Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2000/6-7/m/20


Предвыборы после выборов

За последний год в политический процесс у нас в стране были введены несколько новых политических форматов. Во-первых, - референдум, проведенный СПС осенью. Несмотря на то, что ЦИК не признал результаты референдума, за вопросы предложенные СПС "проголосовало" более четырех миллионов человек. Таким образом, был сделан первый шаг в сторону реализации этого важнейшего демократического института.

Во-вторых, это теледебаты. Для любого специалиста очевидно, что демократический процесс опирается на особый тип политического лидерства, в основе которого лежит коммуникативная компетентность. Политики старого поколения не способны вступать в публичный диалог с населением, дискутировать друг с другом под пристальным вниманием "киноглаза". Напротив, политики нового поколения, особенно лидеры СПС, своим примером сделали теледебаты важнейшим элементом политического самоопределения избирателя.

В третьих - предвыборы или праймериз. Предвыборы, проведенные по инициативе интеллектуального клуба "Сургутская Альтернатива" в Ярославле и Санкт-Петербурге, позволяют надеяться, что эпоха, когда избиратель был вынужден выбирать из десятков одинаково неопределенных по своей политической ориентации кандидатов, скоро безвозвратно уйдет в прошлое. Реализация же личных амбиций политиков уступит место реальному учету ожиданий и предпочтений избирателей.

Петр Щедровицкий, гуманитарный технолог

 

Первые шаги "неведомой технологии"


Анатолий Воропаев


член клуба "Сургутская Альтернатива", замдиректора Института проблем регионального развития, продюссер театра и кино

- Что такое предвыборы и какая от них польза?

- Первые предвыборы были проведены в Ярославле 19 марта 2000 года членами клуба "Сургутская Альтернатива". Несмотря на то, что исход президентских выборов в России был вполне прогнозируем, для нас было важным провести саму акцию как знак зарождения новой демократической традиции и переноса на российскую почву новой, еще неведомой технологии.

Местные власти, как всегда, начали вставлять нам палки в колеса: не объясняя своих действий, они, например, запретили рекламировать акцию, закрыли избирательные участки, которые были нами арендованы и проплачены. Несмотря на это, нам все же удалось организовать семь предвыборных пунктов, работавших по четыре часа, в течение которых смогли проголосовать 7400 человек. Результаты предвыборов довольно точно отразили реальную картину, которая была получена в день голосования 26 марта. Сама же акция вызвала большой интерес прессы, избирателей и самих политиков.

После ярославского опыта мы убедились в том, что подобные мероприятия необходимы. Основная цель предвыборов - показать предварительный расклад голосов в отношении того или иного кандидата. Это важно особенно для тех, кто еще не определился: они должны видеть "избираемость" кандидата и сознавать, что их голос может либо пропасть, либо будет отдан за кандидата, имеющего какие-либо шансы на победу. Кроме того, предвыборы, проводимые независимой, но достаточно авторитетной организацией, дают достаточно объективную картину расклада сил и тем самым могут снимать вопросы о нарушениях и фальсификациях в ходе реальных выборов.

В Америке процедура предвыборов (прймериз) преследует цель выявить единого кандидата от той или иной политической партии. В итоге на заключительной стадии избирательной кампании участвуют лишь по одному представителю от крупных партий с реальными шансами на победу.

Что касается предвыборов, проведенных 4 мая в Санкт-Петербурге, то их целью было выявить наиболее сильного кандидата от демократических сил. Очень важен и тот факт, что впервые в Петербурге был реализован полномасштабный политический проект - от принятия политического соглашения до реального снятия кандидатуры "проигравшего" кандидата. Процесс переговоров между кандидатами и проведения предвыборов оказался довольно сложным, но в Петербурге нам удалось организовать уже 40 избирательных участков, на которых проголосовало более 20 тысяч человек.

- "Сургутская Альтернатива" - что это за организация и почему именно она взялась проводить предвыборы?

- "Сургутская Альтернатива" - это интеллектуальный клуб с десятилетней историей, выросший из комсомольского молодежного движения и объединяющий в настоящее время людей, которые нашли свое место в жизни и которым близки либеральные ценности, принципы рыночной экономики и правового государства.

Клуб удобен тем, что политически он не примыкал ни к СПС ни к "Яблоку". Нам удалось убедить движения, которые выдвигали демократических кандидатов, в нашей непредвзятости и абсолютной объективности. Вместе с тем, на предвыборы мы пригласили многих известных петербургских деятелей культуры и науки.

- Каковы перспективы предвыборов в России? Предвыборная деятельность, казалась бы, так жестко регламентирована, позволят ли Вам проводить их в дальнейшем?

- Вопросов по проведению предвыборов возникало много у всех. Но больше других - у членов Избирательной комиссии, поскольку нигде не прописан статус подобного мероприятия. Тем не менее мы исходили из того, что "все что не запрещено законом, то разрешено". В настоящее время один из депутатов Госдумы от СПС готовится выйти с законодательной инициативой по предвыборам с тем, чтобы прописать их юридический статус. Мы ему помогаем, но принципиальная позиция членов клуба состоит в том, что предвыборы должны проводиться независимой общественной организацией с политически неангажированной репутацией. Инициатива при этом должна исходить от самих кандидатов. Государство же в лице ЦИК должно обеспечивать техническую возможность проведения предвыборов (аренда помещений, техника, адресная база, охрана).

