Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2000 / Мы выбираем, нас выбирают / Среда

Страсть к самоанализу


Александр Моисеев
Обозреватель журнала "Со-общение"
Версия для печати
Послать по почте

Проявляют российские пиарщики даже на международных форумах
Подвергая работу российских PR-ассоциаций жесткой критике, отечественные пиарщики убеждены, что подобные организации должны защищать профессиональные интересы своих членов и решать в первую очередь сугубо внутренние проблемы сообщества. На Западе политконсультанты и пиарщики, похоже, иначе понимают функции своих профессиональных объединений. Это продемонстрировала 5-я конференция Европейской ассоциации политических консультантов (EAPC), состоявшаяся в Москве 5-6 мая.


ЕАРС была создана в 1996 году в Париже как объединение европейских членов Международной ассоциации политконсультантов (IAPC). Президент ЕАРС - немец Фолькер Риггер. В ее состав на основе персонального (а не корпоративного) членства входят ведущие консультанты из ряда европейских стран. Большинство составляют руководители крупных политконсалтинговых компаний, но есть среди членов социологи, психологи, лоббисты, представители политических партий и движений. Членом ассоциации может стать практически любой авторитетный профессионал, имеющий отношение к политическому консультированию.

Политконсалтинг выходит из моды

В московской конференции приняли участие специалисты из России, Австрии, Германии, Италии, Литвы, Нидерландов, Турции, Финляндии, Швейцарии. Американские же коллеги присутствовали в качестве гостей. Участники мероприятия не скрывали удивления тем фактом, что российское PR-сообщество практически проигнорировало это событие, несмотря на то что, по словам организаторов, приглашения рассылались во многие агентства.

Почему заседание европейцев в Москве не вызвало должного интереса у российских пиарщиков, то и дело сетующих на недостаток общения и призывающих друг друга активизировать обмен опытом с коллегами из-за рубежа? Казалось бы, вот он редкий, но подходящий случай пообщаться с компетентными коллегами! Тем более сейчас, после завершения двух кампаний федерального масштаба, когда многим специалистам наверняка нашлось бы, что рассказать иностранцам, явно жаждущим вникнуть в российские реалии. Однако ни пиарщиков, ни журналистов (за исключением представителей специализированных изданий) в зале конференции отыскать было невозможно.

Рационально объяснить возникшую ситуацию можно лишь тем, что с окончанием выборных кампаний пик интереса к политической тематике в отечественном PR-сообществе пройден. Может быть, и впрямь правы те, кто говорил, что политконсалтинг в России начинает постепенно сворачиваться?

Активность без влияния

Основной темой конференции EAPC стал анализ результатов избирательных кампаний, прошедших в последние месяцы в самых разных странах. Выступавшие рассказывали об основных политических партиях, ходе предвыборной борьбы, тенденциях развития политической культуры. Елена Башкирова, директор центра "РОМИР", ознакомила аудиторию с результатами системных социологических исследований, которые она с коллегами проводит каждые пять лет. Результаты последнего исследования свидетельствуют о том, что в умонастроениях россиян сегодня наблюдается отход от крайних политических взглядов, укрепляется тенденция к принятию так называемых центристских позиций. Так, за последние четыре года с 21% до 16% уменьшилось число людей, выступающих за правление военных. В то же время большинство россиян по-прежнему называют армию тем социальным институтом, к которому они испытывают наибольшее доверие.

Вместе с тем за период с 1995-го по 1999 год на 10% увеличилось число россиян, интересующихся политикой. К таковым в 1999 году причислили себя 69% опрошенных. Однако лишь 7% из них считают, что проявляемая ими политическая активность может оказать какое-то влияние на правящие круги. И все же, по словам Башкировой, несмотря на рост интереса россиян к политике, "реальной вовлеченности граждан в политический процесс у нас в стране не наблюдается". Иными словами, утверждает руководитель РОМИР, "демократию a la russe" наши соотечественники не воспринимают как реальный инструмент, пригодный для решения их социальных проблем.

Молодость или опыт

Повышенный интерес вызвал у аудитории вопрос о факторах, определяющих политический выбор населения. Например, для российского избирателя одним из важных параметров является возраст политика. Согласно данным социологических опросов, приведенным руководителем РОМИР, Владимир Путин и Григорий Явлинский имеют в глазах избирателей устойчивую характеристику "молодых". А Геннадий Зюганов, который всего на несколько лет их старше, практически ни у кого не ассоциируется с тем же самым поколением политиков. Представители же западных стран подчеркивали в своих выступлениях, что их сограждане в меньшей степени определяют свои симпатии к кандидату в президенты по таким параметрам, как возраст, внешние данные, решительность и так далее. Любопытно, что в Финляндии, например, граждане делают свой выбор исходя главным образом из политических предпочтений, а также таких показателей, как знание иностранных языков, наличие определенного опыта и знаний в вопросах международных отношений.

