Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Информационная мобилизация кремля / Контекст

Президентские Думы


Елена Фомина
корреспондент журнала "Со-общение"
Версия для печати
Послать по почте

Кремлевский PR выходит из "серой" зоны
Важнейшей составляющей имиджа России как демократического государства является реализация на деле, а не только в декларациях, принципа разделения властей, независимости каждой из ветвей власти и повседневное конструктивное взаимодействие органов исполнительных и законодательных. С декларированием этого принципа в России 90-х годов дела обстояли вполне благополучно - он является одним из столпов ныне действующей Конституции. Нельзя отказать первому президенту Борису Ельцину в искренности его намерений претворять этот принцип в жизнь. По крайней мере, до тех пор, пока окончательно не ясно, что политические цели и установки Кремля и думского большинства расходятся настолько, что их конструктивное взаимодействие становится маловероятным.


Размывая оппозицию

В этих условиях гласная PR-поддержка кремлевских законопроектов в большинстве случаев оказывалась неэффективной: депутаты принимали в штыки практически все предложения, исходившие из окружения Ельцина. И наоборот: президент то и дело возвращал думцам одобренные ими, но не устраивавшие его законопроекты. В результате выбор для администрации оставался невеликим: либо, как в 1993 году, в очередной кризисный момент вновь крушить "фасад демократии", то есть разгонять Думу, либо действовать методами "серого" PR, то есть путем достижения негласных договоренностей с руководителями фракций и отдельными депутатами.

Набор последних известен: Кремль предлагал "интересным" для него лицам с Охотного ряда квартиры, машины, дачи, открывал счета в российских и зарубежных банках. Время от времени отдельные представители оппозиционных партий приглашались во властные структуры - в том числе и на министерские посты. Самые яркие примеры - назначение в 1997 году активного члена фракции КПРФ Валентина Ковалева министром юстиции, тогда же - Сергея Калашникова (второго по значимости во фракции ЛДПР) министром по труду и социальной политике и Михаила Задорного (также второго номера, но фракции "Яблока") министром финансов. Эти примеры лишь видимая часть "айсберга" механизма взаимоотношений администрации и Думы. Кремль приглашал целый ряд активистов оппозиционных партий на менее заметные, но не менее влиятельные посты заместителей руководителей госведомств или включал их в руководящую команду крупных промышленных предприятий, контролируемых государством. Пример тому - Михаил Гуцериев (ЛДПР), возглавивший в 1999 году госкомпанию "Славнефть". Чаще всего "оппозиционеры" охотно принимали подобные приглашения, поскольку тем самым они не только обретали все упомянутые атрибуты высокого социального статуса, но и доступ к рычагам управления, которые они использовали для процветания курируемого ими лично или их фракциями бизнеса. Потенциал же оппозиционности первой и второй Дум постепенно размывался, что облегчало Кремлю возможность проводить некоторые важные для него законопроекты (например о госбюджете).

Важно при этом иметь в виду, что в своих публичных демаршах и президент, и левое думское большинство старались сохранять свои имиджи взаимных антагонистов в том, что касалось принципиальных направлений развития страны. Борис Ельцин тщательно лелеял имидж гаранта развития России в направлении сближения с Западом, а думцы делали все, что в их силах, дабы воспрепятствовать этому сближению, взяв на себя исполнение роли "главного борца с международным империализмом". Именно поэтому не только открытые договоренности с лидерами левых, но и публичные контакты с ними, Кремль сводил до минимума и представлял не более чем "рабочей формальностью". Вспомним, как замглавы кремлевской администрации Сергей Ястржембский, по-своему трактуя интересы президента, попытался в сентябре 1998 года осуществить несанкционированный контакт с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым. Немедля он был отправлен в отставку.

В теплой, дружественной обстановке

В качественно иной ситуации оказался Владимир Путин: по результатам парламентских выборов 1999 года он не только обзавелся внушительным большинством своих достаточно твердых сторонников (прежде всего фракций "Единство" и СПС), но и без особых усилий добился "правильного" поведения со стороны еще недавнего главного оппонента - фракции ОВР. Налаживанию такого взаимопонимания с властью немало способствовал и руководитель фракции Евгений Примаков, сразу после инаугурации Путина публично восстановивший с ним "давние дружеские отношения". Президент также не замедлил вознаградить своего видного соратника по спецслужбам, назначив его руководителем (на общественных началах) Государственной комиссии по активизации урегулирования конфликта вокруг Приднестровья.

В результате Кремль опирается сегодня на внушительное большинство нижней палаты, и ему уже нет нужды во взаимоотношениях с Думой делать главную ставку на "серый" PR. Как показывает история с триумфальным прохождением в нижней палате законопроектов по реорганизации системы госуправления (в частности проекта "О принципах формирования Совета Федерации"), все еще огромный политический и административный ресурс Владимира Путина позволяет его пиарщикам работать "по-белому".


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Информационная мобилизация кремля
Контекст
Государство - это "он"
Александр Шумилин
Без мобилизации информресурсов Кремлю не обойтись
Сергей Марков
Репутационный прорыв невозможен
Петр Неев
Президентские Думы
Елена Фомина
У власти наконец дошли руки разгрести медиа-завалы
Среда
Усиление государственного PR: благо или угроза для независимых агентств?
Михаил Беглов
Рефлексия в интересах PR-отрасли
Александр Моисеев
Рейтинг как неизбежность
Борис Новинский
PR-рейтинги по-английски
Владимир Данилов
Без правильного PR компании не разбогатеют
Сергей Михайлов
Практика
PR-усилия НАТО не безупречны
Китайский PR: от Конфуция до Цзян Цзэминя
Евгений Верлин
Атаковать конкурентов не словом, а делом
Ирина Шелекетова
Повторение пройденного перед новым стартом
Марина Щедровицкая
Мнение
Государство не усиливается, а воссоздается
Петр Щедровицкий
Интернет
Чиновники в Сети
Иван Давыдов
Академия
В поисках обратной связи
Игорь Задорин, Елена Молчанова
Магистр
Диплом не гарантирует успеха
Анна Федорова
Конкуренты для мэтров
Анна Федорова
Новости
Философия PR-доверия
АКОС против хед-хантеров
"Сплетни" запущены в Сеть
Имидж России будут улучшать из Лондона
Бизнес озабочен репутацией страны


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.