На данный момент опыт проведения предвыборов имеет только одна организация - клуб "Сургутская Альтернатива", но не исключено что этот опыт начнут осваивать и другие организации. Переговорный процесс по проведению предвыборов в Санкт-Петербурге 4 мая проводили мы с Николаем Брусникиным.

 

Глупо не использовать административный ресурс


Алексей Кошмаров


Президент информационно-аналитического, продюсерского центра "Новоком"

- Какова была ваша роль в организации предвыборной кампании на пост губернатора СПБ?

- В избирательной кампании мы обеспечивали разработку стратегии и идеологии, креатив, проводили анализ ситуации, в которой происходили выборы губернатора. Тактические задачи кампании разрабатывала и осуществляла пресс-служба Владимира Яковлева - группа петербургских технологов во главе с Владимиром Большаковым. В Москве поддержку кампании оказывала группа под руководством Модеста Колерова. Были и другие группы.

- Какие задачи решались в ходе кампании и как вы оцениваете деятельность команд конкурентов?

- Основная задача предвыборной кампании Яковлева сводилась к тому, чтобы последовательно и в неброской форме показать, что было сделано за четыре года его работы. Словом, показать "правду реальных дел". Важно было донести ее до избирателей с помощью радио, телевидения, газет и небольшого тиража листовок, например - серии роликов с названием "К хорошему привыкаешь быстро" или "Надежное завтра".

Вторая задача - правильно использовать многочисленные ошибки конкурентов Владимира Яковлева. Главная из них состояла в том, что они не понимали и не учитывали реальную ситуацию в городе, не чувствовали реального отношения горожан к действующему губернатору. Они пытались строить кампанию на негативном образе Яковлева, который навязывался центральными СМИ, опирались на информацию о том, что СПб - якобы город "яблочный", поскольку сторонники Явлинского на прошедших выборах в Госдуму получили большой процент голосов.

Ошибкой было и выдвижение кандидатов из числа "московских питерцев", хотя и понятно, почему это происходило. Яковлев не принадлежит ни к одной олигархической группе - про него нельзя сказать что он "человек кого-то". Его позиция строится на реальных делах. Он проводит независимую финансовую и экономическую политику в городе, что опять же не нравится определенным силовым группам в Москве. Но именно это нравится горожанам. Поэтому выдвижение кандидатур Сергея Степашина и Валентины Матвиенко горожанами было воспринято сразу, как попытка навязать им волю Москвы.

- Что вы считаете своим успехом с технологической точки зрения? Что было нового на этих выборах с точки зрения политтехнологий?

- Наш успех - это результат почти в 73 % голосов. Новое - это беспрецедентное давление со стороны центральных СМИ, сравнимое, пожалуй, только с "наездом" на Лужкова.

Вместе с тем, я считаю, что мы нашли правильную формулу реагирования: не стали кричать и оправдываться, а помогли избирателю встать в позицию наблюдателя, анализируя и показывая какие технологии применяются против действующего губернатора. А главное то, что к Яковлеву это не имеет отношения.

- Как вы оцениваете работу команд технологов с противоположной стороны?

- Я бы выделил одну команду, которая работала ни за кого-то, а только против Яковлева, выплескивая поток дезинформации и клеветы в духе типично "московского хамства". Тем самым эта команда нам помогала, потому что и форма их работы, и содержание вызывали у горожан явное отторжение. Например, всплеск негативных эмоций провоцировала газета "Моя столица", издававшаяся Маратом Гельманом. Получилось так, что противники тратили огромные деньги на кампанию, а нам только оставалось указывать на их ошибки.

Группа политтехнологов, работавшая с Игорем Артемьевым, вроде бы все делала правильно и грамотно. Но поскольку само решение о его выдвижении было принято с опозданием, то они просто не располагали достаточным временем для его должной раскрутки. Второй большой недостаток этой группы в том, что они работали слишком традиционно.

Что же касается моей оценки предвыборов среди так называемых правых кандидатов Игоря Артемьева и Юлия Рыбакова, то это, на мой взгляд, чисто PR-ход, не имеющий никакого отношения к реальному выбору между двумя кандидатами. Решение о том, что будет баллотироваться Артемьев было принято на встрече этих двух кандидатов с Сергеем Кириенко и Григорием Явлинским в Москве.

Основные же претензии и жалобы со стороны проигравших по поводу кампании тоже понятны: они уже вполне традиционны для кампаний, которые ведутся против действующей власти, Это использование административного ресурса, хотя доказать это невозможно, а не использовать - глупо.

 

Ориентируясь на Запад


Марат Гельман


галерист, президент Ассоциации Независимых Кураторов, член Совета директоров ФЭП

Прежде всего, хочу заявить, что ФЭП как организация не принимал участия в организации процесса выборов губернатора Сакт-Петербурга. Моя группа и я лично занимались, во-первых, организацией фестиваля "Неофициальная столица", а, во-вторых, подготовкой и обеспечением переговорного процесса между демократическими кандидатами с целью проведения предвыборов и выдвижения единого кандидата от объединений "Яблоко" и СПС.