Не хватило профессионализма

Ряд докладов на конференции был посвящен проблемам PR и избирательных технологий в России. Находившемуся в зале нетрудно было заметить, что выступления некоторых наших специалистов вызвали недоумение у зарубежных коллег. Так, представитель политического движения "Отечество" Владимир Лебедев решил воспользоваться случаем, чтобы подробно разъяснить иностранной аудитории идеологическую платформу своего движения, а заодно и изложить свое видение причин неудач ОВР в ходе думской кампании. "Нам не хватило профессионализма в оказании отпора приемам информационной войны, - сказал он. - Кроме того, наша предвыборная кампания почти не финансировалась". Да и вообще, по его словам, в России слишком широко распространился пресловутый "черный PR".

Словом, если мы здесь худо-бедно понимаем, кто и как работал на думских выборах, и знаем, что кампанию самого блока ОВР отнюдь нельзя назвать этически безупречной, то для иностранных гостей такая картина прошедших выборов совсем не очевидна. И в этом контексте вряд ли можно считать правомерным и оправданным ходом попытку организаторов форума представить и тем самым продвинуть на международной арене лишь одну, причем далеко не правящую в России партию.

Субъектно-объектные взаимосвязи

Владимир Лепский, директор лаборатории Института психологии РАН, в своем выступлении продемонстрировал особый подход к оценке политических PR-акций. "Сегодня в нашей стране наблюдается беспредел в информационной среде, - считает он. - Однако само по себе наличие в той или иной PR-кампании манипуляций или негативных в эмоциональном плане действий не дает оснований считать ее 'грязной' с технологической точки зрения".

Оценивать избирательные кампании Лепский предлагает на основе анализа способов реакции человека на окружающую действительность. Их два: первый - реактивный, когда человек пассивно подстраивается под реальные события, и второй - рефлексивный, когда он вырывается из потока событий, смотрит на них со стороны, осмысливая происходящее. В первом случае человек является объектом политического процесса, во втором - его субъектом.

Для большинства россиян, считает Лепский, характерен первый тип поведения. Второй свойственен более сильным личностям, например, предпринимателям, действующим в реальном секторе экономики, а также наиболее активной части интеллигенции, сумевшей найти свою нишу в новых условиях. Государство же, по его мнению, предстает в одном из двух качеств - либо как "гарант прав граждан", либо как "доминатор".

Исходя из этих критериев, считает Лепский, можно оценить предвыборные кампании различных партий на прошлогодних выборах в Госдуму. Склонность к трактовке государства как "гаранта прав граждан" и, соответственно, собственной активной роли в обществе проявили в наибольшей степени сторонники "Яблока", СПС и ОВР. Кампания же "Единства", считает аналитик, напротив, выявила тяготение его сторонников к тоталитарному государству и развернула часть обычно голосующего за демократов электората в сторону "объектного самовосприятия".

Специфический рынок

Подробно и даже несколько драматично осветил ситуацию в отечественном PR-сообществе президент ИАЦ "Новоком" Алексей Кошмаров. "Ошибочно считать, что PR в России появился только после начала демократизации общественной жизни, - заявил он. - Подобная работа велась и раньше, правда, тогда она выполняла пропагандистские задачи. И все же специалисты, действовавшие в те времена в партийных и государственных органах, и особенно в спецслужбах, применяли самые современные технологии".

Новая элита далеко не сразу осознала потребность в услугах профессионалов PR, причем как в сфере политики, так и в бизнесе. В результате специалистам в этой области пришлось самим формировать рынок, находить себе работу. Государство, по мнению Кошмарова, и сегодня продолжает доминировать в политических процессах. Потому и рынок PR у нас, мол, сложился специфический: заказы со стороны клиентов носят не стратегический, а сиюминутный характер, сводясь, как правило, к задаче "приподнять" или "опустить" какого-нибудь политического деятеля. В результате вместо того, чтобы обеспечивать согласие в обществе, пиарщики превратились в неких бойцов информационного фронта.

Вторая особенность отечественного PR-рынка, по мнению Кошмарова, - непрозрачность действий консультантов и их клиентов. Более 40% этого бизнеса, считает он, находится в "теневой зоне". При этом не прекращаются разговоры о пресловутых "грязных" технологиях. Объяснить это, по мнению Кошмарова, можно тем, что у большинства российских политиков нет морали, достойной идеологии, и достигать целей они зачастую предпочитают средствами "черного PR".

Как российский феномен оценивает Кошмаров то, что на выборах консультант нередко начинает играть ведущую роль, подменяя собственно политика. Ход избирательной кампании порой определяет не столько сам кандидат, сколько консультант, работающий с ним. Любопытно при этом, что неуспех клиента чаще всего у нас не рассматривается как неуспех пиарщика. Такое положение вещей вряд ли нормально.

"Новоком", по словам Кошмарова, принимал участие в разработке идеологии для нового президента. Ее можно определить как "либеральный патриотизм". Ключевой тезис этой идеологии: сильное государство - гарант гражданских прав и свобод. Это выступление вызвало наибольшее удивление со стороны западных консультантов, которые, видимо, не привыкли обсуждать проблемы такого рода. Анализируя избирательные кампании, они практически не обсуждали применявшиеся там PR-технологии, специфику собственной работы самих политконсультантов.

