутствия на сайте какой-либо информации о Борисе Ельцине. Это не личная web-страница Путина, а сайт президента РФ, и логично было бы найти на нем историю института президентства и людей, занимавших этот пост. По крайней мере, в Штатах, где президентов насчитывается существенно больше, чем у нас, аналогичный сайт отдает должное всем предшественникам Билла Клинтона.

Заплати и спи спокойно!

Сайт правительства РФ был обновлен в конце 1999 года. С точки зрения дизайна, структуры и используемых технологий он практически безупречен. При открытии сайта поговаривали, будто его разработкой занимался ФЭП. Спустя полгода руководство фонда подтвердило эти догадки.

Сайт оперативно обновляется, содержит обширную информационную базу по структурам и персоналиям, входящим в правительство, но вот интерактивной связи с посетителями на нем не предусмотрено вовсе.

Безусловно, бывают положительные исключения - попытки активной работы с Сетью. На сайте Министерства по налогам и сборам (http://www.nalog.ru/), например, можно найти анекдоты на животрепещущую тему уплаты налогов. Впрочем, правомерен вопрос, насколько такое уместно на официальном сайте. Но зато на этом да и на любом другом министерском сайте можно отыскать столько ошибок и нарушений правил "хорошего тона", что простое их перечисление займет слишком много места. В целом возникает ощущение, что при разработке сайтов министерств (да и большинства других госорганов) ответственные чиновники даже не задумывались о том, чтобы обратиться к профессиональным консультантам. А ведь недостатка в последних сегодня нет. Разработка сайтов поручается, видимо, то ли первому встречному, то ли хорошему знакомому - вне зависимости от его профессиональных качеств. Не правда ли, обычное в России дело при распределении господрядов?

В целом же создается ощущение, что государственные мужи в массе своей не особенно понимают, зачем им Интернет. Если учесть, что многие из них (и это не анекдот!) не знают, как включается компьютер, то и неудивительно. Может быть, мобильные телефоны с доступом в Интернет, а равно и одна из последних инициатив правительства США, которое заявило о начале реализации мегапроекта по объединению всех госресурсов в портал, изменят отношение российских чиновников к Сети. Впрочем, одна фотография Путина, читающего какую-нибудь Ленту.Ру, оказалась бы, наверное, в тысячу раз эффективнее.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Информационная мобилизация кремля
Контекст
Государство - это "он"
Александр Шумилин
Без мобилизации информресурсов Кремлю не обойтись
Сергей Марков
Репутационный прорыв невозможен
Петр Неев
Президентские Думы
Елена Фомина
У власти наконец дошли руки разгрести медиа-завалы
Среда
Усиление государственного PR: благо или угроза для независимых агентств?
Михаил Беглов
Рефлексия в интересах PR-отрасли
Александр Моисеев
Рейтинг как неизбежность
Борис Новинский
PR-рейтинги по-английски
Владимир Данилов
Без правильного PR компании не разбогатеют
Сергей Михайлов
Практика
PR-усилия НАТО не безупречны
Китайский PR: от Конфуция до Цзян Цзэминя
Евгений Верлин
Атаковать конкурентов не словом, а делом
Ирина Шелекетова
Повторение пройденного перед новым стартом
Марина Щедровицкая
Мнение
Государство не усиливается, а воссоздается
Петр Щедровицкий
Интернет
Чиновники в Сети
Иван Давыдов
Академия
В поисках обратной связи
Игорь Задорин, Елена Молчанова
Магистр
Диплом не гарантирует успеха
Анна Федорова
Конкуренты для мэтров
Анна Федорова
Новости
Философия PR-доверия
АКОС против хед-хантеров
"Сплетни" запущены в Сеть
Имидж России будут улучшать из Лондона
Бизнес озабочен репутацией страны


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.