Действительно, фестиваль мы проводили во время кампании, но нас больше интересовало не то, кто станет губернатором, а как содействовать формированию нормальных современных отношений между культурой и политикой. Можно сказать, что мы использовали выборы для промоции культуры в Санкт-Петербурге.

В России за последнее столетие сложилось три типа взаимоотношений культуры и политики. Первый я бы назвал "московским" типом или фаворитизмом. Это когда политик назначает главного художника, главного певца, главного архитектора - эдакий "средневековый Медичи" в условиях отсутствия образованного класса людей. Сегодня такой стиль дискредитирует работу культурных институций: грубо говоря, зачем тебе выставляться в галереях, если ты в фаворе у политика, то он может просто подарить тебе музей.

Второй тип характерен для регионов - эдакий сталинский стиль местного начальства. Именно оно определяет, что есть настоящее искусство, а что таковым не является. При этом, "настоящее искусство" похоже на искусство прошлого или на иллюстрации из учебника "Родной речи", по которому мы все учились.

Третий тип формируется в крупных городах и тяготеет к "модели позднего Брежнева". В этом случае художнику, как правило, задается вопрос не "что ты творишь?", а "лоялен ли ты власти?"

Мы же пытаемся предложить четвертую модель. Смысл ее в том, что и политики и художники формируют элиты. Внутри этих элит сама среда выстраивает необходимые институции и иерархии признания. Элиты же взаимодействуют друг с другом на принципах взаимопризнания, взаимоуважения и невмешательства.

Поэтому, например, Минкульт, который осуществляет государственную политику в данной сфере, должен строить свои действия на принципах культурной политики. А у нее помимо цели сохранения культуры есть еще и цель ее развития. Образцом действия на основе принципов культурной политики являются наши фестивали. Они проводятся при поддержке того или иного политика, но ни в коем случае этот политик не вмешивается в Программу проведения фестиваля. Фестивали, которые организует наша Ассоциация независимых кураторов, направлены на работу с людьми молодого поколения (25-30 лет), которые активно интересуются культурой и политикой. Нам важно показать, что между этими двумя сферами возможны нормальные продуктивные взаимоотношения. Обычно в отношении культуры и культурных мероприятий власть не выступает организатором, она обычно "составляет маршрут посещений".

Сейчас мы готовим три больших новых проекта. В условиях выстраивания жесткой административной системы, усиления изоляционистских тенденций, становится важным показать, что современное российское искусство является частью мирового искусства. Что при любых условиях искусство преодолевает границы и становится частью мирового культурного ландшафта. Проект называется "Ориентация на Запад".

 

Тот самый Артем Тарасов


Ева Василевская


агентство "Региональная пресса", Санкт-Петербург

Пассивов в трехнедельной кампании Артема Тарасова, внезапно прилетевшего из Лондона в Петербург для участия в выборах губернатора, было так много, что говорить о них не имеет смысла. К активам можно отнести незаурядную личность самого кандидата.

Я бы выделила четыре составляющие, благодаря которым удалось достигнуть достаточно приличного и даже неожиданного результата.

Первое. Акцент пиарщиков Тарасова на словосочетание "тот самый Тарасов", проходивший красной линией через всю кампанию. С одной стороны, у избирателей срабатывала ассоциативная связь: люди 35-70 лет вспоминали фамилию, первые годы перестройки и себя в ней. С другой стороны, работала другая "цепочка": узнал сам, проинформируй соседа. Соседом мог оказаться человек, и вовсе не знавший ни о каком Тарасове, но ценящий информацию, полученную из рук в руки.

Второе. Эксплуатация пиарщиками внешней привлекательности кандидата и его незаурядных ораторских способностей. Горожане настолько соскучились по лидеру, который мог бы ярко и смело говорить, что впитывали выступления Тарасова как губка. Характерный пример: мы собирали женские аудитории под имя американского актера Джеда Алана, исполнителя одной из главных ролей в сериале "Санта-Барбара", приехавшего поддержать Тарасова на выборах. Но бедному актеру удавалось ответить на два-три вопроса, про него просто-напросто забывали, людей гораздо больше интересовал сам Тарасов.

Третье. Использование пиарщиками элементов шоу, непременное присутствие некоей фабулы в публичных выступлениях, телеинтервью кандидата. В большинстве случаев это сочеталось с хорошей порцией содержательного разговора, иногда доходило до чистого представления. Одним из самых удачных было выступление Тарасова во время последних теледебатов, когда кандидат смог удачно совместить тональность публицистического монолога с доверительным приглашением соперников тут же отметить его именины. На экране мгновенно появился именинный пирог, шампанское и прочие сопутствующие лакомства.

Четвертое. Вполне удачной находкой можно назвать и акцент пиарщиков на соответствие кандидата Тарасова образу "нового человека во власти".

Дата публикации: 08:27 | 19.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.