Закончил же Кошмаров свою речь рассуждениями о необходимости для пиарщиков содействовать повышению репутации отечественных политических и деловых структур за рубежом, да и имиджа России в целом.

Клуб по интересам

К сожалению, на конференции никто из выступавших так и не предоставил значимой информации о деятельности самой EAPC, о проблемах, стоящих перед ней.

Впрочем, в рамках сессии была проведена Генеральная ассамблея, если судить по названию, то можно предположить, что именно это мероприятие было кульминацией московской встречи. Но журналистам организаторы недвусмысленно дали понять, что их присутствие на ассамблее нежелательно. Вероятно, представители ЕАРС привыкли обсуждать свои внутренние проблемы при закрытых дверях. Так что стратегические цели и задачи ассоциации остались тайной для представителей прессы. Единственный обнародованный результат - появление российских специалистов в руководстве ассоциации: вице-президентом ассоциации был избран независимый консультант Андрей Булычев, а в совет директоров ЕАРС вошла Елена Башкирова.

И все же кое-что о специфике позиционирования EAPC выяснить удалось. Оказывается, EAPC с самого начала не ставила себе целью защищать профессиональные интересы своих участников. Это не прикладная бизнес-структура, каковой стремится быть, например, российская Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (см. интервью председателя АКОС Вероники Моисеевой в "Со-общении" N5, 2000). EAPC - скорее своего рода престижный клуб для встреч именитых профессионалов из разных стран, дающий им возможность, например, побывать в Москве, ознакомиться с ее достопримечательностями, посетить Большой театр, прокатиться на пароходе. Причем не в одиночестве, а, как уже стало традицией, в окружении членов своих семей.

Сама схема работы EAPC, на наш взгляд, свидетельствует, что европейский рынок политических услуг по-настоящему структурирован и стабилен. Это в России смена элит и всякого рода политические встряски то и дело ставят вопрос "быть или не быть" PR-отрасли как таковой. Да и внутри нашего сообщества слишком много нерешенных проблем. Потому-то заседания российских консалтинговых ассоциаций проходят в обстановке бурного обсуждения противоречий, связанных со становлением рынка. Возможно, когда-нибудь и у нас мероприятия профильных организаций будут проходить в столь же непринужденной, как у EAPC, обстановке. Да и обсуждать делегаты будут не столько трудовые будни своего цеха, сколько проблемы политической жизни.

Требуются positive stories

Впрочем, уже стало обычным, что в ходе международных форумов российские специалисты не стремятся решать собственно пиаровские задачи. Они постоянно говорят о необходимости повышения имиджа России и при этом не упускают случая посетовать, какие продажные у нас журналисты да как расцвел "черный PR". Подобная откровенность российских участников, возможно, чем-то и подкупает. Но, господа, где же ваше важнейшее профессиональное качество - умение подавать факты в наиболее выгодном для себя свете? Не пора ли перестать жаловаться на трудности и попытаться использовать такие форумы для повышения престижа как собственно отрасли, так и страны в целом?

И впрямь: вряд ли встретят понимание иностранных коллег ламентации представителей "Отечества" о том, что их противники, мол, играли "без правил" - на Западе, как известно, не любят неудачников. Да и от такой болезни роста, как всякого рода сомнительные приемы и технологии, там пиарщики уже давно исцелились. Может быть, вместо того чтобы фиксировать внимание иностранцев на негативных аспектах деятельности наших пиарщиков, следует приводить positive stories из российского опыта применения современных гуманитарных технологий? Если же мы сами будем твердить на весь мир о плохой репутации PR в России, то рано или поздно зарубежные коллеги и впрямь в это поверят.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Мы выбираем, нас выбирают
Контекст
Отпуск-2000: мы выбираем - нас выбирают
Инна Константинова
Интернет вытесняет турагентства
Елена Щербинина
Сегодня важно говорить о России хорошо
Мы решили стать первыми в открытии новых направлений
Среда
Рынок PR силен не структурами, а людьми
Страсть к самоанализу
Александр Моисеев
"Неочевидный" менеджмент решает все
Борис Новинский
Практика
"Зенит" атакует "Спартак"
Дина Вишня, Юлия Полякова
Как "закалить сталь"
Алексей Куртов, Михаил Каган
Мнение
Предвыборы после выборов
Анатолий Воропаев
Интернет
Кибертеррор - пугало или реальность?
Сергей Петухов
Гуманитарные фабрики
Ток-шоу на грани пропаганды
Юрий Богомолов
Теледебаты - театр и барометр политической жизни
Андрей Непесов
"Милая Мила" на каждый день
Юлия Попова
Академия
Гуманитарные технологии для гуманитарных людей
Владимир Данилов
Курьер
"Новоком" держит удар
Новости
ЦИРКОН занялся бизнесом
Экспансия ICO
Смена президента: можно ли ожидать подъема РАСО?


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.